Автор — неофит журналистских расследований, по первому образованию юрист. В основу памятки ею взяты нормы действующего законодательства России, регулирующие деятельность СМИ, труд «Журналистские расследования» Андрея Константинова, главы «Агентства журналистских расследований» («АЖУР», Санкт-Петербург), а также экспертные мнения юристов-практиков.
,
,
Один из главных постулатов, на который часто ссылаются опытные журналисты и который должен знать каждый начинающий, — положение пункта 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод под названием «Свобода выражения мнения»: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ».
,
,
Второй пункт вытекает из первого. В связи с тем, что первая часть статьи 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова, а третья часть этой статьи гласит, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, журналист-расследователь в своих публикациях может употреблять вводные слова «вероятно», «возможно», «кажется», «как говорят» и др. Это лишает фигурантов журналистского расследования возможности подать иск в суд. Иными словами, необходимо, чтобы в материале содержались утверждения о наличии мнений или слухов, что не может быть отождествлено с утверждением о фактах, которых эти слухи касаются.
Вместо утверждений журналист может задавать риторические вопросы. Они не будут основанием для иска. Например, вместо «Депутат Л. занимается взяточничеством» можно написать: «Интересно, не являются ли действия депутата взяточничеством?». Термин «взяточничество», в значении которого содержится негативная оценка деятельности, имеет определенную юридическую квалификацию, закрепленную в статье 290 Уголовного кодекса РФ под названием «Получение взятки». А его употребление в материале без достаточных оснований и доказательств оценится фигурантом расследования как клевета.
,
,
Журналист не должен допускать фактических ошибок. Типичной является ситуация, когда авторы материала
называют своего героя преступником до вступления в силу приговора суда. Часть первая статьи 49 Конституции РФ гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
,
,
Журналисту не стоит использовать оценочных слов, с помощью которых, сам того не замечая, он может выразить свое отношение к событиям и их участникам. Оценочные слова часто отождествляются с сознательным оскорблением. Например, автор материала использует оценочное словосочетание «Миша-Лексус», потому что чиновник Михаил П. имеет в собственности несколько автомашин марки «Лексус».
,
,
При проведении расследования журналист должен всесторонне рассмотреть поднятую им проблему: побеседовать со всеми заинтересованными лицами, получить все необходимые документы от обеих сторон, удостовериться в их подлинности, исследовать их — и только после этого приступить к изложению материала.
,
,
Чтобы избежать претензий при описании конфликтных отношений между юридическими лицами или государственными органами, автор расследования должен отразить в материале позиции каждой из сторон, даже если они противоречат друг другу. Сделать это нужно без каких-либо своих комментариев.
,
,
Не надо нарушать этические нормы в отношении фигурантов расследования. Недопустимы покровительственный или заискивающий тон публикации, а также категоричность высказываний.
,
,
Перед опубликованием расследования необходимо показать текст профессиональному юристу. Ему же рекомендуется поручать и защиту в суде в случае подачи иска о защите чести и достоинства.
,
,
После опубликования материала журналисту необходимо сохранить его, а также все документы, аудио- и видеозаписи, которые легли в основу расследования, в надежном месте. Они являются доказательной базой для подтверждения достоверности информации.
,
,
Один из главных принципов безопасности при проведении журналистского расследования: автор не должен заниматься им в одиночку. Это могут быть помощники, которые будут в курсе дела, знать о действиях журналиста-расследователя. Обо всех своих шагах необходимо ставить в известность и руководство редакции.
,
,
Журналист не должен раскрывать свои источники. В соответствии с частью 2 статьи 41 закона «О СМИ» редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения, с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Опыт «АЖУРа» говорит, что и в суде лучше этого не делать, чтобы не оказаться в роли предателя.
,