Газета «Спировские известия» Тверской области обратилась в ЖУРНАЛИСТ за подробным разбором своей работы на сайте и в социальных сетях. Мы с удовольствием выполнили просьбу и попросили главного редактора прокомментировать полученный результат. Надеемся, что «публичная головомойка», которую заказала Юлия Белоусова, поможет и другим редакциям задать себе правильные вопросы, а в том ли направлении они двигаются.
,
,
Ресурс с длинным адресом на кириллице встречает читателя неинформативным главным экраном — в окружении рекламных баннеров приютились поисковая строка, бургер, pdf газеты и кнопки соцсетей. Среди кнопок затесался и значок «Яндекс.Дзен», но ведет он на аккаунт правительства Тверской области. Зато ссылки на собственный Instagram здесь не обнаружено.
,
,
Что неплохо, так это простая рубрикация и призыв к действию «подписаться на газету». При прокрутке дальше мы видим хорошую плиточную структуру, а обложки к текстам сделаны в основном из собственных фотографий. В заголовках редакция использует оптимизацию с привязкой к региону — спировские школьники, в Спирове, в Спировском районе, — а это значит, что сюда могут прийти посетители из поиска.
Кнопок открытой статистики на сайте нет, поэтому мы запросили скриншоты статистики из «Яндекс.Метрики» за месяц у главного редактора Юлии Белоусовой. Общее количество визитов небольшое (около 2500), высока доля новых посетителей, и, что удивительно, процент отказов всего 17 %. Значит, люди находят то, за чем пришли, а поисковые запросы показывают, что люди ищут в основном конкретно эту газету или новости района. Сюрпризом стало и ядро аудитории — каждый третий в возрасте 25-34, ожидаемо 60 % посетителей читают издание на смартфоне. Мобильная версия издания работает почти без проблем, можно посоветовать только адаптировать размер шрифта и сделать его еще более крупным для близоруких читателей.
Сайт был разработан коммерческой компанией, но мы полагаем, что даже в шаблонной CMS типа WordPress он мог бы выглядеть приятнее и функциональнее. Основная проблема заключается в том, что на главной странице нет ни одного мотивационного крючка для взаимодействия с сайтом — заголовки хоть и информативные, но не интригующие, иллюстрации не событийные и выполняют функцию заставки, нет никаких интерактивных элементов, кроме строки поиска. Впрочем, если полагать, что главная страница мертва, то посмотрим на страницы второго уровня. Очевидно, что читатели из поиска и тем более из ссылок в социальных сетях придут читать конкретный текст.
На странице новости все стандартно — текст с картинками, но появился виджет «ВКонтакте», а значит, повышаются шансы на то, что читатель уйдет в паблик комментировать прочитанное (ведь для комментирования на сайте придется авторизоваться).
,
,
Статистика показала, что аудитория действительно переходит на сайт из соцсетей. Значит, можно ожидать хорошее вовлечение.
,
,
Подписчиков в паблике у газеты немногим меньше месячной аудитории сайта и ровно в два раза больше печатного тиража, это определенно точка роста для ресурса.
В новостной ленте задействованы три основных формата — перепосты из других групп по районной тематике, анонсы материалов с сайта со ссылками и тексты, созданные специально для паблика. Последний формат — самый вовлекающий, это видно по реакции аудитории. Например, издание обратило внимание на плачевное состояние трибун стадиона. Пост собрал 20 комментариев читателей, которых тоже возмутили оторванные от бетона деревянные сиденья. В другом случае подписчики сообщества прислали в редакцию фото детского игрового комплекса в плохом состоянии. Редакция отправила обращение в администрацию — площадку отремонтировали.
В прошлом году администратор паблика (ну конечно, его роль выполняет человек-оркестр, то есть главный редактор) увлекся версткой нативных статей «ВКонтакте», но в октяб ре бросил. И правильно сделал, потому что это инструмент для авторов, но не для медиа. Есть в группе и партнерский конкурс, а значит, группа может прирасти.
Надо понимать, что для небольших по численности населения районов (11 тысяч в данном случае) пытаться постоянно наращивать группу и не надо — она все равно не выйдет за демографические пределы, если основа контента — локальные события и проблемы. Зато это может быть стабильная и качественная аудитория, и даже небольшим рекламодателям она может быть ценной.
Пока что паблик издания по подписчикам больше чем в два раза проигрывает конкуренту в лице «Подслушано в Спирово» (почти 5 тысяч). Впрочем, конкурент это условный, поскольку размещает в основном рекламные объявления. Но вот сюрприз — мы видим тот же самый пост о вандализме на спортивной трибуне.
Так кто же его автор? Остальные паблики Спирова не создают медийного накала по охватам, так что можно про них забыть, но продолжать делать нативный контент для своей лояльной аудитории.
,
,
В этом аккаунте создалась домашняя атмосфера для 276 подписчиков. Описание группы интригует — это не только новости и люди, хотя и уникальные, но и тайная жизнь районной газеты. К сожалению, в 48 постах не удалось найти чего-то «жареного». И снова хрупкий редактор на своих плечах вытягивает зеркало издания в мире инстаблогеров и микроинфлюенсеров. Первая история в аккаунте появилась только в июне, кроме галерей и коллажей другие форматы пока не используются.
Современный Instagram — это, конечно, большое количество трансляций, которые вовлекают подписчиков. И, очевидно, в районе есть события, которые можно освещать таким образом. Но кто тогда будет делать газету и сайт?
,
,
Здесь редактор создала женскую беседку на 614 подписчиков. Помимо новостного контента, который есть в других социальных сетях, здесь публикуются рецепты, календарь сбора трав, прогноз погоды, поздравления с праздниками.
Впрочем, дамы никак не хотят комментировать увиденное, но иногда ставят классы. «Одноклассники» в целом неплохая платформа для региональных изданий, но все зависит от конкретного региона. Возможно, Тверская область в принципе не клиент этой экосистемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА
В целом редакция «Спировских известий», а точнее, ее главный редактор, в курсе цифровых тенденций. Но в их реализации мешают достаточно серьезные факторы: малая численность самого района, низкая активность на отдельных площадках, многозадачность редактора. Пожалуй, последнее обстоятельство и есть самое сильное. Если издание производится силами энтузиастов, но в малом количестве, то стоит использовать стратегию оптимизации всего — например, убить аккаунт в Instagram, если на него не хватает времени и рук (тем более что о его существовании сложно узнать), переформатировать аккаунт в «Одноклассниках» из женской беседки в социально-проблемное медиа (возможны и другие варианты — например, «Спортивное Спирово», потому что именно на спортивном контенте была замечена повышенная активность аудитории), а главное — наладить работу с пользовательским контентом, ну, то есть с жителями района, которые могут стать «народными корреспондентами» или даже постоянными авторами паблика. И людям приятно, и медиа начнет развиваться по законам сообщества. Выберите проверенных подписчиков (можно даже конкурс объявить), доверьте одному снимать ДТП в городе, другому делать стримы с праздников, третьему искать покосившиеся лавки и заплеванные детские площадки. Через какое-то время группа действительно начнет жить по своим внутренним законам.
Редакция находится на правильном пути в том смысле, что не использует социальные медиа в качестве кладбищ для ссылок. Но разнообразие нативных форматов пока незаметно. Не используются ходовые форматы — трансляции, оригинальные видео, интерактивный контент (опросы, голосования, тесты).
Наконец, трудно разглядеть индивидуальный стиль издания. Как «Спировские известия» разговаривают со своим читателем? Сможет ли он узнать этот «голос» из тысячи? Сработавший на вовлечение пост о вандализме на стадионе был написан в неформальном стиле, он вызывает эмоции, побуждает к действию (присылайте информацию, если вы видели, кто это сделал). Но это исключение из общего правила сухого информирования, которое работает (да и работает ли?) только на бумаге.
Комментарий редакции
ЮЛИЯ БЕЛОУСОВА, главный редактор:
— Как верно было отмечено, коллектив редакции — энтузиасты, среди которых нет ни программистов, ни SMM-специалистов, поэтому профессиональный взгляд со стороны нам был необходим.
Многозадачность редактора — одна из главных проблем большинства районных газет. В моем случае «человек-оркестр» — осознанный выбор, этап на пути к роли «человек-дирижер». Считаю, что, чтобы научить другого, нужно самому разобраться, как это работает.
Два года назад мы вышли из формата только печатного издания и стали осваивать сайт и соцсети, начав с «ВКонтакте», и сегодня паблик успешнее своих «братьев». Что касается сообщества в «Одноклассниках», оно выросло из одноименной тематической полосы газеты «Собеседница», перекочевав в сети. Поэтому и адресовано в первую очередь женщине-матери-хозяйке. Но, возможно, действительно пришла пора задуматься о смене формата. А аккаунт в Instagram — совершенно новый для нас проект, освоенный, конечно, не в полном объеме. Потребность расставить приоритеты очевидна, но мы наконец подошли к разделению ведения аккаунтов между сотрудниками, что должно благоприятно сказаться на качестве контента.
Всю прелесть работы с пользовательским контентом мы ощутили, проводя интерактивные марафоны, например, #спировотатьяниндень, или партнерские конкурсы, как «Придумай имя гному» — для магазина канцтоваров наши подписчики присылали сказки про маскота магазина, которые собрали большое количество постов и фотогалерей. К тому же мы не проводим резкую грань бумажная газета / сетевая версия — итоги акций публикуем в газете, тем самым привлекая новых читателей именно к бумажной версии издания. Мы понимаем, что работа в этом направлении — привлечение пользовательского контента — недостаточна. Проблема ясна — будем работать и развиваться. Однако скажу, что интернет-площадки издания набрали определенный вес и авторитет среди подписчиков и сегодня мы наблюдаем рост количества сообщений, поступающих в адрес сообщества, в частности «ВКонтакте». Именно там переполненные мусорные контейнеры, покосившиеся лавки, вопросы по сбою в электроснабжении и прочее — проблемы мы стараемся решать, доводя информацию до соответствующих ведомств, и точечно отвечаем автору вопроса.
А вот индивидуальный стиль издания — это для нас задача № 1, и здесь есть о чем серьезно поразмышлять и поработать.
,