,
У современных газет очень возрастная аудитория. Об этом можно горевать, а можно этим и пользоваться.
В последний год писать о людях возраста «50+» стало модно. Пенсионная реформа, последовавший за ней нацпроект «Старшее поколение» сгенерировали интерес к теме. Публикации о ней пошли косяком даже в тех СМИ, где их никогда не было. «Областной газете» перестраиваться не пришлось: к запросам старшего поколения издание лояльно с давних пор.
Причина в том, что в издании очень хорошо поставлена работа с читательской базой. На каждого подписчика есть мини-анкеты, благодаря чему мы прекрасно знаем характеристики своей аудитории. Знаем и то, что среди наших читателей категория «50+» доминирует (в 2019 году она составляет около 70 процентов).
,
,
Поэтому уже много лет подстраиваем свою редакционную политику под специфику аудитории. То есть, планируя каждый номер, отдаем предпочтение тем темам, которые будут интересны именно людям в возрасте.
В освещении, например, спорта приоритет имеют традиционные виды — футбол, хоккей, фигурное катание, а новомодные скейтборд или компьютерная «Дота» если и попадают на страницы газеты, то, во-первых, редко, а во-вторых, в формате знакомства, а не отчета о соревнованиях.
Если мы делаем большое интервью с деятелем искусства, то это может быть композитор Евгений Родыгин (автор «Уральской рябинушки»), актер Олег Табаков или писатель Юрий Поляков. Но не певица-однодневка вроде Монеточки, которая никакого авторитета у нашей аудитории не имеет.
Ради своих возрастных читателей мы сохранили «старорежимные» рубрики — такие как «Дом. Сад. Огород» или «Кроссворд», от которых большинство «осовременившихся» общественно-политических изданий напрочь отказалось.
Но главная наша ударная сила на пенсионном фронте — это, конечно, полоса «Старшее поколение».
ОНИ ЕЩЕ ПОДУМАТЬ НЕ УСПЕЛИ, А МЫ УЖЕ СДЕЛАЛИ
«Старшее поколение» выходит в «Областной газете» раз в месяц. Хотя название страницы совпадает с названием одного из нацпроектов, она не является результатом «быстрого реагирования на решения партии и правительства»: «СП» появилась у нас около восьми лет назад.
,
,
Правда, сложилась полоса далеко не сразу.
Сначала мы не очень понимали, чем ее наполнять, и первые выпуски «Старшего поколения» напоминали рекламные буклеты ветеранских организаций: интервью с руководителями, их «барабанные» отчеты и самовосхваления…
— Да они нашими страницами просто отчитываются! — сокрушался тогда на планерках редактор «ОГ» Дмитрий Полянин.
Люди все это читали мало, а когда заметили, что в репортажах с ветеранских круизов по Каме часто фигурируют одни и те же фамилии, — и вовсе стали выражать неудовольствие.
Мы начали искать варианты и постепенно нащупали верный (как нам кажется) формат.
Во-первых, мы до минимума сократили количество всякого официоза.
Во-вторых, решили, что не надо превращать полосу исключительно в воспоминания о прошлом. Стали искать людей, которые и после выхода на пенсию именно живут, а не доживают. Например, сделали цикл публикаций под рубрикой «Карьера после шестидесяти»: о том, каких профессиональных успехов достигли жители Свердловской области после того, как формально стали пенсионерами (если бы рубрика дожила до наших дней, цифру в ее названии, конечно, пришлось бы изменить).
В-третьих, мы поняли, что с пенсионерами не надо сюсюкать. Люди, прожившие долгую жизнь, готовы говорить (и читать) не только о своих заслугах и удачах, но и о проблемах и несбывшихся мечтах. В этом смысле очень показателен текст, опубликованный газетой в июле 2017 года. Две наши журналистки — Алевтина Трынова и Маргарита Литвиненко пришли в один из екатеринбургских домов престарелых и попросили ветеранов поделиться самым сокровенным: о чем они сожалеют сегодня? Как бы они поступили, если бы была возможность начать все сначала? Их откровения обращены скорее к тем, чья жизнь в самом расцвете, — ведь некоторых ошибок можно избежать.
Публикация «О чем жалеют на склоне лет» получилась просто пронзительная. Материал вошел в число трех лучших текстов года, и его авторы получили свою часть от ежегодной редакционной 100-тысячной премии.
Зарисовки о ветеранах мы сохранили, но подход к отбору героев стал жестче. Теперь мы ищем людей с реально интересной судьбой.
,
,
И, конечно, много места на полосе уделяется юридическим вопросам и новациям в законодательстве. Например, проведенную в прошлом году пенсионную реформу мы как государственное издание оценивать не могли, но постарались максимально полно разъяснить читателям все ее нюансы.
,
,
НЕОЖИДАННЫЙ ТРИУМФ
Летом этого года, анализируя посещаемость сайта нашей газеты, мы заметили новую тенденцию: трафик нам обеспечили «пенсионерские» тексты! По состоянию на 22 июля (когда я пишу эти строки) пятерка самых читаемых в сети текстов «ОГ» выглядела следующим образом:
1. «О скандинавской ходьбе, которая так популярна у пожилых людей» — 163 тыс.
2. «Кому нужен такой техосмотр» — 72 тыс.
3. «Пассажиры старше 60 лет смогут путешествовать поездами по России со скидкой» — 67 тыс.
4. «Ковер для кабачка и тыквы» — 57 тыс.
5. «Социальные выплаты пенсионерам будут повышены с 1 февраля» — 55 тыс. Из этих пяти заметок три — однозначно «пенсионерские», а еще одна (садоводческая — про кабачок и тыкву) явно к ним примыкает.
,
,
Такой результат большинство из нас, мягко говоря, озадачил: на тексты, предназначенные для старшего поколения, в редакции принято было смотреть несколько свысока. Никто и мысли не допускал, что они не просто востребованы, а являются нашими главными «кормильцами».
КРАМОЛЬНАЯ МЫСЛЬ
Выход пенсионерских тем в «лидеры проката» говорит прежде всего о том, что Всемирная паутина перестала быть вотчиной молодежи. Старшее поколение тоже освоило интернет и начинает в нем доминировать. Это заставляет задуматься над переосмыслением путей дальнейшего развития нашей отрасли.
Не секрет, что во всем мире аудитория газет и журналов неуклонно стареет. Это проблема, которая через десятилетие-другое грозит уничтожить печатную прессу как класс.
,
,
Понимая это, принт начал «священную войну» за молодежь. Он сегодня прилагает огромные усилия и тратит огромные средства на создание новых проектов в этом направлении (мы, признаюсь, тоже пытаемся). Но загвоздка в том, что сколько-нибудь заметного эффекта это все не дает… Деньги не отбиваются.
И вот тут возникает крамольный вопрос: так, может, надо подкорректировать стратегию развития? И основной упор перенести на работу со зрелыми читателями, которые поддерживают нас — когда рублем, когда трафиком?
Конечно, это не решит вопроса с постепенным вымиранием аудитории. Но, по крайней мере, даст газетам еще несколько лет: 5–7–10, а может, даже 15 — столько, сколько будут жить наши зрелые читатели. За это время мы как минимум что-то заработаем. А в идеале — найдем способ, как сохраниться.
,