Сейчас такое время, что все снимают на телефон, пишут сообщения, и складывается впечатление, что все одинаково способны ко всему, что касается слова и картинки. Однако далеко не все, кто хорошо пишет, хорошо снимают, а уж «бессловесных» фотографов полным-полно! Мне очень интересны люди, которые уверенно себя чувствуют в обоих мирах: Василий Песков, Юрий Рост, Владимир Песня… Причем они пришли в фотографию от текста, из вербалов стали визуалами.
Хочу познакомить вас еще с одним человеком, который совершил такой переход относительно недавно, — это Кристина Кормилицына, фотокорреспондент «Коммерсанта». Миниатюрная женщина, которая старается быть незаметной, всячески избегает известности вне узкого круга признанных мастеров фотографии. А она уже в этом кругу — как автор многих замечательных снимков, как лауреат самого авторитетного конкурса в мире фотожурналистики World Press Photo, награду которого она получила за снимок с похорон Фиделя Кастро.
,
,
Кристина, будучи уже опытным журналистом, пришла учиться к нам, на журфак МГУ, на программу профессиональной переподготовки «Фотожурналистика» — учеба у замечательного фоторепортера и педагога Владимира Вяткина, общение с другими мастерами фотографии помогли отточить профессиональный взгляд. С этого началась серьезная часть ее фотографического пути.
Уже во время учебы стало ясно, что с фотографическим видением у Кристины все хорошо — видит свет и цвет в кадре, с композицией порядок, техникой владеет (не только камерой, но и автомобилем, и коптером — легко обучается). Понятно, что далеко пойдет — легкая на подъем, цепкая, решительная, вечно недовольная собой, ищущая смысл в жизни и работе, стремящаяся к перфекционизму во всем. Подкупает ее смелость, успешность в освоении нового этапа — то, что кажется авантюрой, оборачивается успехом и ступенькой к следующему шагу.
Как пример такого подхода — авантюра с полетом на похороны Фиделя Кастро в 2016 году. На Кубу рванули фотокоры со всего света. У нашей героини не было ни командировки, ни денег, но было две недели отпуска. Кристина, назанимав денег, купила билет на Кубу, чтобы не упустить такое важное событие, как похороны последнего коммунистического вождя. И попросила редакцию помочь с аккредитацией — если нет, она полетит все равно!
Результат такой авантюры — награда на конкурсе World Press Photo.
,
,
Сейчас Кристина Кормилицына — фотокорреспондент «Коммерсанта», газеты с замечательной историей и с мощной фотослужбой. Но я сомневаюсь в том, что это конечный пункт ее фотографической карьеры. Ее жажда профессионального и человеческого роста, поиск смысла и вдохновения в работе могут привести ее как в ряды агентских фотографов, так и в индивидуальное плавание.
,
,
Попытки вытащить из Кристины хоть несколько слов о себе самой заняли несколько месяцев. На мои вопросы были ответы в обычном для нее стиле: «А может, не надо?.. Да как-то нескромно будет… А что я могу сказать…» Застенчивость и антиснобизм — в полный рост. Тем не менее удалось получить ответы на несколько вопросов.
— Кристина, ты была пишущим журналистом, что подвигло тебя на уход в фотографию?
— Была пишущим корреспондентом в региональной газете на протяжении семи лет. Работа со словом — это, честно говоря, сложный, интересный и многогранный процесс. Это можно сравнить с работой хирурга со скальпелем. Фотография же — это рентген. Это очень богатый визуальный инструмент, где иногда, ничего не произнеся вслух, невербально можно сказать гораздо больше. В какой-то момент, не помню когда точно, именно это ощущение во мне пересилило.
— Одни снимают, полагаясь на свою интуицию, другие старательно учатся — какой тип фотографов тебе ближе?
— Любому делу нужно учиться. Если есть твердое убеждение, что учиться не нужно, вряд ли вырастет профессионал. Но я бы посоветовала больше читать и почаще обращаться к опыту старших коллег. Интуиция — штука хорошая, но и она тренируется в неустанной работе познавать новое, выходить гораздо шире «поля» своего ремесла. Под лежачий камень, как говорится…
,
,
— Говорят, что ты много лет ежедневно просматривала новостные ленты фотоагентств, чтобы увидеть свежие снимки мастеров, кто, что и как снимает, — это правда, что у тебя такой сверхсерьезный подход?
— По-разному бывало. Вообще хорошо быть чем-то увлеченным, чем-то гореть, находиться в погружении и осмыслении того, чему посвящаешь много сил и времени. Не напрасно ли все это? Совершенно нормально знать, что и как делают твои коллеги. Незнание порождает эгоизм и самолюбование, которые в фотографии неуместны. От этих пороков надо избавляться.
,
,
— Какой тебе видится сегодняшняя фотожурналистика? Она растет и развивается или ее золотые годы уже позади?
— У думающего фотографа фотографии превращаются в исповедь. А это всегда откровение. И пока будут те, кто готов «открываться» через фотографию, будут и те, кто будет внимать.
— Сейчас очень популярны разнообразные формы — и одиночные фотографии, и фотосерии, и проекты. К чему ты сейчас сама тяготеешь?
— Мне кажется, что не имеет значения — серия или одиночная карточка, куда важнее, как они работают, заставляют ли задуматься зрителя о важном. У каждого человека самый главный проект — это вся его жизнь и то, чем она наполнена. И, оперируя фотографическим термином «светосила», хочется сказать, что сила того самого света заключена не в самой камере, но в каждом, кто берет ее в руки.
,