Я взяла газету со стойки в день ее выхода, 24 мая, и под центральной фотографией, занимающей полполосы, увидела анонс главного материала номера:
«Праздник корюшки. Как это было»
Украшением майской городской афиши стал 17-й по счету праздник корюшки, который был организован петербургским отделением Российского творческого Союза работников культуры. Подробности того, как народ радовался весне, празднику и корюшке, — в этом выпуске «КП» 1
,
1. Заголовок мне не понравился, потому что он про то, что «я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Какой мне смысл читать о том, как прошел городской праздник, на котором меня не было? Лид — впустую потраченное место. 17-й раз по счету — эта информация мне ничего не дает, так же как и то, кто организатор мероприятия. Обычно такие сведения принято выносить в бэк, то есть в финальную справку. И для отчета сгодится, и больше народу дочитает текст. Но я терпеливый читатель, поэтому иду на страницу, которая указана в лиде, и застаю там новый заголовок! Итак, что я вижу:
,
«Праздник корюшки» — первый общегородской пикник 2 открыт для жителей и гостей Петербурга, куда можно приходить компанией, веселиться всей семьей, где каждый найдет друзей и занятие по вкусу 3.
,
2. Рубрика: Праздник был
Заголовок: Корюшка как праздник
Подверстка с отдельным заголовком: История праздника. Пробегаю глазами новый лид: «11 и 12 мая в «ЛЕНЭКСПО» состоялся 17-й общенародный «Праздник корюшки». Выцепляю глазами первое предложение текста — «Праздник корюшки» — первый общегородской пикник…»
Вас ничего не смущает? Уверена, слово «праздник» уже вызывает у вас легкое укачивание с подташниванием. Ну и даты, когда он проходил.
3. Серьезно? Каждый найдет друзей на празднике корюшки? «Занятие по вкусу» — да это просто журналистская находка! Конечно, такой оборот речи никто никогда не использовал до автора.
,
С первого дня основания праздник организуется и проводится Cанкт-Петербургским отделением Российского творческого Союза работников культуры 4.
,
4. Для тех, кто не прочел в анонсе на первой странице, надо повторить «во первЫх строках» — это ведь самая важная информация о том, как проходил праздник двухнедельной давности.
,
УЧАСТНИКИ И ГОСТИ
В прошлом году «Праздник корюшки» был признан лучшим гастрономическим событием России. На праздник приходят не только жители Санкт-Петербурга, но и гости из других регионов России и мира. Несмотря на дождливую погоду, в 2019 году праздник посетили около 14000 человек. Более 20 % гостей праздника приехали из других городов, и почти половина из них — москвичи. Были и гости из соседних стран Северной Европы. Традиционно на празднике много финнов и французов… и, конечно, китайцев. Праздник открывал «Караван купцов» под девизом: «Все рыбы в гости к нам!» Вслед за верблюдами шли лошади, пони и мулы, а замыкал шествие олень, запряженный в повозку с товарами для «Праздника корюшки». Праздник открыл директор праздника А. Л. Гаврилов, почетные гости и официальные лица. Приветственные слова, по традиции, произнес и Петр I, положивший основу этого удивительного праздника. После торжественного открытия официальные лица и почетные гости праздника, снова следуя традиции, сняли пробу с губернаторской ухи, изготовленной по рецепту первого генерал-губернатора СанктПетербурга А. Д. Меньшикова 5.
,
5. Я просто выделю желтым слово «праздник», хорошо?
,
Приветственные слова, по традиции, произнес и Петр I, положивший основу этого удивительного праздника 6.
,
6. Фраза звучит коряво из-за того, что явно не на своем месте стоит наречие «всего».
,
АРТИСТЫ И ХУДОЖНИКИ
В течение двух дней на территории праздника работали концертные площадки, творческие студии, спортивный кластер, детские аттракционы и торговые ряды. Всего порядок, безопасность и развлечения на празднике обеспечивали около полутора тысяч человек 7. Художественный арт-процесс организовал легендарный петербургский художник Валериус. Специально для праздника художник создал целую галерею живописи AQUALERIUS. Поскольку праздник-2019 проходил под лозунгом «Все рыбы в гости к нам!» 8, героями картин стали не только корюшка, но и ее друзья по подводному миру. Огромные рыбы украсили кластер Арт-Корюшки. Дети с радостью и азартом рисовали вырезали и разукрашивали волшебных рыб. Все желающие могли забрать рисунки с собой. Несмотря на то, что мастер-класс был организован для детей, взрослые с не меньшей увлеченностью рисовали подводных обитателей. Большое полотно было предназначено для того, чтобы каждый смог внести свой вклад в монументальное наследие праздника Корюшки. Этот коллективный шедевр будет храниться в музее праздника. За два праздничных дня гости съели более 2 тонн жареной корюшки, 1500 литров Губернаторской и 400 литров финской ухи. Гости унесли с собой около 2,5 тонн свежей рыбы 9.
,
7. Озвученный выше девиз превратился в лозунг.
8. Желтым я выделила неуемный и неуместный восторг автора, который превратил рядовое гулянье в событие планетарного масштаба. Но поскольку мы все адекватные люди и понимаем, что это просто праздник корюшки, то такие фигуры речи, как «монументальное наследие праздника», «легендарный художник», «коллективный шедевр», «волшебные рыбы», делают текст тошнотворно ванильным.
9. Вот это новость так новость! Фейкньюс, господа!
,
А МЫ ИЗ РОДА ЛОСОСЕВЫХ!
2019 год объявлен международным годом лосося. Поскольку корюшка относится к семейству лососевых, в рамках праздника прошли мероприятия, посвященные изучению и сохранению вида 10.
,
10. Здесь фактическая ошибка. Корюшка относится к семейству лучеперых рыб из отряда корюшкообразных. Кстати, а изучению и сохранению какого вида были посвящены какие-то там «мероприятия»?
,
Во время акции «Зарыбление» в воду Финского залива было выпущено более 3000 мальков лосося. Традиционный конкурс рыбаков выявил самого удачливого ловца. За самый большой улов (около 1 килограмма) победитель конкурса получил путевку на курорт на берегу Финского залива 11.
,
11. Слишком резкий переход от одной темы к другой вызывает ощущение абсурда: рыбу только выпустили в залив и тут же стали вылавливать и выявлять при этом самого удачливого ловца.
,
Гостям праздника была также предложена игра «Золотая рыбка в серебряной стае», которая продолжалась в течение всего праздника. Неожиданно для себя везучие едоки находили в порции жареной корюшки золотые кулоны в форме «главной героини» фестиваля 12.
,
12. Фраза звучит как сарказм: остается надеяться, что «везучие едоки» не переломали зубы, неожиданно закусив вместе с корюшкой золотой кулон.
,
Каждый редактор знает: в виде анонсов на первую полосу выносятся самые ключевые материалы печатного номера. Если газета продается в киоске или лежит где-то на стойке, такой анонс как рыболовный крючок. Призван зацепить глаз, разбудить любопытство, заставить спешащего по своим делам гражданина остановиться и прихватить номер, дабы удовлетворить свое любопытство: «Что же дальше?» С этой точки зрения взятый нами для анализа текст полностью неконкурентоспособен. Мало того, что анонс провальный, так ведь и рассказывать о событиях двухнедельной давности — это моветон, тем более для «первополосного» материала. Скудость конструкций, бесконечные лексические повторы, слащавость и восторг, с которыми автор описывает рядовые события городского мероприятия, удручают. Непонятно, для кого написан этот текст…
,