Изменение жанровой структуры газеты «Советский спорт» в процессе перехода от традиционного формата к мультимедиа

Появление всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, затронуло различные сферы человеческой деятельности. Технические возможности сети, среди которых постоянная доступность (при наличии минимальных электронных средств связи), неограниченное пространство для публикаций, непрерывная интерактивная связь с аудиторией, позволили создать принципиально новую информационную площадку, что привело к существенным изменениям в сфере средств массовой информации.

В профессиональном сообществе активно стало использоваться понятие мультимедийной журналистики. А. Качкаева и С. Шомова в своем пособии определяют это понятие уже не как способ передачи информации, а как среду, «в которой видео становится продолжением текста, а звук иллюстрируется картинками». О. Силантьева, медиатренер и основатель портала «SilaMedia», предлагает считать мультимедийную журналистику определенным способом представления журналистского материала: «Это медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографика, интерактив». При этом самого мультимедийного журналиста в первую очередь отличает умение комбинировать различные форматы. Таким образом, СМИ уходят от традиционного предпочтения какого-то одного основного средства коммуникации: газета – письменности (реже – изображению), радио – устной речи, а телевидение – изображения.

Указанные выше изменения и новые возможности приводят к изменению потребительских запросов аудитории. В сети интернет-пользователи получают неограниченный доступ к различной информации. Аудитория спортивных СМИ получает возможность смотреть огромное количество соревнований, читать и слушать интервью тренеров, игроков, появляющиеся практически сразу после матчей, конференций, задавать свои вопросы в режиме онлайн. А. Качкаева отмечает: «Изменчивость, интерактивность и мультимедийность — самые важные для медиа и журналистики характеристики современной цифровой среды». Именно они привлекают большую часть аудитории в цифровое пространство.

Подобные тенденции затрагивают традиционные СМИ, которые начинают терять аудиторию. Единственным возможным выходом в данной ситуации является освоение мультимедиапространства и поиск оптимальных путей интеграции материалов традиционного и мультимедийного форматов. Что в свою очередь ведет к определенным изменениям в первую очередь в жанровой структуре изданий. В статье будут рассмотрены изменения жанровой структуры ежедневной газеты «Советский спорт», которые возникли благодаря появлению цифровой версии в 2008 году.

Алексеев и Ильиченков пишут, что преобладающими жанрами спортивной журналистики всегда являлись: заметка, корреспонденция, репортаж, потому что спортивная журналистика по сути своей событийна. — Следование данным правилам в «Советском спорте» можно проследить на примере номеров 90-х годов, когда существовала только печатная версия издания, которая и служила основным источником информации.

Заметка в спортивном издании позволяла кратко рассказать о спортивном событии. В «Советском спорте» подобный жанр активно использовался в каждом номере. Материалы размещались в разных рубриках. Они могли содержать:

  • сообщение о событии. Заметка со ссылкой на ТАСС сообщает о возможности проведения Чемпионата мира по футболу в Австрии. В трех абзацах умещается информация о количестве готовых стадионов, количестве возможных стадионов и даже о том, что ФИФА готово отодвинуть время отправления заявок на проведение, если Австрия захочет участвовать. 

  • результаты соревнований подробно. Заметка в рубрике «Стучат телетайпы». Вид спорта – бокс, место – Новороссийск. Далее в двух абзацах кратко рассказывается, кто не сумел дойти до решающего боя, и кто в итоге стал обладателем Кубка страны.

  • результаты соревнований кратко. Блок «В несколько строк» – перечисление счета в нескольких матчах. Здесь проявляется специфика спортивных изданий того времени, о которой уже упоминалось – стремление представить больший объем информации о соревнованиях.

Жанру репортажа тоже была свойственна краткость изложения. В таких материалах отмечались ключевые моменты соревнования: «В начале второго периода рижанин Акулинин в сутолоке у ворот «Лады» точно выдал пас на пяточек Фандулю», и тот, классически, в одно касание отправил шайбу в ворота Дроздова»—, «Армеец Масленников на первой же минуте выходит один на один с вратарем «Спартака» Голошумовым, но не обыгрывает его»—. Для оживления текста добавлялись комментарии спортсменов и наставников: «Мы сами все упустили. А вину за поражение я беру только на себя»—, «ничего страшного не произошло, – сказал после матча наставник «Лады» Геннадий Цыгуров».— Краткая репортажная форма была предпочтительнее тем, что с одной стороны занимали куда меньше места, и можно было дать сразу два таких репортажа с матчей, как, например, в материале «Надежды и разочарования»— освещаются два матча первого тура Высшей хоккейной лиги. Таким образом, читатель узнает больше информации о ходе турнира, не пропустив основные моменты матчей. С другой стороны даже в таких небольших материалах благодаря комментариям игроков, минимальному, но все же присутствующему анализу «Посчитав, видимо, дело сделанным торпедовцы явно сбавили обороты»—, эффект присутствия для читателя сохранялся.

Жанр интервью использовался в различных формах:

  • Блиц-интервью с теннисистами на Кубке Кремля—. Вопросы максимально короткие, как, впрочем, и ответы на них.

  • Информационное интервью с Анатолием Бышовцом о прошедших и предстоящих играх сборной СССР – классический образец. В нем вопросы о состоянии дел в сборной, отношении к будущим соперникам, выезде на игру соперников—.

  • Портретное интервью. Его цель – раскрыть деятельность спортивной личности. И по объему оно превышает все прочие. В «Советском спорте» интервью с заголовком, который не может не привлечь внимание «Тони Шумахер: Идиот – это я».

Появление цифровой версии газеты дало спортивному изданию больше места и возможностей для публикации материалов, позволило основной массив соревнований и информации перевести в электронный доступ. При этом полный переход в цифровое пространство «Советский спорт» не планировал, в связи с чем, жанровая структура печатной версии претерпела некоторые изменения, позволившие с одной стороны грамотно разделить информацию и аудиторию, с другой стороны создать связь между печатной версией издания и мультимедийной платформой.

Первая перемена – заметка в печатной версии потеряла свою актуальность. Если раньше заметки публиковались на каждой странице, то теперь для них отводят одну-две рубрики не на первых полосах. В «Советском спорте» в 90-е у заметок не было постоянной упорядоченности. Теперь для них стала отводиться отдельная рубрика «Панорама». В проанализированных номерах в этой рубрике были заметки по теннису, баскетболу, шахматам, велоспорту, волейболу. Теперь каждый такой материал имеет информативное название (обязательно указан вид спорта), которое дает понять, о чем пойдет речь: «Велоспорт. Наша команда осталась без медалей»—, «Теннис. Кузнецова покинула топ-10»—, «Баскетбол. Мозгов набрал 11 очков»—. При этом, как видно по выбранным названиям, теперь в заметках приводятся не только результаты самих соревнований. Отдельно уделяется внимание персональным рейтингам игроков. Подобная персонализация привлекает читателя, подсознательно вызывая желание узнать, почему? Как? Из-за чего? А структура схожа с оформлением в цифровом пространстве, где у каждого материала имеется подпись с видом спорта.

,

переход от традиционного формата к мультимедиа внес определенные изменения в жанровую структуру газеты

,

При этом мультимедиатизация влияет не только на структуру жанров, но и на их количественное соотношение. Материалы в жанре заметки в номере не превышают 5-6 сообщений, в то время как раньше по 5 заметок могли разместить на каждой странице. Куда лучше этот жанр вписался в интернет-версию. Например, традиция кратко сообщать о событиях менее популярных видах спорта перешла в электронный формат. Так, зайдя в раздел «Дзюдо» (который даже не вынесен в основное меню), можно увидеть, что заметка – один из основных жанров. В материалах «Автор книги «Моя борьба» поборется с Путиным за пост президента России, но в 2024 году»—, «Чемпионы определились в Артеке»—, «В Санкт-Петербурге пройдет турнир по дзюдо «Мастерс»»— в кратких сообщениях дается информация о будущих соревнованиях и результатах прошедших, как раньше подобное давалось в печатных СМИ. Это показатель того, что основной информационный поток спортивные СМИ направляют в сеть, освобождая место в печатных версиях для более объемных материалов.

Заметки не исчезают и при освещении популярных видов спорта. Например, сообщения о травмах игроков—, возможных тренерах— на сайте предоставляют собой краткий текст. Но одной из тенденций мультимедийных СМИ становится стремление пусть минимально, но визуализировать любой материал. Поэтому заметка о фестивале активного зимнего отдыха—, как и новость о самом титулованном футболисте в истории— дополняется фотографиями. А сообщение с пометкой «Источник» помимо текста «Советского спорта» содержит изображение-ссылку на Телеграм-канал, опубликовавший новость—.

Интернет-пространство позволяет разнообразить заметки жанром, появившимся в процессе конвергенции – интернет-хроникой. И. Кадыкова определяет хронику как «факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка»—. Под влиянием конвергенции в интернете хроника сохранила структуру из одной двух фраз, но стала сопровождаться дополнительными фото или видеоматериалами. В хронике под заголовком «Андрей Свечников набрал пять очков в матче плей-офф» акцент на человеке усиливает видео с забитой шайбой, взятое с официального твиттер-аккаунта хоккейной лиги.— А сообщение о переносе футбольного матча дополняется фотографией, отражающей причину переноса – занесенный снегом стадион.

Следующее заметное изменение – преобладание аналитических статей. Раньше им уделялось меньше внимания, потому что газета ориентировалась на информирование о фактах. В настоящее время непосредственно информация о фактах в режиме онлайн предоставляется пользователям на сайте. А в печатных номерах читатель может узнать о том, какие основные проблемы «Спартака», и как можно было бы их решить—, в том же номере схожая тема и в статье о «ЦСКА»—. Присутствуют анализы сил команд, с которыми только предстоит столкнуться при отборе к Чемпионату мира 2018 года—. Печатные спортивные СМИ переходят на подобные жанры из-за своей аудитории. Основной массив печатной версии составляют люди 35-44 лет— – это взрослая аудитория, которая с одной стороны привыкла читать печатный вариант, с другой ищет на его страницах уже не просто результат (его можно услышать в новостях или посмотреть само соревнование по телевизору), но грамотное мнение, разбор ошибок и моментов.

Кроме того, жанр аналитической статьи стал одним из способов связать печатную версию с интернет-сайтом. Рядом с текстом в печатном издании располагается небольшая картинка, как аналог ссылки в электронном варианте. Так в печатной версии сообщается, что данный материал есть на сайте, и он содержит дополнительную информацию, не вошедшую в номер. Например, статья из номера 240— на сайте размещена со скриншотами матча, которые наглядно показывают расположение и передвижение игроков. Гипертекст статьи составляют ссылки на мнения экспертов. Причем мнения подобраны таким образом, что представляют собой две противоположные точки зрения.

Жанр интервью сохранил свою нишу в печатной версии «Советского спорта». В первую очередь внимание уделяется блиц-интервью после соревнований. Главный тренер «Спартака» кратко отвечает после матча на главные вопросы по прошедшей игре—, теннисистка Дарья Касаткина отвечает на вопросы сразу после проигрыша—, присутствует даже двойное блиц-интервью с футболистами после тренировки—. Подобные интервью интересны тем, что даются на эмоциях сразу после соревнований, при этом на телевидение они показываются далеко не всегда, в интернете теряются среди других материалов, а в печатном издании они куда более доступны читателю. Блиц-интервью создают ощущение вовлеченности, которое стало привычным для пользователей Интернета, и которое они стремятся найти в любых СМИ, даже печатных. В «Советском спорте» читатель как будто сам общается со спортсменами.

Информационное интервью в настоящем времени получило больше места на полосе. Данному жанру стараются выделять целую страницу, или большую ее часть. Ведь в таких интервью обсуждаются важные проблемы, связанные с тем или иным событием. Сохраняется и такой жанр как портретное интервью – в «Советском спорте» можно было прочесть о том, как празднует победы и какую кухню любит больше всего защитник нашей сборной Роман Нойштедтер—. Такая тенденция связана с тем, что читатель, смотря, например, телевизионные передачи, на которые приходят спортсмены, привыкает к такому формату, как общение со звездой, возможность слушать их ответы. Поэтому печатные издания находят возможность использовать эту привычку и благодаря интервью привлекают аудиторию.

И, также как в случае с аналитическими статьями, интервью посредством ссылок объединяет печать с медиа-контентом. Так информационное интервью с Игорем Семшовым из номера 253— на сайте газеты помимо привычных ссылок на сопутствующие материалы содержит результаты опроса читателей, которым было предложено выбрать исход предстоящего матча сборной—. Опрос «замыкает» интервью, в конце которого Семшова попросили дать свой прогноз. Подобная интерактивная вставка позволяет сравнить мнение читателей с мнением тренера, а после матча пользователь может увидеть, чьи ожидания в итоге оправдались.

Но главным открытием стали обзоры. На первый взгляд жанр обзора напоминает материалами, которые ранее были названы краткими репортажами. Однако существенное отличие – это дополнительные данные. В репортаже писали в первую очередь о соревновании и иногда могли дать дополнительную информацию, которая как-то связана с текущим событием. Обзоры же могут содержать совершенно различные дополнительные сведения, экспрессивные высказывания обозревателей, и чем-то напоминают манеру спортивных комментаторов. Например, статистические данные из прошлого: ««Хаддерсфилд» одержал историческую победу, потому как «Юнайтед» они не обыгрывали аж с 1952 года»—, километраж пройденного клубом пути: «Но дальше всех пошел «Анжи», преодолев на пути во Владивосток 9865 километров и выставив сверхэкспериментальный состав» (там же). В таком жанре «Советский спорт» пишет об интересных матчах в заграничных лигах, объединяя это в один материал. В нем же «Советский спорт» стал писать о ФНЛ, которому в 90-е толком не уделял внимания. По сути своей обзоры привлекают внимание аудитории к печатным изданиям своей более яркой подачей в сочетании с информативностью.

Отдельно стоит отметить, что цифровая версия благодаря некоторым жанрам позволяет разнообразить печатный вариант. Здесь важную роль играет уже опоминавшееся свойство интерактивности. С сайта в печатной версии могут публиковать результаты опросов в форме диаграмм. Например, на вопрос «Кто может остановить «зенит» на пути к чемпионству?» 56 % респондентов ответили «Никто»—. И этот результат стал своеобразным выводом по окончании тура. На сайте подобные опросы публикуются постоянно в специальном разделе «Голосования». Причем среди стандартных вопросов о результатах боев и матчей на подобии «Как завершится поединок Александр Усик (Украина) — Мурат Гассиев (Россия)?»—, «Как завершится матч Россия – Франция?»— могут попадаться опросы по оценке результативности матчей, оценке действий игроков ( как в рамках соревнований, так и в рамках светской жизни): «Кого вы поддерживаете в словесном конфликте между Артемом Дзюбой и Василием Уткиным?»—, «Согласны ли вы, что в матче против сборной Франции российская команда сделала шаг вперед по сравнению с тем, что было в игре с Бразилией?»—. Так поддерживается связь с читателем и пользователем, он вовлекается в анализ событий.

Подводя итоги, стоит отметить, что переход от традиционного формата к мультимедиа внес определенные изменения в жанровую структуру газеты. Заметка перестала быть для печатной версии ведущим информационным жанром, почти полностью перейдя в цифровое пространство, где краткость в сочетании с постоянной возможностью публикации стали куда больше цениться пользователями. Отсутствие большого массива заметок освободило простор для иных жанров, таких как аналитические статьи, более подходящие по смысловому наполнению аудитории печатной версии и обзоров, которые своей экспрессивностью, многослойностью фактов и авторской точкой зрения сделали печатную версию ярче. Помимо этого аналитические статьи наравне с интервью, не потерявшими свое разнообразие, стали тем необходимым мостом между газетой и сайтом благодаря вставляемым в печатный материал ссылкам на интернет-версию, дополненную большим количеством медиа-форматов. Подобная связь позволила перенаправлять аудиторию от одной формы СМИ к другой. Таким образом, газета получила возможность издаваться дальше и совершенствовать способы интеграции традиционного формата и формата мультимедиа.


Список использованной литературы:

Алексеев К.А., Ильченко С.Н.. Спортивная журналистика: учебник для магистров. – М.: Издательство Юрайт, – 2016. – 427 с.

Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010 г. – 200 с.

Кадыкова И. Жанры журналистики // Медиаспрут [Электронный ресурс] – 2001 г. URL: http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/genre/genrjour.shtml

Мультимедийная журналистика : учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017 г. — 413 с.

Силантьева С. Мультимедийная журналистика — это больше, чем «работать на сайте» [Электронный ресурс] // Сайт Оксаны Силантьевой Silamedia.ru URL: http://sila.media/multimedia/whatismultimedia/

,

Фото: Агентство Бизнес Новостей