Чарльз Мейнс — американец. До общения с ним я американцев так близко не видела. Мы встретились в маленьком кафе на Маяковской, которое я долго не могла найти. И Чарльз, не теряя ни на минуту терпения, отвечал на мои звонки, взывающие о помощи и спокойно прокладывал мне дорогу.
Войдя, я сразу узнала его по доброжелательной улыбке. Как Берлиоз и Бездомный, почувствовала, что передо мной иностранец. Говорят, что европейцы и американцы рады этому миру и в большинстве случаев не боятся его.
Чарльз жил в Миннеаполисе, мечтал о работе звукорежиссера, но вышло так, что связал свою жизнь с радио. Делал документальные программы аt Minnesota Public Radio. В конце 90-х годов приехал в Россию и начал работать в иностранном новостном агентстве. Чарльз участвовал в различных проектах Public Radio International, общественного радио в Америке, сотрудничал с CBC, Deutsche Welle, BBC, Голосом Америки и другими.
,
,
При входе в кафе я громко извинилась за свой топографический кретинизм, погоду и геолокацию. Он не увидел в моем опоздании никаких проблем, поэтому разговор завязался сразу, буквально с порога. Чарльз рассказал, что ему нравится «Эхо Москвы», которое в понимании американцев представляет собой скорее ток-шоу в радиоэфире. Потому что американский ведущий не выражает личное мнение, сохраняя умеренность и сдержанность в оценках. Личные суждения в Америке высказываются в подкастах.
,
,
… Радиопрограммы сегодня можно послушать в интернете. Здесь надо понять, а что такое радио? Если говорить формально, то обязательно должна быть радиоточка. Но сегодня можно слушать и музыку, и новости, например, через свой айфон. Я работаю на Общественном радио в Америке и знаю, что многие так и делают. Но, кроме традиционных радиоточек, сегодня существует много пабликов. В них обычно отображается информация на конкретную тему. Меня интересуют паблики, где много подкастов. Они часто вообще не эфирные, так как там порой используют нецензурные высказывания, которые нельзя ставить в эфир. Или контент попадает в подкаст, потому что иногда на радио не хватает места.
,
,
…Я слушаю подкасты в Америке, и они очень напоминают радио начала 40-х годов. Сегодня ведущий какого-то подкаста сам читает рекламу, как это делали много лет назад. Если у журналиста в подаче информации есть определенные правила, то для подкастера этих правил нет. Они могут много шутить, и в этом есть какое-то обаяние. Но в этом есть и момент непрофессионализма. Иногда они менее профессиональны, иногда более профессиональны. Среди подкастеров есть много людей, которые отошли от радио и в какой-то момент стали делать что-то свое и самостоятельно. И у них очень высокое качество подкастов. Если посмотреть список подкастов на айтюнсе, то увидишь, что большинство как-то связаны с Общественным радио Америки.
…Я считаю, что для создания подкастов нужно совсем другое программирование и другой маркетинг. Рынок подкастов пока не оформился окончательно, но он формируется. Там существует своя система развития маркетинга и рекламы, которая в последнее время быстро развивается. Например, человек делает подкаст про дизайн. Кто будет рекламодателем в его программе? Наверное, он привлечет какие-нибудь архитектурные компании или компании по веб-дизайну, так как они понимают, что заинтересованная аудитория будет слушать программу.
В подкастинге реклама очень локальная и адресная, потому что у человека есть персональный интерес к тому, о чем идет речь. Я считаю, что реклама в подкастинге важнее для слушателя, чем на радио. Для создания подкастов нужны совместные усилия продюсера, дизайнера, автора контента и маркетолога. Когда журналист работает на радио, он не касается напрямую других служб.
Подкастер понимает, что его вещание — это маленькая ниша. И что нужно искать свою аудиторию. Если он старается сделать что-то по неким правилам, делает подкасты каждую неделю, каждый месяц, аудитория найдется. И она будет существовать с ним очень органично. Для многих людей создание подкастов от личного интереса перерастает в маленький бизнес. Но бизнес не сможет убить в подкасте его общественные начала. Этика Общественного радио сохранит их, потому что многие ведущие подкастов, например, в Америке, долго работали на Общественном радио. Я надеюсь, что отпечаток общественности останется.
…В России люди очень любят смотреть YouTube, потому что у русских очень развита визуальная культура. Многие мои знакомые не смотрят «Первый» канал, но они смотрят программы Юрия Дудя в YouTube. Он им интересен, потом что задает необычные вопросы. Я думаю, что в России люди отошли от телевидения, но, чтобы они дошли до подкастов, нужно время. Американской традиции слушания очень много лет, процесс эксперимента на радио там происходит уже давно.
,