О ПРАВИЛАХ И АЛГОРИТМАХ
Основное правило корреспондентов и юристов «Ставропольского репортера» — не спешить с выводами и придерживаться только фактов. Именно такой подход ложится в основу каждого журналистского расследования.
Алгоритм действий у нас следующий. Темы нам приносят люди. Именно они — наши читатели — в своих письмах указывают на болевые точки. Чтобы убедиться в объективности темы, мы сначала отправляем запросы в компетентные органы. Согласно закону «О СМИ» в течение семи дней нам должны предоставить ответ. Если вопрос сложный и требует неких усилий, мы ждем и месяц, и два. Поэтому наши расследования могут затягиваться на год и даже несколько лет. Часто такая бюрократическая проволочка не дает действовать в нормальном темпе. А чтобы не наломать дров — нужны официальные ответы. Основываясь на этой документации, мы готовим публикацию в газету. Если не успели какие-то ответы прийти, а доказательной базы предостаточно, мы выпускаем это в свет и уже потом, на основании статьи, делаем дополнительные запросы и уведомления.
,
,
По итогам каждого расследования следует статья. А для размещения наших публикаций мы пользуемся только своими площадками: газетой «Ставропольский репортер», сайтом stav-reporter.ru и соцсетями.
О ТЕХ, КТО ПОМОГАЕТ
Обычно над расследованиями работают пять человек, включая главного редактора. И я, чтобы не отставать от наших журналистов (они же и юристы), сейчас учусь в магистратуре по юриспруденции.
В расследованиях нам помогают все, кто неравнодушен к проблемам людей, города, страны. Помогают и сотрудники из правоохранительных и надзорных органов, судьи консультируют часто. Не поверите, но безвозмездно оказывают и теоретическую, а иногда и практическую помощь адвокаты. Даже некоторые чиновники, несогласные с безобразием в регионе, готовы прийти на помощь. Благодаря такой солидарности мы работаем чаще всего на результат. На положительный результат. А самое главное в расследованиях что? Просто написать статью, сделать запросы и получить ответы? Нет! Самое главное — когда реагируют, мы собираем пазлы, и вырисовывается картина. И когда ты видишь положительную динамику, хочется работать и двигаться вперед. Мы понимаем, что не зря живем в этом мире и что мы нужны в первую очередь тем беззащитным людям, которые прошли все инстанции, все круги ада и пришли в самую последнюю — в редакцию.
О ТОМ, ЧТО МЕШАЕТ
Я часто использую такой афоризм: «Миром правит капитал!». Мешают денежные мешки и связи. Такие ферзи считают, что именно они со своими миллионами — решалы судьбы.
А еще тяжело «разгребать грязь», когда представители власти продажны и циничны. Когда за определенную мзду мать родную продадут. Они, вместо того чтобы разобраться объективно, напротив, говорят, что мы — представители средств массовой информации — своими расследованиями мешаем им. И готовы злоупотребить властью и по горло погрязнуть в коррупции, при этом будучи уверенными, что все сойдет им с рук. И ведь сходит же! Но пройдет год, два, пять, семь лет — и правда все равно восторжествует.
,
,
Я могу иногда выражаться экспрессивно, и я часто в той или иной структуре привожу такой пример: «Вспомните великого полководца Александра Македонского, который попросил перед смертью, чтобы его хоронили так, чтоб из гроба были видны его руки. Он хотел этим сказать, что ушел из жизни с пустыми руками и все, чего он достигал, добивался в течение жизни, не имеет смысла». А у нас гребут руками, ртом и пятой точкой! Наверное, думают, что всё с собой могут унести или что они бессмертные.
О САМОМ РЕЗОНАНСНОМ РАССЛЕДОВАНИИ
Еще в 2011 году в «Ставропольском репортере» вышел целый цикл статей о преступном прошлом теперь уже экс-главы города-курорта Пятигорска Льва Травнева («Льва — в клетку!», «Кто «укротит» Льва?», «Льва в клетку-3» и т. д.).
Напомню. В начале 90-х была организована группировка под названием «Поповские». Название свое ОПГ приобрела благодаря кличке организатора бандитской группировки Валерия Попова. На ее счету более 50 убийств, но доказано в четыре раза меньше. Попова осудили. У него пожизненный срок. До меня дошли слухи, а может, это и правда, что он погиб на зоне. Но, возможно, и убили.
А есть еще одна фигура, очень была приближена к Попову, но о ней нельзя было ни говорить, ни писать негативно. Все преступления замалчивались и отправлялись в архив как нераскрытые. Потом мне рассказывали, как 16 томов уголовного дела, в которых фигурировала эта загадочная персона, волшебным образом исчезли из прокуратуры. Дела исчезли, а пальчики-то остались!
Копии дактилоскопической справки с отпечатками пальцев экс-главы Пятигорска Льва Травнева и документ о том, что 11.08.1993 г. он был арестован по статье «Вымогательство» (статья 148, ч. 3, УК РФ), до сих пор хранятся в архиве редакции. Именно они (и не только) подтверждают его причастность к убийству и вымогательству. Именно они подвигли меня пройтись по следам этой банды и ее участников. Уголовное дело, в котором засветился Лев Травнев, в свое время было отправлено в прокуратуру Кисловодска для дополнительного следствия, затем оно утратило силу, или, по-русски говоря, исчезло. Но нас в официальном ответе, данном Промышленным районным судом Ставрополя, настоятельно убеждали, что предпринимаются все меры по его восстановлению. И что? Думаете, восстановили? Нет, конечно, фига с маслом! Причем этим маслом помазаны там многие: Травнев и солидные люди, которые упорно продолжали и продолжают скрывать его уголовное прошлое.
А после выхода статьи «Льва — в клетку!» по факсу в редакцию пришел запрос от первого заместителя прокурора Пятигорска младшего советника юстиции В. Г. Косых, в котором он требовал: «…Выдать сведения об источнике, предоставившем вам фото дактилоскопической карты Травнева Л. Н., либо объяснить возможность ее изготовления…»
,
,
Этот запрос, кроме смеха, у меня больше ничего не вызвал. Правда, потом были другие эмоции, когда после выхода статей меня начали таскать по милициям и прокуратурам. Даже уголовное дело по статье «Клевета» возбудили. Сообщение подписано капитаном полиции, старшим дознавателем ОД УМВД России по г. Ставрополю А. Ю. Степановым. А спустя неделю я получаю письмо из краевой прокуратуры, где за подписью прокурора края И. В. Полуэктова сообщается, что дело отменено как незаконное и необоснованное.
Это я посягнула на честь, достоинство и репутацию Льва Травнева. Он же решил выстрелить из всех стволов и обложить меня минами. Уничтожить дела, где вы, Лев Николаевич, обвиняетесь в убийстве? Пожалуйста. Возбудить уголовное дело в отношении журналиста? Пожалуйста. Решение суда, где вы, Лев Николаевич, белый и пушистый и ваш диплом законный? Пожалуйста. И это все, как теперь понимаю, не за просто так. Видимо, полиция, прокуратура, суд в 2011 году «подоили» Травнева от души.
После этой резонансной истории прошло уже семь лет. И хотя я стараюсь не оглядываться назад, в этом случае не получилось. Ведь благодаря прошлому я приобрела опыт. И если бы не обернулась в прошлое, знать бы не знала, что та клеветническая статья в отношении меня — липа. Цирк.
На мой запрос и в прокуратуру края, и в ГУ МВД по Ставропольскому краю мне ответили так: «По результатам проведенной проверки установлено, что уголовные дела правоохранительными органами края в отношении вас в 2010, 2011, 2012 годах не возбуждались и не прекращались, что подтверждается сведениями информационного центра ГУ МВД России по Ставропольскому краю».
,
,
А как же официальные сообщения о возбуждении уголовного дела и о его прекращении? Это что, халатность, беспредел, злоупотребление? Это называется иначе — за деньги и честь мундира, и мать родную продадут.
Правда, после этого никто даже не извинился.
О ЗАТРАТАХ
Проведение расследования обходится дорого, прежде всего в плане моральном и психологическом. Ты тратишь самое ценное — здоровье. Мы пропускаем чужие проблемы через себя. А иначе никак. Если ты не почувствуешь чужую боль, то и расследование не получится. Но это компенсируется благодарными откликами, которых у нас целый вагон и маленькая тележка.
Уголовные дела наш отдел ведет исключительно на коммерческой основе. Газета и коллектив должны же жить?! А по коллективным обращениям (они же редакционные) мы работаем в штатном режиме.
Что касается технического оснащения, то оно у нас как у всех: диктофон, фото- и видеоаппараты, ноутбук, блокнот и ручка — вот наше оружие. Скрытая запись сейчас запрещена законом, и мы ее не используем. А смысл? Потом ее все равно никуда не приложишь, она не будет считаться доказательной базой.
О ПОЛЬЗЕ
Наши расследования (и даже просто статьи) полезны в первую очередь людям. Нашими публикациями защищаются и восстанавливаются права человека. Мы с самого начала выбрали направление издания — правозащитная деятельность. Этим и занимаемся уже девять лет.
Дело в том, что любая публикация в СМИ является официальным заявлением, и органы власти (полиция, прокуратура и т. д.) обязаны на это заявление отреагировать. А если в сообщении содержится информация о преступлении, то тем более… И у нас есть много примеров: люди обращались в «Ставропольский репортер», когда их права злостно нарушались, после чего им даже не приходилось обращаться в суд, так как ситуации разрешались. Вот тогда понимаешь, что СМИ — действительно четвертая власть и великая сила.
,
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА «СТАВРОПОЛЬСКИЙ РЕПОРТЕР» издается с 1 декабря 2009 года. Тираж одного номера — 3 500 экземпляров. Схема распространения — киоски прессы, корпо‑ ративная подписка, подписка в почтовых отделени‑ ях. Территория распространения — Ставропольский край.
Учредитель: М. С. Коробко.
Сайт: stav-reporter.ru.
,