Количество научных исследований о телевидении за последние годы ощутимо уменьшилось: слабеет интерес ученых. ЖУРНАЛИСТ погрузился в публикации 2018 года в базе Российского индекса научного цитирования, чтобы обнаружить свежие результаты отечественных исследований. Но главная находка заключается в том, что ученым с трудом удается оставить свои телевизионные предпочтения в стороне — вкусовщина так и смотрит на нас из каждой строчки.
НЕТ ДОВЕРИЯ — НЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РЕГИОНАХ
Проблема доверия — одна из популярных тем в научных статьях на протяжении последних 25 лет. Вот и А. А. Ефанов проверил, доверяют ли телевидению оренбуржцы, на примере освещения регионального скандала, когда министра физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области обвиняли в неуплате налогов на крупную сумму. Местное телевидение в данном вопросе разделилось на три лагеря:
• детальное освещение истории коммерческими каналами (ТРК «ТК-Регион», «ОренТВ»);
• выборочное освещение отдельных «оправдательных» сторон государственными каналами (ГТРК «Оренбург»);
• полное отсутствие информации в медиаповестке также на государственном канале («ОРТ Планета»).
А что же думает местная аудитория? 39 % опрошенных доверяют новостям оренбургского телевидения, но при этом 37 % скорее не верят в независимость регионального телевидения. Однако, парадокс.
Исследователь полагает, что если независимые коммерческие каналы не смогут вещать через бесплатный цифровой мультиплекс, то ситуация будет ухудшаться. Люди перестанут доверять государственному региональному телевидению, а стало быть, и смотреть его.
Впрочем, есть и неплохие телепередачи на региональном ТВ вне зависимости от его независимости. Например, Н. А. Катайцева с душой описывает «Портрет дня» на «Новом телевидении Кургана». Это не далекие звезды с центральных телеканалов, а знакомые курганцам герои и, более того, личные знакомые автора телепередачи. Опять же в противовес центральным каналам на курганском телевидении нет провокационных вопросов и накала страстей, только добрая и непринужденная беседа. «Так, руководитель танцевального коллектива «Улыбка» В. Баев рассказывает, как принял абитуриентку за преподавателя хореографии, которая набирает курс; художник Пичугин — о том, как ему поставили оценку «хорошо» по черчению за задание, которое он выполнял для своей дочери; художник Травников — о том, что служа в танковых войсках, ни разу не сидел в танке и т. д.». Близость к телезрителю и героям — очевидный козырь местных журналистов.
БЛЕСК И НИЩЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ТВ
Опять же спасибо исследователям за подробные описания региональных каналов, поскольку пересмотреть их не хватит и целой жизни. А последние четыре года ученые активно анализируют примкнувший рынок СМИ Крыма. Масштабное исследование до сих пор продолжается на журфаке МГУ, но и таврические ученые сами публикуют свежие данные. Н. А. Носкова сравнила «Крым 24» и «Кубань 24»: насколько они соответствуют современным профессиональным стандартам? Новостные сюжеты на крымском канале чаще посвящены обычным людям (37 %), а не чиновникам (30 %). Культурные новости доминируют над криминальными, чего не скажешь о повестке в Краснодарском крае. Удивительно, но новости о сельском хозяйстве находятся на нижней строчке интереса кубанских тележурналистов. Вывод № 1 в статье нам кажется наиболее интересным: «На телеканале «Крым 24» соблюдается строгий дресс-код, ведущие всегда в одежде официально-делового стиля, речь официально-деловая. Ведущие «Кубань 24» чаще всего одеты в нарядные платья, обращаются друг к другу на «ты».
,
,
А. М. Шестерина подтверждает, что региональное телевидение основано главным образом на информационном вещании, следом по популярности идут студийные передачи монологического формата или студийные беседы из-за дешевизны их производства. Исследовательницу заинтересовали данные, согласно которым воронежцы отрицательно оценивают культурно-просветительскую составляющую регионального телевидения. Пустую нишу культурных телепередач начали занимать проекты сетевого видео, очевидно, не лучшего качества. «Этот последний аспект не может не вызывать тревоги, поскольку видеоблоги культурно-просветительской направленности нередко можно охарактеризовать как псевдодокументальные, созданные в жанрах докьюментари или мокьюментари и не столько приобщающие людей к культурным ценностям, сколько отталкивающие аудиторию от высоких образцов искусства». Зато развлекательных передач становится все больше и больше, и исследователи с удовольствием переключаются на их изучение.
БОРЩ ПРОТИВ СЕТЧАТОГО ПИТОНА
Если бы не научные статьи, не знать бы нам о том разнообразии телепередач, которые транслируют в телевизоре. Благодаря А. Р. Яшиной мы узнали о противостоянии фуд-блогов и кулинарных телепередач. Она сравнила популярный YouTube-канал о еде «Борщ» Анатолия Бордиана с мордовской телепередачей «Кулинарные рецепты для мужчин с Евгением Рябовым». Шеф-повар, который готовит на «Народном телевидении Мордовии», исследовательнице не нравится, потому что не смотрит в камеру и вообще мало работает на публику, да и передача выходит в 8.20 утра по субботам. Зато у Бордиана масса преимуществ: он и курицу готовит в стиральной машине, и на понятном языке разговаривает («укропченский», «готовченко»), и вообще под его руководством получается готовить (очевидно, автор говорит о себе).
Исследователю В. И. Съедину, в свою очередь, нравятся телешоу о выживании, экстремальном спорте и диких животных (по-научному — «программы экстремальной трэвел-журналистики»). Впечатлительный ученый подробно приводит рецепт использования мобильного телефона для разведения костра от Беара Гриллса и описывает момент укуса сетчатого питона в руку телеведущего Стива Ирвина. Цитируем вместе с опечатками: «Обвившись, вокруг руки Стива Ирвина, змея так сжала его кисть, что кровь перестала поступать, и кожный покров стал синеного оттенка. Войдя в дом, под которым нашел змею, Стив понял, что здесь кто-то живет, и он решил выпустить змею как можно дальше от этого жилища, иначе местный житель увидит змею, убьет и употребит в пищу».
Вот и не знаешь, что хуже: смотреть телевизор или читать о нем в пересказе.
,