Поддержка местных СМИ — за счет налога на Facebook и Google

,

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила на приеме региональных редакторов в своей резиденции, что правительство рассмотрит все варианты поддержки местных газет. В этом году правительство создало специальную комиссию под руководством общественного деятеля и бывшего журналиста Дэйма Кэйрнкросса.

«Мы создали комиссию, чтобы услышать все голоса из индустрии и их предложения о поддержке», — сказала премьер-министр. Она заверила редакторов, что правительство намерено сохранить местные СМИ, потому что они «становой хребет демократии в стране»: «Они держат политиков в тонусе и в курсе того, что действительно происходит в стране за пределами Вестминстерского пузыря».

Press Gazette, индустриальный портал, фокусирующийся на проблемах медиа, сообщает о своем предложении комиссии Кэйрнкросса. По мнению издания, если бы интернет-гиганты Facebook и Google могли бы направить часть своих миллиардных доходов на поддержку высококачественной журналистики, они принесли бы большую общественную пользу. «До сих пор мы думали, что дуополия могла бы пожертвовать деньги на СМИ добровольно. Но если они не хотят так поступать, возможно, следует принудить их к этому», — сообщает Press Gazette.

Похожие идеи высказывают почти крупнейшие издатели Британии: Google и Facebook должны давать что-то взамен. Например, выкупать у СМИ лицензию на публикацию их контента. По здравому размышлению, такая лицензия интернет-платформа, конечно, не нужна, так как перепечатки публикуются поисковиками или пользователями сетей: сама экосистема распространяет материалы СМИ. В чем сами СМИ, кстати, немало заинтересованы. Так что идея лицензии на контент СМИ для интернет-платформ — это, скорее, скрытая форма пожертвований от новых медиа старым. Проблема еще и в том, что даже сложно найти формат, в котором можнобыло бы требовать от интернет-платформ финансовой поддержки СМИ).

,

Идеи каким-то образом выбивать деньги с дуополии Facebook и Google на поддержку местной прессы уже давно бродят по Европе

,

Тем не менее, идея обложить интернет-платформы налогом на поддержку местных СМИ не так уж абсурдна и даже кое-где реализуется. Например, в некоторых странах существует Netflix-tax — налог на видео-платформу Netflix, которая потеснила местных телевещателей, но сама по себе экстерриториальна. А в Канаде правительство согласилось не вводить Netflix-tax, но взамен Netflix подписал с правительством соглашение о том, что потратит за пять лет 500 миллионов долларов на производство местного контента, то есть местных фильмов и передач, возмещая таким образом тот урон, который экстерриториальные платформы наносят местному медиаландшафту.

Тем временем руководитель представительства Google в Великобритании уже заявил, что компания рассмотрит предложения комиссии Кейрнкросса и готова к сотрудничеству с издателями для развития журналистики. Вполне вероятно, интернет-платформы под общественным давлением пойдут навстречу и организуют какие-то проекты для поддержки СМИ, не дожидаясь, пока их к этому принудит государства.

Идеи каким-то образом выбивать деньги с дуополии Facebook и Google на поддержку местной прессы уже давно бродят по Европе. В России о таких инициативах пока не слышно. Впрочем, тут если и удастся взять какие-то деньги с иностранных интернет-гигантов, то вряд ли их направят местным газетам (как опоре демократии).

,

Скриншот: pressgazette.co.uk