СМЕХ НА БАРРИКАДАХ
Сатира — часть свято чтимой традиции французской журналистики, уходящей корнями во времена Марии Антуанетты, которую высмеивали в листовках накануне Французской революции, рассказывает доцент СПбГУ и эксперт по франкоязычным СМИ Юлия Данилова. Сатира присутствовала в произведениях многих французских авторов, однако именно о появлении сатирической журналистики и карикатур можно говорить как раз со времен Великой французской революции. Весь XIX век во Франции велась борьба за свободу слова, а реакция сменялась оттепелью. А к концу века Франция стала мировым лидером по количеству сатирических изданий.
,
,
Появилась ли сатира именно во Франции? Сложно сказать. Заслуга французов скорее в том, что они сохранили эту традицию по сей день, порой довольно агрессивно ее отстаивая.
,
,
JE SUIS CHARLIE
Когда говорят о французском юморе и сатире, чаще всего вспоминают «Шарли Эбдо». «Однако нужно понимать специфику издания Charlie Hebdo и людей, работающих в нем. Тогда вопрос о качестве юмора отпадает сам собой», — говорит Юлия Данилова.
Сегодня Charlie Hebdo продается во всех газетных киосках. Популярность газеты связана с традиционной любовью французов к карикатурам и комиксам. Издание позиционирует себя как абсолютно анархистское, отвергающее любые сакральные ценности и всегда оставалось в этом смысле маргинальным. Солидарность общественности с сатирой журналистов возникает не на почве разделяемых ценностей, а на фоне поддержки свободы слова и права на выражение своей позиции.
С момента публикации карикатур на пророка Мухаммеда издание значительно улучшило свои экономические показатели, аудитория выросла, а узкоспециализированное издание стало восприниматься многими как общественно-политическое. В этой традиции причудливо сочетаются левый радикализм и провокационная сатира, часто граничащая с непристойностью.
,
,
Сам журнал стал реинкарнацией сатирического издания под названием Hara-Kiri, популярного в 1960-е годы. События, приведшие к появлению Charlie Hebdo, произошли в 1970-м. Два трагических события — пожар на дискотеке, где погибло более ста человек, и кончина бывшего президента Франции генерала Шарля де Голля у него дома в деревне Коломбэ. Hara-Kiri вывел на обложку заголовок, высмеивающий смерть генерала: «Трагедия на танцах в Коломбэ: один мертв» («Baltragique a Colombey — un mort»). В результате последовавшего скандала журнал Hara-Kiri закрыли. Но журналисты очень скоро начали выпуск нового еженедельника, назвав его Charlie Hebdo. В названии журнала некоторые увидели намек на Шарля де Голля, однако редакция объяснила, что оно было частично позаимствовано у американского комикса «Чарли Браун».
,
,
С 9‑Й АВЕНЮ ДАЛЕКО ВИДНО
С 1925 года журнал The New Yorker реагирует карикатурами на все, что происходит в мире и о чем только могут подумать люди. Ориентированный на публику с развитым художественным вкусом, The New Yorker установил новые стандарты журнальной литературы — с мастерски написанными рассказами, блестящими эссе, интеллигентным юмором, самодостаточными карикатурами, рецензиями на незаурядные книги, спектакли, фильмы. «Взгляд на мир с 9-й авеню» — одна из наиболее известных обложек журнала, выполненная Солом Стейнбергом для выпус ка 29 марта 1976 года. На ней в сатирической форме обыгрывается мировоззрение ньюйоркцев, поглощенных своими внутренними делами настолько, что остальной мир для них похож на декорации.
,
,
Журнал во многом популярен благодаря сатирической колонке Borowitz Report («Отчет Боровица»). Ее автор Энди Боровиц, юморист и автор книги, ставшей бестселлером по версии The New York Times, публикуется в журнале с 1998 года. В 2001 году он начал писать сатирическую колонку, которую сегодня читают миллионы людей по всему миру. За нее он получил первую в истории Национального пресс-клуба премию в номинации «Юмор». Боровиц также автор двух бестселлеров: книга «50 самых смешных американских писателей» («The 50 Funniest American Writers»), которая попала в список бест селлеров The New York Times, и автобиографическая работа «Неожиданный поворот» («An Unexpected Twist»), ставшая главным бестселлером Amazon в 2012 году. На его аккаунт в Twitter @BorowitzReport подписано более полумиллиона человек. По результатам опроса, проведенного журналом Time, он был признан лучшим автором Twitter 2011 года, а The New York Times назвала его «самым смешным человеком в Twitter». И это — при живом Дональде Трампе.
,
,
MAD
Сексуальная революция, война во Вьетнаме, уотер гейтский скандал и беременная Мадонна в иллюстрациях сатирического журнала, сформировавшего современную американскую культуру. Mad — американский журнал, который выходит с 1952 года и до сегодняшнего дня выпускается одним из крупнейших издательств комиксов DCComics. Его первые номера публиковались как книги комиксов. В 1955-м он получил статус полноценного журнала и начал выходить ежемесячно.
По мнению Билла Шелли, автора биографической книги о Куртцмане (главном редакторе Mad), узнаваемый пародийный стиль, который высмеивал актуальные социокультурные явления в США, «оказал влияние на целый пласт американской культуры, включая шоу Saturday Night Live и «Симпсонов». В 1977 году, на 25-летний юбилей журнала, автор The New York Times писал: «Поколение детей, способных скептически относиться к окружающим процессам, которое сформировал журнал в 1950-х, — это люди, которые выступали против войны в 1960-х и не сожалели, когда США впервые проиграли; это люди, которые в 1970-х добились отставки администрации президента, нисколько не жалея и об этом». Один из авторов комик-шоу «Монти Пайтон», режиссер Терри Гиллиам, писал: «Mad стал библией для меня и всего моего поколения».
,
,
Юмор помогает обращаться к власть имущим, призывая их к ответу в забавной форме.
Сатира убивает двух зайцев: она и развлекает аудиторию, и наводит на мысли. Она как бы напоминает, что один из способов побороть проблему — злобно посмеяться над ней. Как еще объяснить рост популярности таких журналов, как Time, который радует нас очередными красочными обложками про Трампа? И кстати, про Трампа. Теперь карикатуры с лицом президента уже давно не табу. Как еще рассказать о вмешательстве России в выборы США, о скандале с порноактрисой Шторми Дэниелс, чтобы на это обратили внимание?
Это показывает, что по той или иной причине существует спрос на сатирическую журналистику. Хорошо известным примером является популярное в США шоу Daily Show с Джоном Стюартом, а потом и с Тревором Нойем. Такие шоу могут быть востребованы просто ради развлечения и комедии, но есть и вероятность того, что некоторая часть публики принимает такую сатиру в качестве любимой дозы глобальной политики и новостей. Это приводит к яростным дебатам («Je suis Charlie» или давайте все-таки немного притормозим) о развитии журналистской индустрии и ее возможном слиянии с индустрией развлечений.
,