До сих пор в среде работников массмедиа и рекламы можно встретить неправильные представления об авторском праве. Эти мифы настолько живучи, что даже профессиональные издатели периодически попадают в залы суда в качестве ответчиков по искам о нарушении прав на авторство. И чаще всего речь идет о фотографиях. Поэтому сначала разберемся с главными ошибками, которые делают медиакомпании и рекламные агентства.

Так, московский фотограф Н. обнаружила неожиданно свои снимки на сайте популярного трэвел-издания. Фотографии иллюстрировали статью об этнографическом музее в Мордовии.

Снимки были взяты с сайта фотографа, где они сопровождались знаком копирайта. Однако сотрудники трэвел-издания копирайты аккуратно стерли, имя автора тоже указывать не стали. «Мирные» переговоры ни к чему не привели. Зато по итогам судебного разбирательства фотограф получила 40 тыс. рублей компенсации.

Это стандартная схема развития конфликта по авторскому праву. Автор обнаруживает на сайте или в издании свое произведение и пытается получить заслуженный гонорар за использованный снимок или рисунок. Его просьбу игнорируют, он обращается в суд — и в подавляющем большинстве случаев выигрывает процесс.

При этом суммы, которые платит нарушитель по судебному решению, в разы превышают те гонорары, которые можно было бы заплатить добровольно. А одному саратовскому фотографу в 2015 году удалось отсудить за один-единственный снимок у местной администрации 530 тысяч рублей. Чиновники использовали его пейзажную фотографию на билборде и при этом никак не хотели признавать право автора распоряжаться своим произведением.

Если вас впечатлили эти истории, давайте разбираться с авторским правом на иллюстрации. И для начала избавимся от заблуждений.

 

8 ОПАСНЫХ МИФОВ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ

1.   Если выложили в сеть, то можно использовать.

Самый опасный и, увы, распространенный миф. Даже если сам автор выкладывает свои работы в сеть, он всего лишь разрешает нам смотреть на них.

,

ОТВЕЧАТЬ БУДЕТ ТОТ, КОМУ ПРЕДЪЯВИТ ИСК ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ. И ТО, ЧТО ВЫ НЕ ПЕРВЫЙ, КТО НЕЗАКОННО ИСПОЛЬЗУЕТ ФОТОГРАФИЮ, НИКАК ВАС НЕ СПАСАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

,

2.   Автор фотографии должен зарегистрировать свое авторское право.

На этом настаивал, например, представитель саратовской администрации в судебном процессе, о котором мы рассказывали выше. Те, кто так считает, обычно путают авторское право с патентом. По закону авторское право начинает действовать по факту создания произведения и никаких дополнительных действий не требует.

 

3.   Раз не указан автор — значит, ничье.

Это не так. Закон не требует от автора обязательно указывать свое имя, ставить знак копирайта и т. п. Тем более велика вероятность, что авторство не указано, потому что фотография уже кем-то опубликована незаконно.

 

4.   Я взял фото не у автора, а с другого сайта.

Значит, отвечать будет владелец сайта, а не я. На самом деле отвечать будет тот, кому предъявит иск правообладатель (автор). И то, что вы не первый, кто незаконно использует фотографию, никак вас не спасает от ответственности.

5.   Указал автора и источник — выполнил требование закона.

Очень распространенное заблуждение. Указывая автора, вы сохраняете только одну часть авторского права — «право на имя». Но при этом вы все равно используете снимок без согласия правообладателя.

 

6.   Я использовал фото в некоммерческих целях, поэтому я не буду платить автору компенсацию.

Это не имеет значения, все равно права автора нарушены. Незаконное использование объекта авторского права в коммерческих целях — это всего лишь «отягчающее обстоятельство»: в таких случаях суды, как правило, увеличивают компенсацию автору.

 

7.   Мне разрешил использовать фотографию человек, который на ней изображен.

Просить разрешение на публикацию у того, кто изображен на снимке, — правильно. Но здесь вы выполняете другое требование — право гражданина на свое изображение. При этом все равно нужно разрешение автора: его право на произведение никто не отменял.

 

8.   Интернет большой, автор не узнает, что я использую его произведение. 

Думать так очень самонадеянно и опасно. Во-первых, существуют сервисы поиска по иллюстрациям. Многие фотографы, которые следят за использованием своих произведений, часто «мониторят» их в сети. Во-вторых, адвокаты и адвокатские конторы, специализирующиеся на защите авторских прав, тоже ищут нарушения копирайта в сети, а потом предлагают авторам фотографий свои услуги в подаче исков. 

,

,

СВЕТЛАНА КУЗЕВАНОВА: «ЕСЛИ ВЫ ОПУБЛИКОВАЛИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЧУЖУЮ ФОТОГРАФИЮ, НЕ УКАЗАЛИ АВТОРСТВО, ДА ЕЩЕ И СКАДРИРОВАЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ — ВЫ СОВЕРШИЛИ ТРИ НАРУШЕНИЯ»

,

КАК НЕ НАРУШИТЬ ЧУЖИЕ ПРАВА?

Так как же не нарушить авторское право? Для начала разберемся: закон предусматривает несколько видов прав, из которых нам важны два:

 

•   ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА.

Автор имеет право разрешать или запрещать распространять свое произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно. Закон охраняет и целостность произведения: никто без разрешения автора не имеет права, например, редактировать его снимок. Автор имеет и право на обнародование своего произведения. Все эти права охраняются бессрочно и могут передаваться другим лицам. Несоблюдение каждого права — это отдельное нарушение. То есть если вы опубликовали без разрешения чужую фотографию или рисунок, не указали авторство, да еще и скадрировали изображение или вырезали из него фрагмент — вы совершили три нарушения. И автор может требовать отдельную компенсацию за каждое из них.

 

•   ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

Автор может передать право использовать свое произведение любым способом другому лицу. Такое право действует в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти. После этого произведение относится к общественному достоянию.

Поэтому первое, что нужно запомнить: имя автора и ссылку на источник лучше указывать всегда.

,

,

РОМАН ЖОЛУДЬ: «СЕЙЧАС СУДЫ ПРИНИМАЮТ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОГОВОРЕННОСТИ ЛЮБОЕ ПИСЬМЕННОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ, ДАЖЕ ПЕРЕПИСКУ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ»

,

Второй шаг: смотрим, какие условия автор или правообладатель ставит для тех, кто хочет использовать его работы. Например, РИА «Новости» на своем сайте разрешает частным лицам использовать свои материалы в некоммерческих целях при условии, что будут указаны автор и ссылка на сайт агентства.

Если никаких указаний нет, а картинка вам позарез нужна, остается договариваться с автором. Причем если вы договорились на однократное использование иллюстрации (неважно, за деньги или бесплатно), то для второго использования нужно будет договариваться заново. Лучше всего заключить с автором договор. Но сейчас российские суды принимают в качестве доказательства договоренности любое письменное подтверждение, даже переписку по электронной почте. Договариваться нужно обо всем: передает ли автор вам полные права на иллюстрацию или разрешает опубликовать однажды, дает ли он вам право изменять ее и т. п. Иногда публикация чужого произведения допускается. 

 

ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ — это цитирование. Например, журналист пишет о записи, появившейся в одном из блогов. При этом он может цитировать информацию из нее — не только текст, но и фотографии. Но автора указать все равно обязательно.

 

ВТОРОЙ СЛУЧАЙ: закон разрешает перепечатывать информации по актуальным вопросам политической и экономической жизни, если перепечатка не запрещена автором. И здесь не забываем указать источник и автора.

 

ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ: фотографии объектов искусства, сделанных в общедоступных местах (выставки, музеи и т. п.), если при этом экспонат не является основным объектом изображения и не используется в коммерческих целях.

 

…И КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ?

Если вы фотограф, дизайнер или художник, то вы стоите с другой стороны баррикады. И чтобы суметь защитить ваше право на произведение, следуйте простым советам.

•   Размещая работы в сети, ставьте знак копирайта, описывайте условия использования и указывайте контакты для связи с вами.

•   Указывайте информацию в метаданных файла с изображением.

•   Храните оригиналы своих работ в файлах с хорошим качеством, а в сеть выставляйте уменьшенные копии. 

,

Фото: shutterstock.com; из архива Центра защиты прав СМИ