Я б на практику пошел, а чему там учат?

Практика была и остается важнейшим компонентом журналистского образования, однако условия ее организации меняются. Во-первых, в связи с новыми требованиями стандартов. Во-вторых, по причине трансформации традиционных СМИ и развития новых медиа. Провозглашенный в регламентах практикоориентированный подход требует перераспределения задач и методов, и сегодня каждый вуз, выпускающий журналистов, ищет наиболее эффективные способы решения этих задач.

Знакомство с учебными процессами в разных вузах страны — столичных и региональных, государственных и частных — позволило выявить основные тенденции, определить болевые точки, рассказать об интересном опыте.

Если говорить об тенденциях, то главных четыре.

,

,

Первая — это переход к так называемой непрерывной или рассредоточенной практике: вузы отказываются от закрепления учебной и производственной практик за конкретным периодом (раньше она проводилась как правило летом). Вместо этого освобождается от занятий один день в неделю, и студенты либо работают на медиаплощадках вуза, либо уходят в редакцию. Такое перераспределение аудиторной нагрузки и занятий практикой обусловлено двумя основными причинами: преподаватели в отпуске, а в редакциях СМИ, количество которых сокращается, летом не так много работы для студентов, которых, напротив, становится все больше.

 

,

,

Вторая заметная тенденция связана с конвергенцией на разных уровнях — профессий (журналистика, связи с общественностью, реклама), редакций, платформ. Это потребовало пересмотра программ практик и включение в них таких баз, как корпоративные издания, сайты коммерческих предприятий и общественных организаций, PR-структуры и рекламные агентства, а также так называемые социальные медиа (при условии, что аккаунты официально зарегистрированы).

 

,

,

Третья тенденция проявляется в том, что студенты проходят полноценную и эффективную практику на базе вуза или на условиях партнерских отношений с одним изданием. Она наиболее важна как с точки зрения требования федерального стандарта («Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий всех видов, предусмотренных программой бакалавриата, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей). Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения»), так и по причине все чаще возникающих трудностей оформления долгосрочных договоров с редакциями, которые еще недавно были надежными и постоянными местами практик. Такие медиаплощадки созданы во многих вузах — КФУ, БФУ им. И. Канта, СПбГУ, ЮУрГУ, ВлГУ, ТвГУ, ТГУ, ИСИ и других. С их деятельностью можно познакомиться на сайтах образовательных организаций.

Интересен с этой точки зрения опыт Самарского университета, где создана студенческая конвергентная редакция GrowthМедиа. Это интегрированная мультиформатная объединенная редакция, представляющая собой, как большинство таких объединений, «медиа для роста». А студенты направления подготовки «Телевидения» обучаются одновременно на двух площадках: вуза и ГТРК «Самара». Принцип партнерства освоен и другими университетами: например, РГСУ и ИСИ.

 

,

,

И четвертая тенденция позволяет говорить о новом типе студента — прагматичном и целеустремленном, который не ждет от вуза распределения на практику, а совмещает учебу и работу. Направление, договор и другие документы в таких случаях оказываются необходимой формальностью.

Практикоориентированный подход основан на тесном сотрудничестве с качественными, независимыми и хорошо оснащенными медиапредприятиями, а также на создании собственной материально-технической базы.

С перечисленными выше тенденциями связаны и актуальные проблемы. Распределенная в течение семестра практика «опасна», во-первых, невозможностью погружения в ежедневный процесс профессиональной работы редакции, когда к студенту относятся как к стажеру-наблюдателю и только. Для учебной практики этого вполне достаточно, а вот для производственной, безусловно, нет. А во-вторых, если желательный для обеих сторон процесс погружения состоялся, то он приводит к разрыву между учебой и студентом, который даже не оправдывается, а удивляется: «Но я же работаю!».

,

отдавая свою рубрику/полосу студенту, корреспонденты теряют гонорары

,

Конвергенция создает противоречивую, а нередко и конфликтную ситуацию: сегодня теоретики и практики в один голос говорят о необходимости договориться о границах профессии, о безусловных ценностях и профессиональных стандартах журналистики. Согласно ФГОС, цели практики — это получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Дважды повторенное прилагательное «профессиональный» указывает на некоторые ограничения, на концентрацию усилий по формированию прописанных компетенций, которые между тем отчасти совпадают в стандартах по разным направлениям подготовки: Журналистика, Реклама и связи с общественностью, Телевидение. К тому же оказаться в корпоративном издании или заняться рерайтом сегодня куда проще, чем получить возможность опубликовать свой материал в газете/журнале, выпустить сюжет на телевидении, выйти в эфир на радио. Причин немало: место на полосе и время в эфире сегодня имеет цену (мне честно признавались корреспонденты, что, отдавая свою рубрику/полосу студенту, они теряют гонорары); в редакции нет человека, который мог бы потратить свое время на помощь начинающему журналисту; такую работу вузы не оплачивают.

В результате студент остается в вузе. И при условии хорошей современной медиалаборатории, успешного функционирования корпоративных СМИ, а главное — выделенных ставках редактора, оператора, монтажера, режиссера и далее по профессиональному списку — это очень хорошо. Однако и тут возникают вопросы. Сейчас есть огромное количество прекрасно разработанных и успешно апробированных «деловых игр» (mediapractice.ru — вот только один из сайтов), обучающих тренингов, где имитируется работа редакции, где можно спроектировать собственное медиа, где создается журналистский материал в режиме реального времени и так далее.

 Но обратим внимание на слова «игра» и «имитация». В условиях прохождения практики на площадке вуза, как бы профессионально организована она ни была, студент ощущает себя частью не производственного, а учебного производственного процесса. Чтобы погрузить студента в реальные условия работы редакции, в вузах традиционно разделяют образовательные дисциплины и производственные практики. И такая форма представляется более логичной и эффективной.

К безусловным плюсам практики на медиаплощадках вуза отнесем возможность попробовать себя в разных профессиональных ролях: корреспондента печатного и электронного издания, редактора и сценариста, оператора и монтажера, продюсера и СММ-специалиста, ведущего программы и создателя новостной ленты, колумниста и репортера, фельетониста и интервьюера. Такой свободы выбора при условии прохождения практики в одной редакции в строго определенный период скорее всего не будет.

С этой точки зрения любопытен опыт Санкт-Петербургского государственного университета, Казанского федерального университета, Южно-Уральского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и других вузов.

 Например, медиацентр КФУ UNIVER — это «видео и аудио производство, круглосуточная трансляция и вещание университетских телеканалов в кабельных телевизионных сетях и интернете, а также интернет-радиовещание».

«Международный образовательный студенческий телеканал» (МОСТ) позволяет студентам Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ создавать аудиовизульный контент в сотрудничестве с профессионалами телерадиокомплекса «Мастер-класс».  

В ЮУрГУ создан «360-градусный мультимедийный учебный ньюсрум», который, как сообщает сайт вуза, «представляет собой наиболее законченный вариант конвергентных редакций, так как обладает всеми необходимыми интерактивными медиаплатформами для создания, трансляции и передачи медиаконтента по всем каналам коммуникации… это не только площадка для создания мультивариативной информации, разнообразных форм медийных продуктов, сочетающих в себе глубину газетной и журнальной периодики, эмоциональность аудиовизуального образа и онлайновую интерактивность, но и современная учебная база для обучения студентов-журналистов».

,

студенты начинают осваивать навыки, не успев получить знания и приобрести умения

,

Обратим внимание на уточнение: «учебная база». Студенты осваивают новейшие технологии, учатся создавать тексты для разных платформ, но при этом их журналистский опыт ограничивается одним типом издания с точки зрения учредителя, аудитории, целей и задач.

Чрезмерная увлеченность практикоориентированным принципом приводит к тому, что студенты начинают осваивать навыки, не успев получить знания и приобрести умения. Об этом говорили руководители ведущих медиа, главные работодатели, на Форсайт-сессии в МГУ, когда характеризовали образ востребованного выпускника: нам нужен образованный, грамотный человек, а технологиям мы научим.

О трудностях погружения в профессиональную деятельность без предварительной подготовки на лекциях и семинарах говорят и преподаватели кафедры журналистики Тольяттинского университета, перед которыми была поставлена задача: «Создание и интегрирование в учебный процесс площадки проектной деятельности студентов по гуманитарным направлениям подготовки, способствующей формированию надпрофессиональных компетенций в области IT и медиакоммуникаций». С этой задачей они успешно справляются: Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» выпускает газеты, теле- и радиопрограммы, ведет сайты. Студенты становятся победителями многих конкурсов, а большинство выпускников остается в профессии. Достигается это колоссальной работой преподавателей: практически в режиме 24/7 они редактируют материалы студентов, которым не хватает бэкграунда, знаний, традиционно формируемых в аудитории.

Цель вузовских медиаобразовательных проектов — помочь студентам освоить принципы функционирования нового информационного пространства: современных конвергентных редакций, изданий, основанных на мультимедийности, интерактивности, гипертекстуальности. Такой подход позволяет операционализировать важные профессиональные понятия «трансмедийный дискурс», «интегрированная подача информации», «жанровая медель» и так далее, наполнить их эмпирическим, личностным смыслом. 

Практика в таких медиахолдингах, как UNIVER (КФУ), Медиацентр БФУ им. Э. Канта, МОСТ (СПбГУ), «360-градусный мультимедийный учебный ньюсрум» (ЮУрГУ), «Есть talk!» (ТГУ), формирует профессиональные компетенции, включенные в образовательный стандарт подготовки журналистов:

•   способность понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства;

•   способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация);

•   способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ;

•   способность участвовать в реализации медиапроекта, планировать работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами и другое.

Но есть два важнейших, на наш взгляд, замечания:

1.   необходима предварительное и/или параллельное теоретическая подготовка;

2.   студент остается в пространстве вуза, тогда как практика предполагает погружение в другое, профессионально-производственное, пространство.

Обеспечивает выполнение этих условий разделение на теорию и практику, что кстати четко прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте: формальное разделение на блоки 1 и 2. Это, возможно, позволит решить и еще одну проблему, о которой очень часто говорят студенты и выпускники, цитируя работодателей: «забудьте все, чему вас учили в вузе…» На самом деле высшее образование, на мой взгляд, не должно обеспечивать «путевку» в профессию (хотя наши законодатели пытаются свести обучение в вузе к этому), оно призвано дать знания и научить учиться, то есть научить думать, анализировать, искать, находить и критически оценивать информацию, осваивать новые умения и навыки.

Последняя компетенция особенно востребована в ситуации стремительно меняющейся парадигмы специальностей и профессий. Можно соглашаться или спорить с теми, кто говорит о функционировании множества разных журналистик (официальная, деловая, развлекательная, потребительская, блогерская и т.п.) в современном медиапространстве, или с теми, кто настаивает: журналистика одна. Но очевидно, что цели вузовского журналистского образования — это, с одной стороны, изучение истории и теории, принципов и ценностей профессии и, с другой — понимание современной ситуации, особенностей и направлений развития журналистики. Первая достигается теоретической подготовкой, а для достижения второй необходима профессиональная практика. Без тесного сотрудничества, продуктивного диалога профессионального и педагогического сообщества это невозможно.

И потому последнее, но не менее важное замечание. Несколько лет назад выпускник, весьма успешный журналист и редактор, в личном разговоре признался, что мечтает о возрождении традиции наставничества, когда, придя в редакцию на практику, студент оказывался в надежных руках старшего коллеги, щедро делящегося опытом и помогающего постичь секреты профессии. Уверена, это по-прежнему актуально. И, вероятно, введение в некоторых вузах системы мастеров на направлении подготовки Журналистика — один из способов создать институт наставников, который доказал свою эффективность на других творческих специальностях.  

,

Фото: Unsplash