Последние века полтора все издания выходят в свет с фотоиллюстрациями, с рисунками, а теперь и с инфографикой. Забота об этом лежит на отделе иллюстраций, в котором работают «фотики» (фотокорреспонденты) и «бильды» (фоторедакторы).
Чем же занимаются фоторедакторы?
Они занимаются визуальным контентом, то есть подбирают фотографии к текстам.
Раньше, в давние советские времена, не было профессии фоторедактора, а человека, подбиравшего фотографии к публикации, так и называли — фотоподборщик. Точнее, фотоподборщица, ибо большинство их было женщинами. Изредка в фотоподборщики уходили постаревшие фотокоры, которым уже невмоготу было бегать по съемкам. Они сидели себе в отделе и толкали на полосы свои старые кадры. Потом времена изменились, в нашей стране появилось множество самых разных изданий, роль фотоподборщика стала увеличиваться, и его стали называть фоторедактор. В профсреде его чаще называют коротко — бильд (от немецкого слова bild — картина, рисунок, фотография).
По большому счету в обязанности бильда входит не только подбор снимков к тексту, но и активное участие в выстраивании визуального ряда издания, его облика. Хорошо работающий бильд обеспечивает сильный визуальный ряд, делает издание привлекательным для читателя. От бильдредактора требуются насмотренность, хорошая визуальная культура, понимание специфики и формата издания, хорошее ассоциативное мышление, знание в лицо важнейших персон, стрессоустойчивость. На частый вопрос: нужно ли бильду уметь фотографировать? — ответ: и да, и нет. Бильду полезно побывать в шкуре фотокора, ему необходимо знание работы фотожурналиста для того, чтобы не было ситуаций «пойди туда не знаю куда и принеси то не знаю что…». С другой стороны, навыки фотокора не особо-то нужны в работе бильда и могут иногда мешать ему в правильном отборе снимков.
Разумеется, работа бильда в ежедневной газете, еженедельнике, ежемесячном издании, агентстве различается. В агентстве и ежедневном издании темп работы зачастую сумасшедший, дело решают минуты, а то и секунды, а в еженедельнике жизнь куда вольготнее. Про ежемесячник и не говорю! Оставим в стороне вопросы фоторедактирования фотоальбомов или выставочных проектов, там своя специфика.
В профессии фоторедактора есть одна особенность — взаимодействие с пишущими журналистами. Не секрет, что бал в редакции правят пишущие. Проблема состоит в том, что не все из них обладают нужной визуальной культурой. Отсюда и постоянные трения, когда бильд подбирает снимок, а пишущему (автору, редактору) снимок не нравится, а почему не нравится, объяснить не может. Иногда не может понять, почему ему на полосу принесли именно этот снимок. Самый популярный вопрос пишущего к снимающему (фотокору и бильду): «Ну и что?» Сколько раз я его слышал, работая в редакциях центральных газет!
Про стрессоустойчивость упомянул не напрасно: бильду требуется огромное терпение вместе с работоспособностью в условиях многозадачности.
Бурное развитие интернета и интернет-СМИ породило спрос на фоторедакторов, но образованных бильдов очень мало, а учить их почти нигде не учат. У нас, на журфаке МГУ, мы даем фотогруппам курс бильдредактирования, а дальше уже — самообразование по ходу работы.
Некоторые наши выпускники работают фоторедакторами, и я попросил их поделиться своими соображениями и впечатлениями о профессии и ее современном состоянии
,
,
ИВАН ПЕТРОВ, фотограф и бильдредактор:
— На мой взгляд, сейчас бильдредактура переживает не самые лучшие времена. Если не брать крупные издания с историей, типа МИА «Россия сегодня», ТАСС, «Известий», «Коммерсанта» и прочих, то видно, что уровень профессионализма, к сожалению, стремится к нулю. Проработав месяц на сайте мэра Москвы на позиции бильдредактора, ушел оттуда, поняв, что учиться там не у кого и особо нечему. В отделе, в котором я работал, из семи человек специальное образование было только у двоих (у меня и у руководителя отдела). Сейчас, к сожалению, в подавляющем большинстве мест портрет бильдредактора следующий: это среднестатистический человек, который может понять, красивая фотография или нет, и немного умеет пользоваться фотошопом.
— А в чем причина?
— Причина, на мой взгляд, кроется в том, что средняя зарплата бильда по Москве невелика. В провинции не лучше. То есть на выходе мы получаем обесценивание профессии с экономической точки зрения, потому что бильдом быть невыгодно. Хорошо оплачиваемых мест очень мало. А хорошо оплачиваемых мест, где еще есть возможность развиваться, почти нет. Здесь мы подходим ко второму фактору, который сильно влияет на ситуацию в профессии: мест, где интересно, очень мало. С сайта мэра я ушел потому, что было скучно. Весь рабочий день я читал присылаемые мне новости типа «В Москве открыли детский садик номер 7556» или «В таком-то районе Москвы отключат горячую воду». Я должен был подобрать одну фотографию, обрезать под требования сайта и выложить. Иногда попадались тексты, в которые надо было вставить 4-6 фотографий. Раз в день присылали небольшой фоторепортаж, который надо было разобрать и залить в фотобанк. На этом функции бильдредактора заканчивались. И так работают бильды во многих местах.
— Тишь и благодать… А сейчас работать веселее?
— После «бегства» с портала мэра Москвы мне-таки удалось найти место, где и платили больше, чем по рынку, и работать было интересно. Но сфера скорее ближе к пиару, чем к журналистике. Сейчас я бильд в компании, которая занимается пиаром и организацией части московских праздников.
,
,
Что входит в мои функции?
• Непосредственно работа бильдредактора (отбор фотографий из съемок, ведение фотобанка, выборка фотографий для публикаций).
• Поиск архивных фотографий и работа с ними для создания арт-объектов и тематических поездов Московского метрополитена. Помимо непосредственной работы с архивами, необходимо знать основы авторского права, за соблюдением которого сейчас очень хорошо следят.
• Руководство фотослужбой во время проведения фестивалей. Чтобы заниматься пиаром, нужны картинки — для соцсетей, для сайта, для выставок и многого другого. В штате у нас нет постоянных фотографов, но на каждый праздник я нанимаю людей, которые снимают наши мероприятия. Для того чтобы фотограф хорошо снял, ему нужно дать понятное техническое задание, составить маршрутный лист, чтобы он не потерялся и принес картинки именно тех мероприятий, которые нужны.
— Что, на твой взгляд, нужно современному бильдредактору? Знание ньюсмейкеров, умение работать в программах типа фотошопа, умение вести фотоархив, визуальная культура, быстрота работы?
— По поводу ньюсмейкеров. Скорее я бы это назвал более широко — знание источников. Бильдредактор должен знать, где искать различные снимки. Например, если это какие-то архивные общеизвестные материалы типа портрета Гагарина — то он лезет в ТАСС или РИА «Новости», если портрет какой-то современной звезды для афиши — то в какие-то мелкие глянцевые издания. Потому что они там есть именно в формате фотосессии и стоят в разы дешевле, чем в том же РИА. Для сравнения: фамилию уже не вспомню, но за фото в РИА хотели 67 тысяч, а в «7 днях» — 10 тысяч.
,
,
Быстрота работы нужна в любом случае. Но особенно актуально это при работе с интернет-порталами и соцсетями.
Вести архив, как правило, учат везде, где он есть, и форма организации может быть разная, поэтому это не главное. Но человек должен уметь системно мыслить!
По поводу всех программ — минимальный пакет «Фотошоп» и «Лайтрум», плюс, наверное, «Бридж» (в нем удобно ключевые слова прописывать, но в ряде фотобанков это делается только внутри самой программы).
— А что еще приходится делать?
— Приходится заниматься аккредитацией и всякими документами. Ту т работает формула — чем меньше штат компании, тем более универсальным должен быть сотрудник, так сказать, и швец, и на дуде игрец.
Часто правлю договоры. Иногда езжу на встречи, чтобы подписать документы, то есть работаю как переговорщик. Там, где штат большой, бильд занимается только отбором фотографий.
,
,
ОЛЬГА СКВОРЦОВА, фотограф и бильдредактор:
— Я работаю фоторедактором около двух лет, за это время у меня был опыт работы в новостном интернет-издании, крупном информационном агентстве и практика сотрудничества с государственными организациями.
В интернет-СМИ работа велась с огромным потоком изображений из фотобанков, «окартинивалась» каждая новость. Одним из главных требований была оперативность, часто речь шла о секундах, чтобы первыми опубликовать информацию. Во время освещения чрезвычайных ситуаций работа происходила в режиме аврала, ведь часто на начальном этапе изображений в фотобанках нет, и их приходилось искать у очевидцев в сети. Огромный стресс — ежедневная данность.
— Не новостями одними живет издание. Над чем еще работает бильд? Что тебе было интересно?
— Чаще остальных тем я оформляла материалы по культуре и финансам. В обоих случаях нужна способность к образному мышлению. Изображение уже давно перестало быть исключительно иллюстрацией к тексту. Часто от картинки зависит, будет ли статья вообще открыта пользователем. Издания пребывают в жесткой конкуренции за просмотры, и кликабельность изображения является его определяющей характеристикой. И если в работе с культурной тематикой приходилось чаще полагаться на общую эрудицию, то в случае с финансами самым сложным было подбирать нетривиальные изображения к материалам об очередном обвале рубля или теме кредитов. Моим любимым способом выйти из сложной ситуации было использование кадров из кинофильмов, хотя это спорный момент с точки зрения авторских прав.
В погоне за кликабельным изображением важно учитывать стилистику издания и соблюдать этические нормы. Все мы знаем, что секс и сцены насилия подсознательно побуждают человека кликнуть на изображение, но злоупотребление может иметь и обратный эффект, формируя репутацию издания. Иногда погоня за хайпом приводила к забавным ситуациям, когда почти каждый редактор хотел увидеть на главном изображении к материалу девушку с декольте, независимо от того, о чем шла речь в материале.
— Чем отличается работа бильда в фотоагентстве?
— В агентстве я работаю на одном из специальных тематических проектов. В мои задачи, помимо оформления материалов, входит поиск региональных фотографов и координация их работы. Выполняя свои обязанности перед редакцией, я стараюсь создать и для фотографа максимально приемлемые условия сотрудничества.
— Это очень ценно для рабочей атмосферы!
— Да! Мне кажется, что чем больше у автора уверенности, что в случае конфликтных ситуаций бильд отстоит интересы фотографа, тем более прочные профессиональные отношения складываются между всеми сторонами.
Одной из интересных задач для меня было найти женщину-фотографа в Кавказском регионе для фотосъемки на женской половине мечети. Мне повезло, найденный автор качественно выполнила съемку и привнесла в репортаж свои акценты. Авторская визуальная стилистика ценится сейчас куда выше, чем набор визуальных штампов.
— А что для тебя особо интересно или ценно в твоей работе?
— В работе фоторедактора для меня ценна возможность постоянного развития. Визуальный язык — подвижная и обновляющаяся субстанция, необходимо следить за новыми тенденциями в оформлении материалов. На рынке сейчас ценятся многопрофильные профессионалы, имеющие базовые навыки дизайна и работы с видео, так что перспектив для профессионального развития довольно много.
,