Голландские стартапы знают, как вернуть журналистике аудиторию

Журналистика на очередном витке трансформации: не зная, как подключить мастерство к новым технологиям, журналисты уходят из профессии; не зная, как подстроиться под меняющиеся потребности аудитории, медиа теряют ее доверие. Для этой трансформации сегодняшние журналистские стартапы выдали свой рецепт. Пересмотреть и оптимально настроить свои профессиональные контакты, сделать фокус на то, что не попадает в национальные медиа, привлечь аудиторию для дополнительной экспертизы и правки опубликованных текстов, закачать приложение с подборкой текстов качественных медиа и устройств по фильтровке фейков и отслеживанию тем.

29 ноября на втором конгрессе «Медиа будущего» (Media van morgen) 17 команд представили свои стартапы потенциальным заказчикам в культурном центре Compagnietheater в самом сердце Амстердама. Это своего рода рынок идей, отчетная ярмарка конкретных предложений, необходимых для успешной трансформации журналистики в меняющейся реальности. Журналисты, редакторы, владельцы медиакомпаний и издательств пришли сюда в поиске новых решений для развития своего медиабизнеса. Команды прошли жесткий отбор и приняли участие в инновационной программе Accelerator, организованной Стимулирующим фондом для журналистики (Stimuleringsfonds voor de journalistiek). Многие из них договорились на конгрессе о новом сотрудничестве.

Журналистика на очередном витке трансформации: не зная, как подключить мастерство к новым технологиям, журналисты уходят из профессии; не зная, как подстроиться под меняющиеся потребности аудитории, медиа теряют ее доверие. Для этой трансформации сегодняшние журналистские стартапы выдали свой рецепт. Пересмотреть и оптимально настроить свои профессиональные контакты, сделать фокус на то, что не попадает в национальные медиа, привлечь аудиторию для дополнительной экспертизы и правки опубликованных текстов, закачать приложение с подборкой текстов качественных медиа и устройств по фильтровке фейков и отслеживанию тем.

29 ноября на втором конгрессе «Медиа будущего» (Media van morgen) 17 команд представили свои стартапы потенциальным заказчикам в культурном центре Compagnietheater в самом сердце Амстердама. Это своего рода рынок идей, отчетная ярмарка конкретных предложений, необходимых для успешной трансформации журналистики в меняющейся реальности. Журналисты, редакторы, владельцы медиакомпаний и издательств пришли сюда в поиске новых решений для развития своего медиабизнеса. Команды прошли жесткий отбор и приняли участие в инновационной программе Accelerator, организованной Стимулирующим фондом для журналистики (Stimuleringsfonds voor de journalistiek). Многие из них договорились на конгрессе о новом сотрудничестве.

,

,

В мировом рейтинге свободы прессы (2018) Нидерланды стоят высоко, в первой тройке, уступая лидерство двум скандинавским странам — Норвегии и Швеции. Несмотря на это организаторы конгресса считают, что роль журналистики, которая кажется очевидной, сейчас оказывается под давлением, и меняющийся медиаландшафт предъявляет нашей профессии новые требования: необходимость трансформации. Среди причин — переход на новые технологии, бум социальных медиа и отток туда рекламы, фейковизация массовой информации. В результате чего журналисты вынуждены приспосабливать свои навыки к онлайн-реальности или остаться без работы. Поэтому главный вопрос в повестке дня конгресса: как, не сдавая принципы независимости и качества, остаться на плаву, как оживить и вернуть интерес аудитории к журналистике и как вернуть журналистов в журналистику? Просто потому, что нашей профессии важно найти новые пути исследования информации, а также размещения и распространения качественной журналистики, считают организаторы. А главное — вполне возможно, доказывают сегодняшние стартапы. Что именно они предлагают?

,

,

ПОКАЖИ «ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ»

,

,

Как, например, охватить то, что действительно происходит в разных точках страны, но не попадает в поле зрения национальных медиа — неважно, печатных или цифровых? Знакомая и в России проблема, с той лишь разницей, что Нидерланды по территории можно сравнить с Московской областью. Команда стартапа Derestvan («Все остальное») как раз и предлагает стать связующим звеном между национальными медиа и остальной частью страны.

Концепт новостного агентства задумал Karel Smouter, преподаватель конструктивной журналистики в Windesheim, Zwolle. Еще будучи журналистом онлайн-издания De Correspondent, он задумывался о том, как вывести региональные проблемы на национальный уровень. Ведь всего лишь одна треть голландцев живет в столичном регионе, так называемом Рандстад, политическом и культурно-деловом центре страны, где и гнездятся все национальные медиагруппы. Поэтому и охват их тем нередко ограничивается пределами этого региона, или, по российским меркам, не выходит за пределы Садового кольца.

Представьте (по аналогии с российской реальностью), что редакция Первого канала или все останкинское телерадиовещание переехали из Москвы во Владивосток: какими бы тогда были новости? Команда «Всего остального» ставит нам вопрос ребром и целится на то, что мощности национальных медиа явно не хватает, чтобы показать масштабные темы (старение населения, закрытие физических торговых точек или центров для беженцев), касающиеся всего населения, но разыгрывающиеся в разных уголках страны. А главное — очевидное недовольство населения удаленных провинций тем, что в центре их не слышат. Разные региональные редакции подтвердили необходимость этой инициативы. Контент планируется выпускать кроссмедиальный (текст, аудио и видео) и на заказ разных национальных СМИ, от газет (Trouw) до телевидения (NPO2). Чтобы привлечь такого крупного заказчика, «Все остальное» делают упор именно на то, что их стартап способен разнообразить и расширить содержание голландской журналистики.

 

НАСТРОЙ СВОЮ «СОЦИАЛЬНУЮ КАРТУ»

,

,

Со слоганом «Визуализируя инновацию» команда Social mapping («Социальная карта») предлагает любому заказчику, от госорганизаций до частных компаний, обновить сеть профессиональных контактов с целью расширить связи, получить доступ к новой экспертизе и источникам финансирования и тем самым занять место в своей нише или повысить влияние. Суть стартапа — соединить новаторские инициативы друг с другом. Для этого участники проводят онлайн- и офлайн-исследование и представляют результат в форме интерактивной карты. Она отражает главные темы, ключевых экспертов и новаторов и инновационные организации по запрашиваемой отрасли или общественной проблеме. Чем они в принципе могут быть интересны медиакомпаниям и особенно журналистам? Во-первых, чтобы помочь им выйти из того информационного пузыря, который каждое СМИ создает вокруг себя, зацикливаясь на одних и тех же экспертах, ньюсмейкерах и очевидцах. Знакомое явление, когда на вечернем ток-шоу появляются одни и те же лица, как только «занятая» ими тема получает новое развитие. И аудитории они приелись, и тема существенно не обновляется: дискуссия перетасовывает уже известные точки зрения. Во-вторых, хотя бы потому, что каждому изданию хочется иметь свои неповторимые черты и узнаваемость среди конкурентов в медиаотрасли. Онлайн-комментарии и офлайн-интервью при сравнении показывают, насколько больше знания в общественном мнении, не представленном в онлайне. Хороший арсенал, чтобы улучшить качество журналистики, открывая новые имена и взгляд на проблемы.

,

,

С точки зрения построения диалога хорошим дополнением «Социальной карте» может стать стартап Future dialogues. Он предлагает интерактивные стратегии и игры для обсуждения и проверки комплексных научных тем на прочность за счет вовлечения массовой аудитории, получения ее обратной связи. Это касается прежде всего внедрения технологических новинок в нашу жизнь — как повлияет ДНА-кодирование на здоровье, каково будущее ядерной энергетики и искусственной интеллигенции. Разработчики верят, что, обсуждая новые технологии совместно, мы создаем общие этические рамки их применения.

 

ВОВЛЕКИ АУДИТОРИЮ В ПРАВКУ ТЕКСТОВ

,

,

Название стартапа Make Media Great Again (MMGA), «Вернуть медиа былое величие» — абсолютный отсыл к известной фразе американского президента Дональда Трампа, многочисленно обвинявшего журналистов в распространении о нем фейковых новостей и неоднократно пойманного ими же на лжи. Команда MMGA считает, что между фейками и журналистскими ошибками существенная разница. Фейковые новости намеренно сфабрикованы для продвижения чьей-то повестки дня; журналисты допускают ошибки, потому что наработанная ими экспертиза не всегда соответствует комплексной действительности и требует разнообразия экспертизы. Поэтому инициаторы MMGA разработали и запустили программное обеспечение, которое позволяет специально обученным представителям аудитории рецензировать журналистские тексты. По сути, эта инициатива напоминает краудсорсинг, принцип работы Википедии по привлечению публики к взаимодействию по проверке источников.

Для того чтобы проинформировать общество, необходимо прежде всего его доверие и расположенность к восприятию к журналистской информации. «Вернуть медиа былое величие» означает, по сути, намерение СМИ вернуть доверие общества к качественной журналистике за счет привлечения его к правке текстов, считают в MMGA.

Во-первых, потому, что те, кто непосредственно включен в этот процесс, наиболее лояльны и терпимы к журналистской работе, ведь они понимают, из чего она складывается. Правки выставлены на полях текста и одновременно видны читателям. Когда они видят, что статья проверена, у них больше уверенности в том, что эта новость достоверна. Во-вторых, технология дает возможность журналистам заявить о прозрачности и подотчетности их работы. К примеру, nu.nl, крупнейшее агентство новостей в Нидерландах, взяло на себя мужество применить эту технологию на своем сайте. Возможно, потому, что коллектив nu.nl молодой, быстро реагирующий на изменения в медиаотрасли и готовый сам внести изменения в свою работу.

В-третьих, это еще и возможность вернуть секцию комментариев в медиа. В последнее время многие издания вынуждены были закрыть ее из-за обвала комментов, не относящихся к теме, полных экстремистских и расистских высказываний, которые аудитория затем ассоциирует с самим изданием. Программное устройство MMGA создает другой формат комментирования текстов — четкую структуру, которой как раз нет в привычных комментах и которая позволяет вести конструктивный диалог. По аналогии с фактчекерами рецензенты используют лейблы для маркировки ошибок: фактических или логических, отсутствие ссылки на источник или сомнительный источник, недостаточное качество обработки фактов, отсутствие сбалансированности оценок (false balance), которое, как показало исследование, связано с однородностью экспертизы в команде журналистов. Рецензенты способны как раз привнести это разнообразие экспертизы по теме, обращая внимание на то, что ее можно рассматривать и с другой точки зрения.

После правки рецензентом автор текста становится автоматически его редактором: он сам решает, какие из замечаний принять к доработке или отклонить, обосновывая, разумеется, свой выбор. Только избранные читатели, которые наработали достаточно экспертизы по теме, становятся рецензентами, и у каждого текста может быть только один рецензент. Программа подготовки довольно интенсивная; обучают прежде всего конструктивному подходу: вносить правки только там, где это действительно необходимо. Любой, кто считает, что у него достаточно экспертизы по теме, может подать заявку на сайте на роль рецензента и, если пройдет отбор, получит расширенный тренинг и тестирование на «профпригодность».

 

СДЕЛАЙ ПОДБОРКУ КАЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ФИЛЬТРУЙ ФЕЙКИ

,

,

Как выйти из информационного пузыря, в который нас вогнали Facebook и Google? Одним из средств вполне может стать мобильное приложение Fiper, своего рода Instagram для качественных новостей и публикаций. Его разработчики убеждены, что алгоритмы популярных социальных сетей представляют заколдованный круг: они не дают пользователям возможностей выйти из пузыря, торпедируя их информационным меню по логике последних просмотров. Еще одно противоядие от распространения фейковых новостей предлагает стартап TrusttheSource (TTS). Команда TTS разработала программное обеспечение для фильтровки фейков, онлайн-фактчекер, способный сэкономить время журналистам на проверку источников.

Как доказывает практика ведущей голландской деловой газеты Financiële Dagblad, запрос на качественную финансово-аналитическую журналистику есть, но, чтобы его пробудить и направить в нужное русло, редакции пришлось попробовать разные модели. Только после перехода на чисто цифровой формат web first в 2016 году в редакции пришло осознание, что на экране читатель хочет получать только сводку новостей. На бумаге же он предпочитает совсем другой контент, который ему неудобно читать с экрана: бэкграунд-информацию. Поэтому распределение контента с начала 2018 года идет по новому принципу: новости только на экране, сжатый пересказ главного и бэкграунд только на бумаге. В противовес прежней модели, где одни и те же темы и рубрики типа «Экономика и политика», «Предпринимательство и рынок» публиковали одновременно онлайн и офлайн. Благодаря новой стратегии за этот год газета значительно увеличила количество подписчиков (сейчас порядка 100 тыс.).

 

СОЗДАЙ ЗАПРОС НА ОТСЛЕЖИВАНИЕ ТЕМЫ

,

,

Чем еще можно артикулировать интерес аудитории в эпоху фейковых новостей и постправды? Стартап Follow the Issue (FTI) предлагает онлайн-изданиям новый widget — кнопку follow-up, нажав на которую онлайн-пользователь подписывается на отслеживание темы. Первый месяц бесплатно, затем за небольшую оплату стартап дает возможность следить за развитием новости, на которую подписались достаточно человек. А главное — выявляет конкретный интерес аудитории и дает сигнал редакции подключить журналиста к дальнейшей разработке темы в виде следующей публикации или целой серии статей. Причем несколько текстов на одну и ту же тему соединяются в одну подборку: пользователю достаточно подписаться на один из них, и он получит доступ ко всей цепочке и увидит, сколько подписчиков следят за темой.

Пилотный вариант уже внедряет редакция городской интернет-газеты Утрехта (De Utrechtse Internetcourant DUIC). Среди тем, которые получили запрос на продолжение: результаты голосования в местном муниципалитете, закрытие предприятия, расширение дороги, снос деревьев — темы, которые объединяет общий запрос: а что дальше, какое продолжение? В будущем, когда виджет наберет популярность, команда планирует связать в одну цепочку материалы из разных медиа. А пока задача разработчиков — вызвать больший интерес к своему стартапу: виджет follow-up может привлечь больше работы для журналистов, а значит, и создавать больше качественной журналистики и расследований. Какова судьба этих стартапов и чего они смогут добиться через год, можно тоже проследить на сайте FTI.

,

Фото: Елена Богдан; mediavanmorgen.eu