Как журналисту использовать соцсети в расследованиях

Соцсети для расследований — гораздо больше, чем площадка для общения. Это инструмент, с помощью которого профессионалы находят важные данные. В этой подборке я и четверо моих коллег рассказали о том, как соцсети помогли нам в расследовательской работе.

 

ИЩЕМ СВЯЗИ МЕЖДУ ФИРМАМИ В «ОДНОКЛАССНИКАХ» 

,

,

ИЛЬЯ КУДИНОВ, журналист, координатор общественных и журналистских расследований

Пару лет назад мы в фонде «Так-так-так» вели расследование о расходах регионального бюджета на информатизацию медицины. Пришлось изучить десятки тендеров, проверить связи заказчиков и подрядчиков. В итоге мы доказали, что в системе, которую чиновники подавали как готовую и хорошо функционирующую, есть масса недостатков.

В этом расследовании одним из главных инструментов были соцсети. С их помощью удалось обнаружить, что некоторые тендеры были заточены под конкретные компании. И вот как мы к этому пришли.

Изучая закупки на модернизацию и доработку медицинской информационной системы, мы смотрели, кто подает заявки на участие в конкурсе. На первый взгляд все было в порядке: в каждом тендере участвовали 2-3 компании. Одна из них — будем называть ее «А» — всегда побеждала. Мы предположили, что другие участники заявляются лишь для того, чтобы создать видимость конкуренции. Но как это доказать?

С помощью платного сервиса проверки контрагентов «Контур.фокус» мы выявили, что одна из этих компаний-конкурентов — на самом деле фирма-однодневка. Зарегистрирована по адресу массовой регистрации в каком-то московском общежитии. А ее учредитель одновременно указан в документах еще десятков разных фирм.

,

Фонд «Так‑так‑так». Расследование о расходах регионального бюджета на информатизацию медицины
Фонд «Так‑так‑так». Расследование о расходах регионального бюджета на информатизацию медицины

,

А вот вторая компания — назовем ее «Б» — выглядела вполне презентабельно. Через «Контур.фокус» мы не обнаружили никакой связи этой компании с «А». Другой адрес регистрации, учредитель с другой фамилией. Компания участвует в тендерах и даже что-то выигрывает. В общем, мы уже подумали, что эта фирма по-настоящему конкурирует с «А».

Однако решили поискать учредителя этой фирмы в социальных сетях. И тут нам сыграло на руку то, что женщины в «Одноклассниках» зачастую указывают еще и девичьи фамилии! Учредитель компании-победителя тендеров «А» — мужчина. Якобы конкурент этой фирмы — «Б» — зарегистрирован на женщину. Когда мы нашли ее в социальной сети, все стало понятным. Девичья фамилия и отчество женщины совпадают с данными учредителя «А». Оказывается, они брат и сестра. Просто сестра замужем, и теперь у нее другая фамилия. В подтверждение наших выводов мы увидели, что женщина состоит в сообществах фирмы брата в «Одноклассниках».

Таким образом, наша изначальная версия подтвердилась. Соревнования между фирмами в этих тендерах, по сути, не было. «А» всегда побеждала. Но по документам все выглядело так, как будто это победа в конкурентной борьбе. 

 

ЛЮДИ САМИ ВСЕ РАССКАЗЫВАЮТ О СЕБЕ 

,

,

РОМАН РОМАНОВСКИЙ, аналитик «Трансперенси Интернешнл — Россия»

Интернешнл — Россия» В основном я использую соцсети для установления родственных связей, мест работы и учебы человека. Также смотрю страны, которые он чаще посещает (это может натолкнуть на мысль, что в этой стране стоит поискать недвижимость или бизнес). Главный принцип поиска в социальных сетях — люди сами все рассказывают о себе, остается это найти.

Недавно я завершил работу над проектом по установлению родственных связей между всеми публичными должностными лицами в Калининградской области. Соцсети помогают установить родственников и места их работы, верифицировать инсайдерскую информацию. С помощью Facebook я установил девичью фамилию супруги одного из федеральных министров. Она сама записала свою фамилию в латинском названии аккаунта в адресной строке. 

,

«Трансперенси Интернешнл – Россия» и Rugrad.eu обнаружили, что помощниками депутатов Калининградской областной думы работали их родственники
«Трансперенси Интернешнл – Россия» и Rugrad.eu обнаружили, что помощниками депутатов Калининградской областной думы работали их родственники

,

Также недавно мы занимались конфликтом интересов депутатов облдумы, которые трудоустраивают ближайших родственников в качестве своих помощников. В аккаунте помощницы одного из депутатов мы нашли их совместные фотографии с отдыха, в том числе с поцелуями, признания в любви в комментариях. Тот факт, что их отношения не узаконены, отметает всякую перспективу юридических последствий. Но для читателя это уже является доказательством, что у депутата есть конфликт интересов.

Мне приходится использовать все основные соцсети. У каждой своя целевая аудитория. Но у людей нет общего правила: это мы публикуем только в Facebook, а если хотите посмотреть наши фотографии — следуйте в Instagram. Поэтому очень важно постараться найти аккаунты своих героев во всех соцсетях, в которых они могут присутствовать. Например, Facebook и Linkedin позволят отследить всех сотрудников одной компании. Это бывает полезно в расследованиях. Например, когда нужно установить бывших и действующих коллег. 

,

ЧТОБЫ НАЙТИ НУЖНОГО ЧЕЛОВЕКА, ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ ИЗУЧАТЬ ЕГО ВОЗМОЖНЫХ ДРУЗЕЙ ИЛИ КОЛЛЕГ. ДЛЯ ЭТОГО НАДО ЗНАТЬ ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ И ПОНИМАТЬ, С КЕМ ОН МОЖЕТ ДРУЖИТЬ

,

Первоначальная задача — найти нужного человека в соцсетях. Многие не подписываются своими реальными именами или сильно их видоизменяют. Например, прокуроры любят подписываться начальными буквами своих имен и фамилий: «AД» или «ИВ». Чтобы найти нужного человека, часто приходится изучать его возможных друзей или коллег.

Для этого надо знать его социальный портрет и понимать, с кем он может дружить. Для обширного поиска по Facebook использую этот сервис: inteltechniques.com / OSINT / facebook. Он позволяет комплексно промониторить аккаунт человека и понять, где он засветился.

Несмотря на обилие сервисов, позволяющих вести поиск по социальным сетям, первоочередное — это глубинное изучение профиля человека. Смотрите его фотографии, комментарии под ними. Изучите фото друзей и их посты, в которых пользователи сами раскрывают нужную информацию в диалоге с друзьями.

 

«ПОЛЬЗОВАТЕЛИ «ВКОНТАКТЕ» ПОЧЕМУ‑ТО БОЛЕЕ ОТЗЫВЧИВЫЕ» 

,

,

АНАСТАСИЯ СЕЧИНА, учредитель медиапроекта «Четвертый сектор»

Мы используем соцсети для сбора информации, поиска героев, составления представления о персонажах. Для поиска тем и экспертов. Для связи и общения, конечно.

Например, когда журналист Михаил Данилович писал про соцгостиницы для бездомных, где люди работают за еду, нужно было установить связь разных организаций. Во «ВКонтакте» было много совместных фотографий их руководителей. Также разные паблики позволили лучше понять их мотивацию и отношение к своим подопечным. Там они отзываются о нуждающихся в крове как о «крысах» и «ленивых суках».

,

«Четвертый сектор». Михаил Данилович написал про соцгостиницы для бездомных, где люди работают за еду
«Четвертый сектор». Михаил Данилович написал про соцгостиницы для бездомных, где люди работают за еду

,

Также соцсети помогли в поиске хоть каких-то свидетельств о резне в пермской школе. Администрация и учителя учебного заведения отказывались общаться, зато ученики, найденные в группах школы, смогли что-то рассказать.

В материале журналиста Владимира Соколова про зачистку протестного поля в Перми соцсети помогли установить и доказать то, что группа молодых людей, имеющих к этой зачистке непосредственное отношение, почти в полном составе состоит в «Молодой гвардии «Единой России». 

,

«Четвертый сектор». Материал журналиста Владимира Соколова про зачистку протестного поля в Перми
«Четвертый сектор». Материал журналиста Владимира Соколова про зачистку протестного поля в Перми

,

В моей публикации про трудного подростка соцсети помогли составить психологический портрет девочки. Она сама утверждала, что в соцсетях не сидит, однако профиль ее там обнаружился, и по нему можно было судить о непростом душевном состоянии героини публикации. 

,

«Четвертый сектор». В публикации про трудного подростка соцсети помогли составить психологический портрет девочки
«Четвертый сектор». В публикации про трудного подростка соцсети помогли составить психологический портрет девочки

,

Для связи с экспертами и источниками нередко используем Facebook. А для поиска информации и персонажей больше подходит «ВКонтакте». Там больше людей сидит, больше живых, наполняемых групп. Еще пользователи «ВКонтакте» почему-то более отзывчивые. Они охотнее идут на контакт. Больше выкладывают информации о себе, что тоже выгодно для журналистов.

У нас есть правило в отношении ведения личных страниц журналистов «Четвертого сектора». В нашем мини-кодексе написано: «На своих личных страницах в соцсетях мы остаемся журналистами, то есть предъявляем повышенные требования к фактчекингу, не распространяем и не способствуем распространению фейков и непроверенной информации».

Есть также внутренние рекомендации, связанные с информационной безопасностью: чувствительные вещи в мессенджерах «ВКонтакте» и Facebook не обсуждать.

Что касается технологий, то знаем кучу разных сервисов, с помощью которых можно работать с соцсетями. Знаем, но не пользуемся. 

Не пригождаются как-то. Но вот, например, инструмент peoplefindThor для поиска людей в Facebook кажется интересным (особенно своей простотой). Не исключено, что как-нибудь пригодится.

Еще точно надо изучить Facebook Graph Search Generator. С помощью него можно искать различные данные в Facebook. Но у нас пока руки не доходят. И, как показывает практика, лучше всего получается разобраться с инструментом тогда, когда прижмет — то есть когда он реально необходим для решения абсолютно конкретной задачи. Главное тут знать, что такой инструмент существует в принципе.

 

О ПОИСКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В СОЦСЕТЯХ 

,

,

ГЛЕБ ЯРОВОЙ, журналист «7х7»

Полезно найти в соцсетях героев расследований, их родственников, друзей, а потом попробовать с ними связаться и получить больше информации о деле. Так я нашел несколько собеседников, слова которых использовал при подготовке материала про Сергея Коссиева (экс-начальника колонии ИК-7 в городе Сегежа).

Для меня соцсети более полезны как источник контекстуальной информации о герое и его жизни. Взять историю того же Коссиева: ну где можно найти его фотографии из повседневной жизни? Нигде, особенно после того, как все его близкие родственники удалили все свои аккаунты в соцсетях после скандала с Дадиным, то есть еще в 2016 году. Нигде, кроме аккаунта его сестры, которая умерла незадолго до скандала и не смогла по понятным причинам удалить фото Коссиева. Вот на тех фото видно, как герой жил до того, как стать «героем». Там его семья, родители, друзья, повседневная жизнь. Здесь ведь явный контраст с тем злодеем, который предстает в публикации. Тут мы можем ответить на вопрос: а был ли он когда-то другим?

,

«7х7». Материал про Сергея Коссиева (экс‑начальника колонии ИК‑7 в г. Сегежа)
«7х7». Материал про Сергея Коссиева (экс‑начальника колонии ИК‑7 в г. Сегежа)

,

Или как понять, чем живут соседи Коссиева? То есть люди, запертые в небольшом пространстве между колонией и СИЗО, в отдаленном районе, куда не ходит общественный транспорт, закрыты садики, магазины, клубы. Вот об этом они пишут в соцсетях на маленьких страницах на полсотни участников. В пабликах «ВКонтакте» делятся фотографиями, впечатлениями. Шутят: «А из нашего окна зона «красная» видна». Изучение этой информации помогает понять, как обстановка может влиять на поведение, повадки, привычки героя.

То есть соцсети мне дают то, без чего ни один читатель не заинтересуется твоим расследованием, какие бы сногсшибательные факты и цифры ты ни описывал, — человеческую историю. И для этого мне пока не нужны особые технологии.

 

О ПРОДВИЖЕНИИ МАТЕРИАЛОВ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ» В СОЦСЕТЯХ 

,

,

ЮЛИЯ КРАСНИКОВА, редактор соцсетей «Новой газеты» и автор микроканала о фандрайзинге в СМИ «Make it rain»

Набор соцсетей, с которыми работаем, стандартный: ВК, ФБ, Twitter, ОК, Instagram, YouTube, РСС в «Яндекс.Дзен». Наша главная задача — чтобы о расследовании узнали как можно больше людей и рассказали о нем (поделились) в своих соцсетях. 

 

,

Instagram «Новой газеты»
Instagram «Новой газеты»

,

В каждом случае мы по-разному используем соцсети. Все зависит от текста и его наполнения. У нас может быть и обычный шеринг (просто со сниппетом). Если к нему есть видеоэксплейнер (то есть объясняющий ролик) — будет пост с ним. Если есть важная инфографика — то и с ней. Потому что всегда проще что-то показать, чем долго описывать это текстом. Это что касается «традиционных платформ» типа «ВКонтакте» или Facebook.

В Instagram мы обычно делаем сторис и отправляем их в «избранное». Но это не одна сторис-анонс — мы пытаемся увлечь аудиторию материалом в 3-5 историях. Такие же истории отправляются во «ВКонтакте».

В Twitter мы делаем из текста тред, структурируем информацию. Плюс в том, что каждый раз при новом ответе наверх будет подниматься и предыдущий твит. Если власти отреагировали на наше расследование — новость об этом встраивается в тред. Если история получается большой, можем сделать и «момент» и потом его дополнять.

В YouTube постепенно начинаем использовать функцию «Сообщество». Есть и специфичные вещи. Например, расследование про Аслана Гагиева, которого называли «киллером № 1». Про него можно говорить много и часто (что мы и делали). Так что одной из подач была «статья» в ВК.

Во всех наших аккаунтах отклик от читателей большой, с поправкой на особенности реакции аудитории каждой конкретной соцсети. 

,

Инструменты

•   «Контур.фокус»

платный сервис проверки контрагентов

•   inteltechniques.com / OSINT / facebook

обширный поиск по Facebook, позволяет комплексно промониторить аккаунт человека

•   peoplefindThor

сервис поиска людей в Facebook

•   Facebook Graph Search Generator

поиск данных по Facebook

,

Иллюстрация: shutterstock.com