«Грани»: разбор сайта и социальных сетей

В редакцию ЖУРНАЛИСТА обратилось новостное издание «Грани», которое работает для жителей Чувашии и, в частности, городов Чебоксары и Новочебоксарск. У информационно-развлекательного портала действительно очень много граней, и мы решили посмотреть, как работает в современном сетевом пространстве такой интернет-кентавр.

Вообще такая площадка, как «портал», — это детище конца 90-х — начала 2000-х годов, когда в одном месте должны были решаться все медийные запросы широкой аудитории. Прилагательное «информационно-развлекательный» означало, что сюда через поиск придут потребители новостей и попадут в ленту, притекут мимо проходящие любители легкой информации, откроют закладку в браузере постоянные читатели тяжеловесной аналитики, убьют немного рабочего времени форумчане и комментаторы, порадуются на свои мигающие баннеры рекламодатели, сверят свой график с календарем на главной странице беспокойные граждане. Все это как раз можно найти на сайте «Граней», где пользователи задерживаются в среднем не дольше 45 секунд.

,

1. Калейдоскоп возможностей, от которого разбегаются глаза, — уже в шапке на главной страниц
1. Калейдоскоп возможностей, от которого разбегаются глаза, — уже в шапке на главной страниц

,

Мы можем предположить, что такие кратковременные визиты связаны с обилием рекламы — и не столько с баннерами, сколько со всплывающими окнами. Даже после прохождения опроса на сайте страница перезагружается, чтобы оповестить читателя о том, что голос учтен, и моментально перекрывается поп-апом на весь экран. Если бы не исследовательский интерес, я бы закрыла вкладку с газетой сразу же. Кстати, я проголосовала только ради того, чтобы посмотреть итоги опроса, нужны ли уроки киберспорта в школе, — ответивших было трое оптимистов, включая меня.

Призывы к действию на главной странице находят читателя буквально везде — после опроса на глаза сразу же попадаются 2 баннера «подпишись и получи квас» и «подпишись и получи мешок сахара». После этого можно предложить свою новость, задать вопрос на «горячей линии», зарегистрироваться на сайте и включиться в обсуждение новостей (комментарии доступны только после регистрации). Здесь же любопытному искателю новостей показывают количество пользователей и гостей на сайте, причем пользователи перечислены даже поименно — такая домашняя атмосфера.

,

2. Заходите к нам на огонек
2. Заходите к нам на огонек

,

Поскольку заявленных блогов и форума найти не удалось (а на самом деле в отдельных регионах и тематических нишах классические форумы все еще работают и было бы любопытно посмотреть на такой формат в 2019 году), пришлось сразу перейти в социальные сети. Аккаунтов по традиции много, но трафик из них не превышает 2 % — почти все читатели заходят на сайт напрямую либо через поиск. Сколько граней у издания в социальных медиа?

Группа «ВКонтакте» обрадовала большим количеством видеоматериала и расстроила отсутствием просмотров. В Instagram активности больше, редакция использует сохраненные истории в хайлайтах, большое количество хештегов и… досадные опечатки.

,

3. Варят они или воруют — неясно
3. Варят они или воруют — неясно

,

Самые активные читатели собрались в «Одноклассниках», да и новости здесь ближе к народу — ответы на социально-бытовые вопросы, праздники и мероприятия, счастливые семьи и удивительные горожане. Редакция умело использует вечнозеленые форматы — есть инфографика о стоимости подготовки детей к школе, картинки-угадайки (что это за цветок), фото узнаваемых городских мест, часы работы полезных учреждений типа МФЦ, инструкции «как выйти из леса» и другие всесезонные темы.

,

4. Хороших новостей здесь больше, чем проблемных обсуждений
4. Хороших новостей здесь больше, чем проблемных обсуждений

,

В Facebook редакция использует не только свои новости, а делает репосты из дружественных групп с новостями Чувашии и простых пользователей, публикует ссылки других сайтов, в том числе ставит собственное видео, но через ссылку на YouTube, что не приветствуется в социальных сетях.

В Twitter «Грани» работают для 85 подписчиков, в «Яндекс.Дзене» — для 112, а «Живой журнал» заброшен. В канале на YouTube дела не лучше — чуть больше сотни подписчиков и в среднем десятки просмотров видео. Самое популярное видео за всю историю — детский конкурс с 14 тысячами просмотров. И это может быть хорошей точкой роста для редакции — делать больше видеоформатов с таких мероприятий, где задействованы сами горожане, а события собирают большие аудитории. Хорошо бы эту практику трансформировать в прямые трансляции в социальных сетях с дополнительными анонсами на сайте.

,

ВПЕРЕД, В СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА

Поскольку все региональные редакции совершают типичные ошибки при работе в социальных сетях, то вот список типичных советов:

•   выберите 2-3 приоритетные площадки и развивайте их,

•   не пользуйтесь автопостингом, развивайте социальные медиа как отдельные проекты,

•   используйте нативные форматы социальных сетей,

•   занимайтесь продвижением контента — заводите дружественные группы, партнеров, взаимодействуйте с активными комментаторами,

•   экспериментируйте с форматами, чтобы понять, какие вкусы у вашей аудитории,

•   экономьте свои силы: в социальных сетях можно и нужно работать с чужим контентом.

,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА

Издание «Грани» натолкнуло нас на важный разговор о том, способен ли выжить в принципе такой сложный объект, как «информационно-развлекательный портал», в современном сетевом пространстве. В среде, где пользователи группируются по нишевым интересам и активно включаются в дискуссии именно там, где сосредоточен максимум информации по наболевшим вопросам, а не обо всем сразу. Можно ли сочетать активное новостное производство на классической ленте и регулярную публикацию оперативных видео на одной площадке? Разберем по порядку.

1.  Очевидно, что фрагментация аудитории (дробление ее на мелкие группки по интересам) мешает спокойному и счастливому существованию порталов обо всем на свете, за исключением федеральных «монстров» вроде Rambler или Mail.ru. Люди получают новости о мире, России и своем регионе (это заявлено в описании портала «Грани») из разных источников одновременно — мировые новости текут из телевизора и топа новостей крупных агрегаторов, российские — частично там же, частично в ленте социальных сетей, локальные новости — в социальных сетях, мессенджере и в личной переписке. Сложная задача для крупной региональной редакции в этом случае заключается в поиске собственного стиля — должен быть особый тон разговора с аудиторией, особая атмосфера взаимодействия с читателем. Новости можно получить где угодно, а вот особый эмоциональный настрой — в «специально отведенных местах».

2.  Этому способствует расцвет так называемых крафтовых медиа, которые создаются небольшими коллективами людей и имеют определенную миссию в своем регионе. Чаще всего она формулируется через городские новости с позиции граждан, формирование уютного сообщества, создание площадки для содержательного разговора. На этот же тренд влияют не раз упомянутые в наших разборах неформальные городские паблики и сообщества в социальных сетях. Там, где люди получают не столько информацию, сколько пищу для размышления и ориентиры в жизни локального сообщества.

3.  Ставка на видеоформаты не может быть попутной деятельностью в редакции или занятием время от времени. Нужен календарный план, учитывающий возможные форматы, повороты темы, площадки распространения и ответственных журналистов. Даже если это съемки на мобильные телефоны сотрудников. Важный вопрос — продвижение видеоформатов. Нельзя просто взять и опуб ликовать файл на сайте или в группе. Нужна дополнительная работа по привлечению людей к этому контенту. Ссылки на видео необходимо «сеять» в информационном поле не только на своих площадках. Если редакция делает репосты дружественных групп, то должен работать и обратный механизм.

4.  То же самое касается аккаунтов в социальных сетях. Люди не будут самостоятельно искать ссылки на группы: на главной странице лучше разместить виджеты, внутри новостей размещать не только кнопки репоста, но и призывы подписываться на каналы.

5.  Старый надежный инструмент в повышении времени посещения страницы — перелинковка, создание блоков с новостями по теме, рекомендательные блоки с видео и другими мультимедийными материалами.

Редакция «Граней» делает нужную и правильную работу, в целом понимает особенности различных социальных площадок, но создается впечатление, что у издания нет общей стратегии — какие площадки в приоритете, как разводятся аудитории по интересам, на какие форматы делается ставка и вкладывается максимум ресурсов, какие показатели эффективности являются наиболее важными. При этом в издании много рекламы, но как долго у рекламодателей кредит доверия будет поддерживаться консервативными взглядами на работу городских порталов? ЖУРНАЛИСТ советует скорее нажать на кнопку «турбо» и оказаться в 2019 году, чтобы не потеряться в прошлом.

,

Фото: shutterstock.com; grani21.ru