— Вы недавно защитили магистерскую диссертацию, будучи уже кандидатом наук. Как возникла мысль учиться в магистратуре?
— Эта мысль у меня возникла благодаря Закону об образовании в новой его редакции. Дело в том, что я окончила университет по специальности «Филолог. Преподаватель» в 2003 году, с 2004 года преподавала на факультете журналистики дисциплины, связанные с историей русской литературы, языком и стилем медиатекстов и т.д. Защищенная кандидатская диссертация тоже была по специальности 10.01.10 (Русская литература). Таким образом, у меня на момент поступления в магистратуру не было базового журналистского образования, что не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню квалификации преподавателя факультета журналистики.
Обучение в магистратуре снимает эту проблему. За парты сели и другие мои коллеги, оказавшиеся в схожей ситуации. В том числе и доктора наук, диссертации которых были защищены не по журналистике. Кстати, есть и другие примеры: кандидаты наук по журналистике поступили в магистратуру по психологии, мотивируя это желанием погрузиться в иную область знаний.
— Чему посвящена ваша магистерская диссертация? Она как-то связана с вашей кандидатской диссертацией?
— Моя кандидатская диссертация была посвящена исследованию проблемы индивидуального стиля на материале художественной литературы. Магистерская — изучению риторического кода медиатекста. Она с кандидатской диссертацией имеет схожие методологические основы, но построена на ином материале, обнаруживает новые тенденции, теоретические аспекты и особую практическую реализацию.
,
,
— Чем явилась для вас магистерская диссертация? Какой новый опыт вы приобрели? Были ли у вас сложности психологического характера?
— Были сложности и, надо сказать, серьезные. После 15 лет преподавательской деятельности действительно трудно видеть себя «по другую сторону баррикад», но, на мой взгляд, делать это просто необходимо. И видеть коллег иными глазами, «студенческими», и возвращаться в это состояние переживания и волнения, когда разумом понимаешь, что все знакомо, а эмоционально чувствуешь другое.
— Органично ли сосуществуют в России кандидатская и магистерская диссертации?
— С моей точки зрения в высшей степени странно и неорганично существуют эти две диссертации, поскольку две системы (традиционная и 4+2) не синхронизировались, а просто механически наложились друг на друга, не создав, к сожалению, ничего нового
— После учебы в магистратуре, что бы вы скорректировали в методике преподавания?
— Мне в целом кажется, что проблема многих магистерских программ — неспособность углубить материал, пройденный в системе бакалавриата, без досадного повторения. Обращение к известному материалу снижает не столько ценность программы, сколько интерес к ней со стороны магистрантов. Организуя учебный процесс в системе магистратуры, я бы ушла от традиционных форм учебных занятий, сочетая лекцию и практику в рамках одного занятия.
,