Артдокфест-2019. Чем документальное кино отличается от журналистики

Авторское документальное кино, которое собирает под своей крышей «Артдокфест», по-прежнему мало знакомо и мало интересно российскому зрителю. Фестиваль проходит только в трех городах — Москве, Санкт- Петербурге и Риге. Вот и получается, что хорошее документальное кино до широкой публики не доходит, поэтому привычки смотреть документалку у россиян как не было, так и нет. Хотя Россия притягивает документалистов со всего мира природным и человеческим многообразием.

,

,

Британский документалист Энтони Баттс (Antony Butts) — один из тех, кто сделал о России несколько документальных фильмов. Снимал протесты на московских улицах, освещал процесс по делу Пуси Райт. Он окончил университет в Лондоне. По образованию физик. Учился на режиссера документального кино в Польше. Снимал сначала новости для ВВС, потом стал делать собственные документальные фильмы. На одном из фестивалей «Артдокфеста» был показан его документальный фильм о событиях на Украине. Во время нашей встречи несколько лет назад он рассказал, зачем нужно документальное кино, чем оно отличается от журналистики и чего не должен позволять себе документалист.


Я не журналист, я документалист. Это совсем другое

,

,

Журналист — это человек, который собирает информацию для того, чтобы о ней рассказать быстро и без ошибок зрителям или читателям. А я снимаю фильмы.

Могу снимать одну тему в течение многих месяцев. Во время монтажа у меня обычно достаточно материала, чтобы выстроить фильм, как угодно. Насколько мой взгляд будет совпадать с событиями, вопрос только моей этики. Это может быть далеко от истины, хотя мы стремимся к ней. Для меня важен какой-то новый взгляд на ситуацию. Как, впрочем, и для журналиста. Но мой взгляд не такой прямой, как у него.

Поскольку я снимаю фильм как адвокат главных героев, я представляю интересы и тех, кто их поддерживает. Вот почему документальное кино — это не чистый вид журнализма, потому что ты все показываешь через какую-то определенную призму.

Если я вас о чем-то сейчас спрошу, вы начнете рассказывать. В тот момент вы будете выступать как актриса. Это не интересно, потому что вы в определенном смысле будете работать на публику. А когда вы закончите говорить, мне будет интересно наблюдать за вашей реакцией. Для меня важно, как ведет себя человек перед тем, как начнет что-то делать. Это мое правило. Самое ценное — это начало и то, что происходит после события. А сам процесс не интересен. Мы смотрим мультфильм. Что мы видим? Мы видим, как заяц готовится к бегу, а потом, как он вдруг оказывается в другом месте. Мы не наблюдаем за тем, как он бежит, потому что это понятно и очень скучно.

,

документальное кино — это не чистый вид журнализма, потому что ты все показываешь через какую-то определенную призму

,

Я стараюсь снимать жизненные моменты, в которых люди себя по-разному ведут. Я наблюдаю за ними, много снимаю и стараюсь найти момент, когда разные люди окажутся в одном кадре. Такое редко получается. Вот тогда не надо комментариев никаких, потому что все понятно без слов.

Я очень сочувствую своим героям, хотя нельзя проявлять эмоции. Это непросто, потому что тебя всякий раз захлестывает чувство толпы. Даже если ты нейтрален, ты заражаешься ее энергией и превращаешься в болельщика на футбольном матче.

Кино я снимаю о социальных и о политических событиях в мире. Я сделал фильм о ядерных испытаниях в Семипалатинске, фильм про цыганских детей, которые живут в Германии, но их хотят отправить в страну, откуда родом были их родители, в Косово. Я выступаю против цыганского образа жизни. Но я думаю, что дети не виновны и не должны отвечать за родителей. Этот фильм я делал в основном на собственные деньги. Я очень верю, что

Есть вещи, которые я себе не позволяю в работе. Я не позволяю себе компрометировать людей. Документальное кино — это не сборник желтых кадров. Вообще, работа над документальным фильмом дает возможность испытывать разные чувства. Но это только одна сторона документализма. Другая сторона проявляется в том, что ты на сложной ситуации из жизни людей зарабатываешь деньги. Я иногда чувствую себя эксплуататором. Это для меня сложная тема. Поэтому, когда есть возможность, я снимаю фильмы не для заработка, а для того, чтобы просто помочь людям. Но даже в этом случае я получаю много лично для себя: возможность путешествовать и реализовывать себя в творческом смысле.

Я стараюсь не делать людей жертвами. Зрители это сразу чувствуют и не верят автору. Люди должны получить из фильма полную информацию, чтобы составить свое мнение. Поэтому если кто-то хочет снимать для блага общества, он не должен думать, что зрители дураки. Если люди начнут понимать, что у события всегда есть две стороны, то будет намного меньше крови на свете. А когда мы снимаем только одну сторону, да еще с эмоциями, у нас всегда получается очень плохо. Люди должны владеть информацией, чтобы мудрее себя вести.


Международный фестиваль авторского кино «Артдокфест» проводится ежегодно с 2007 года в Москве, а с 2014 года — в Санкт-Петербурге и в Риге. Традиционно победители фестиваля объявлялись в Москве, но в этом году победитель был выбран и награжден в Риге. Президент фестиваля Виталий Манский сказал, что к этому решению он пришел из-за сложившейся политической ситуации в России, и что первый раз Артдокфест» будет проходить без девиза:

Мы решили прием закрашенных слоганов сделать символом российского «Артдокфеста. И пусть все догадаются, что мы на самом деле там написали.

У «Артдокфеста» непростая судьба. В 2014 году фестивалю было отказано в государственной поддержке и часть средств на его проведение собирались на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Отдельные фильмы были вообще сняты с показа. Так в 2015 году не дошел до проката «Грозный блюз», в 2017 году — «Азов», «Мустафа», «Полет пули». Но Виталий Манский и его команда, несмотря ни на что, продолжают делать фестиваль.

В программу фестиваля были включены неигровые фильмы, официально размещенные в интернете в рамках конкурса «АртдокСеть».

,

Документальный фильм «Голунов» Сергея Ерженкова можно бесплатно посмотреть на сайте artdocfest.com
Документальный фильм «Голунов» Сергея Ерженкова можно бесплатно посмотреть на сайте artdocfest.com

,

Была организована трансляция лучших фильмов на «Дожде» и начал работать онлайн-кинотеатр «Артдокфест». Организаторы фестиваля постарались максимально приблизить онлайн-показ по форме к фестивальному показу: назначается время сеанса, продаются электронные билеты. С 2014 года «Артдокфест» изменил статус с российского на международный.

В различных секциях нынешнего «Артдокфеста» покажут 150 документальных фильмов, которые были сняты на русском языке во всем мире. Кинокритик Лариса Малюкова советует посмотреть «Государственные похороны» Сергея Лозницы, «Космические собаки» Эльзы Кремзер и Левина Петера, «Бесмертные» Ксении Охапкиной, «Стриптиз и война» Андрея Кутило, «Секретарь по идеологии» Юрия Пивоварова, «Мама для Юлии» Натальи Кадыровой, «Поколение миллениум» Ирен Лангемен, «Черная книга» Бориса Мафцира, «Полет Ивано-Франковск-теплокоммунэнерго» Нади Парфан.

Виталий Манский в одном из интервью сказал: «Такое кино может рассказывать о локальных событиях и непубличных людях. И конечно, оно ничего не выдумывает. Но и не сводится к констатации фактов. Был знаменитый фильм Герца Франка «Старше на 10 минут». Это съемка скрытой камерой мальчика в театре, 10-минутное наблюдение за лицом ребенка. За взрослением, можно даже сказать, за очеловечиванием маленького, только входящего в мир существа. Это не постановка, и там ничего не придумано».

Снимать документальное кино — головная боль, если, конечно, делать его по-настоящему. Для чего снимать? Ответов может быть много. Документалист Сергей Мирошниченко как-то сказал: «Я люблю людей, мне их жалко, и я хочу изменить мир, чтобы они жили лучше. Вот повод. А если чисто физиологически, у меня отец был слепой, и я был у него с трех лет поводырь. Естественно, поводырь, когда водит, очень много смотрит. Это, наверное, сказалось на выборе профессии, то есть я осматривал все — ямы и так далее, чтобы через дорогу перевести отца. Вот это повод был для того, чтобы пойти в кино. Документальное кино».

,

Фото: shutterstock.com; artdocfest.com