Сегодняшние начинающие журналисты произведений М. В. Ломоносова не читают и не цитируют, хотя и мечтают учиться на журфаке Московского университета, носящего его имя. А если бы читали, не задавали бы вопроса о том, зачем наука нужна журналисту? Великий наш соотечественник ответил на поставленный вопрос, да еще стихами:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Но это было давно, когда ученые ходили в мантиях и принадлежали к благородному сословию. А все, кто с ними общался, гордились, что приобщились к высокому. Сегодня на дворе другие времена.
Зачем нужна наука будущему журналисту? Вопрос, с которого начинаю занятия по дисциплине «Актуальные проблемы современной науки и журналистика».
Без пяти минут выпускники-специалисты в ответ недоумевают, посмеиваются («чтобы заполнить расписание»), отдельные голоса робко предполагают: «для общего развития», «чтобы писать в СМИ на научные темы».
Какие научно-популярные СМИ знаете? Как часто обращаетесь к ним за информацией? Какие новости из мира науки просмотрели, прочитали, услышали сегодня, за последнюю неделю, месяц? — продолжаю наступление. Аудитория, нехотя отрываясь от гаджетов, отбивается редкими ответами.
Универсальный профан
В современном журналистском образовании, ориентированном на практику, к сожалению, не всегда должное внимание уделяется фундаментальным наукам — общественным, естественным, точным. Отрыв журналистики от науки порой настолько значителен, что некоторые студенты (в XXI веке!) в буквальном смысле не ведают, что Земля вращается вокруг Солнца, не отличают Отечественную войну 1812 года от Великой Отечественной и с трудом припоминают первых книгопечатников, изобретателей телеграфа, телефона, радио и телевидения.
При общем понижении уровня эрудиции наблюдается отсутствие интереса к научной информации, нежелание восполнять пробелы в знаниях. Возможно, не стоит слишком много требовать от поколения, для детства и отрочества которого не были знаковыми «Клуб путешественников», «Хочу все знать», «Полчаса в мире науки», «Квант» и «Юный натуралист» (хотя некоторые советские передачи и журналы существуют до сих пор). Поколение, которое не знакомо с журналом «Популярная механика», «Занимательной физикой» Я. Перельмана и документальным радиотеатром, зато на короткой ноге с молодежными комедиями, американскими и японскими мультсериалами, реалити и прочими шоу и «клабами», социальными сетями. Поколение, которое чтению (серьезному, обстоятельному, не «по кратким содержаниям») предпочитает просмотр, общение и самовыражение.
,
,
Нужно признать, что изменилась сама культура медиапотребления, при этом пережившие перестройку средства массовой информации «старой закалки» не всегда готовы учитывать новейшие веяния. Научно-популярные СМИ, являвшиеся одним из «сильных звеньев» советской журналистики, сегодня нередко испытывают дефицит кадров, финансирования и качественного, оригинального контента, приспособленного для восприятия детской и молодежной аудиторией.
От студентов порой слышишь: «зачем разбирать экологические проблемы современности, мы ведь не экологи», «зачем говорить об открытиях в сфере физики, химии, астрономии — об адронном коллайдере, например, все равно непонятно, мы же гуманитарии». Что ж, пробуем углубиться в гуманитарные науки: актуальные проблемы лингвистики, современная литература, театральные, литературные, арт-журналы, передача «Говорим по-русски», портал Грамота.ру — увы, и тут, за редкими исключениями, tabula rasa.
О чем вы хотите писать? Снимать сюжеты? Как подготовить качественный аналитический материал, не владея научной методологией и методикой? Пытаюсь убедить: профессиональному журналисту, который работает, скажем, в сфере моды, спорта или путешествий, не обойтись без знания истории, культурологии, географии, психологии, анатомии. Привожу примеры.
В последние годы, к сожалению, все чаще встречается определенный тип школяра-журналиста: вместо универсального профессионала с широким набором «компетенций», как требуют образовательные стандарты, формируется универсальный профан с «википедическими» знаниями.
Что же делать преподавателю?
«Диагноз» ясен. Как лечить?
Дисциплина «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» нацелена на формирование представлений об актуальных проблемах современной науки и особенностях их отражения в СМИ и выработку базовых навыков подготовки материалов в сфере научно-популярной журналистики.
Для достижения поставленной цели я разработала курс лекционных и практических занятий. Особый акцент сделан на выполнении практикума и интерактивных формах обучения.
,
,
Рецепт № 1. Постоянное и систематическое развитие навыков чтения и анализа научно-популярной информации.
На каждом занятии прошу студентов поделиться с аудиторией новостью из научного мира — таким образом вырабатывается привычка к поиску и обсуждению новостей.
Практические аудиторные и внеаудиторные задания побуждают регулярно «мониторить» и анализировать информацию в научно-популярных печатных и электронных СМИ (проблематика, жанровое и языковое своеобразие, приемы популяризации, источники информации).
,
,
Рецепт № 2. Теоретический материал лекций сопровождается просмотром документальных фильмов, фрагментов научно-популярных передач на различные темы с последующими дискуссиями, написанием эссе. Аудитории задаются вопросы, связанные с содержанием и формой фильмов и передач.
Терминологический диктант закрепляет знание основных понятий курса: «наука», «научное познание», «виды вненаучного знания», «научные методы».
,
,
Рецепт № 3. На практических занятиях студенты защищают доклады-презентации на разнообразные темы, связанные с анализом освещения в СМИ актуальных научных проблем, таких как клонирование, эвтаназия, искусственное оплодотворение, крионика, кибертехнологии, нанотехнологии, применение стволовых клеток, новые взгляды на эволюцию живой природы, освоение космоса (экспедиция на Марс, проекты по добыче полезных ископаемых на астероидах и другие), современные пути решения экологических проблем и так далее. Особенно важны гуманитарные акценты при рассмотрении достижений современной медицины и техники, поэтому мы останавливаемся на понятиях «ноосфера», «биосфера», «биоэтика». Анализ журналистских материалов дополняется кинематографическими и литературными параллелями с учетом специфики познавательного процесса в искусстве (научная фантастика, киберпанк, стимпанк и другие).
Ряд докладов посвящен великим ученым и изобретателям прошлого и современности, истории Нобелевской и «Шнобелевской» премий.
Данный вид работы решает несколько задач.
Во-первых, студенты читают научно-популярные СМИ или разделы о науке в изданиях другого типа.
Во-вторых, учатся осмысленно подбирать, анализировать, компоновать информацию, подыскивая графические и видеоиллюстрации (а не просто зачитывая с планшета впопыхах найденную в начале занятия страницу из Википедии).
В-третьих, тренируют навыки публичного выступления, наглядной подачи информации.
,
,
Рецепт № 4. Мы живем в эпоху визуализации культуры, когда крайне ценным становится умение структурировать, «упаковывать» информацию, переводя ее на язык графики. Поэтому обязательно посвящаю несколько занятий приемам научной популяризации, используемым в современных печатных и электронных СМИ, в частности инфографике. Ищем со студентами интересные примеры и пробуем создавать образцы собственной инфографики по заданному тексту с массивом фактических и цифровых данных, используя доступные программы (MS Word, MS Power Point, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator).
,
,
Рецепт № 5. После лекций об истории и системе современных научно-популярных СМИ в России и за рубежом, студенты выполняют типологический анализ журналов, радио- или телепередач: проблематика, целевая аудитория, дизайн, языковое своеобразие, источники информации, жанры научно-популярной журналистики.
Анализу также подвергаются научно-популярные СМИ в интернете, в социальных сетях, рассматриваются особенности их работы с современной аудиторией (порталы и социальные аккаунты журналов «Популярная механика», «Дилетант» и другие).
,
,
Рецепт № 6. Завершающим этапом лекционных занятий является проведение игрового студенческого ток-шоу с дискуссиями на темы:
• Причины кризиса современной научно-популярной журналистики.
• Отечественная научно-популярная документалистика: проблемы и перспективы.
• Научно-популярные журналы и передачи для детей и молодежи.
,
,
Рецепт № 7. Творческий практикум предполагает работу в различных жанрах научно-популярной журналистики: рецензия на научно-популярное издание, репортаж, статья, обзор, новостной сюжет на соответствующую тематику. Лучшие материалы могут публиковаться в студенческой газете и других печатных и электронных СМИ.
Человек-оркестр
,
,
Профессия преподавателя журналистики в современных условиях претерпевает трансформацию — традиционная роль «лектор-оратор» дополняется другими:
• консультант (по выполнению творческих заданий — созданию инфографики, написанию текстов, съемке и монтаже сюжетов);
• модератор (проведение семинаров, дискуссий, игровых ток-шоу);
• специалист по подбору мультимедийного контента (инфографика, тематические передачи и документальные фильмы, дополняющие теоретический материал занятий).
Благодаря комплексу разнообразных форм обучения, к концу семестра у большинства студентов расширяется эрудиция, повышается уровень научно-методологической подготовки. Учащиеся увлеченно выполняют иллюстрированные доклады, пишут тексты, снимают сюжеты и презентуют их на практических занятиях, закрепляя необходимые для будущей профессии навыки и умения.
,