А начну-ка я эту публикацию с большой и очень важной иллюстрации. Казалось бы, что здесь, в издании для журналистов, делает эта картинка? Не перелистывайте сразу, посмотрите на нее внимательно. А потом перейдите к тексту, чтобы узнать ответ, который, вероятно, сломает ваш устоявшийся стереотип о своей газете.
Первое, что приходит в голову при виде этой иллюстрации, — старый трюк «найди 10 отличий». Не совсем так, хотя и близко к истине. Все эти автомобили (внимание!) совершенно разных марок. Toyota, Nissan, Ford, Renault и так далее. Да, там есть даже наша «Лада» (наверняка кто-то выследил). Научились же делать, черт подери…
Речь вот о чем. Просто включите голову — мегакрутые высокооплачиваемые дизайнеры и конструкторы всех этих автоконцернов делают практически идентичные автомобили. Понятное дело, что тому же условному Форду хочется иметь автомобиль, который бы выгодно отличался от других марок подобной модели. Но на выходе из-под конвейера выходят практически близнецы. Почему? Да просто главный критерий в дизайне — функциональность. То есть дизайн должен максимально отвечать тому, чтобы объектом было удобно пользоваться и чтобы извлечь из него как можно больше преимуществ. В случае автомобилей — дизайн «заточен» под обтекаемость и комфорт салона, компактность ходовой части и мощности. Именно поэтому на улице мы и видим «однояйцевых близняшек».
,
,
Ну, вроде бы уже понятен вывод. Он прост как три рубля. Нет никакого смысла в художествах при оформлении газеты. «Ключ» дизайна газеты совершенно не в этом. Если вы хотите, чтобы ваша газета выглядела современно для современного читателя, дизайнер должен «выключить» в себе художника и «включить» — конструктора.
Довольно часто можно услышать от редакторов что-то типа «мне надо, чтобы моя газета отличалась от других». Друзья мои, критично всмотритесь в свои желания. Это нужно вам или вашим читателям? Для кого, собственно, ваша газета выходит? Кто платит за нее, каждые шесть месяцев оформляя подписные квитанции? Если это вы в единственном числе, то ваши желания — закон. Во всех остальных случаях — поставьте себя на место читателя. И все встанет на свои места. Ваш читатель не хочет ездить на своеобразном «Запорожце», ему нужна простая, но удобная, комфортная, быстрая и мощная машина — любая из тех самых одинаковых на иллюстрации в начале этого текста. И поверьте, читателю глубоко наплевать на то, какими спойлерами и шильдиками будет украшен автомобиль. Это как в анекдоте — «вам ехать или шашечки?»
,
,
«Ехать» в случае газеты — это перфекционистски выстроенная и рассчитанная модульная сетка, максимально понятная и контрастная система текстово-заголовочных стилей и композиционная многоплановость (разделение публикаций и элементов внутри публикаций на первый, второй и при необходимости третий планы). Это все. Именно этот короткий перечень превратит вашу газету из «Запорожца» хотя бы в Ford Focus.
Да, и вот что еще. Мало рассчитать сетку, систему стилей и ввести многоплановость. Это полдела. Вторая половина не менее важна — необходимо беспрекословно, без каких-либо оправданий в стиле «это не сокращается» или «до сдачи в типографию осталось десять минут», соблюдать те критерии, которые вы заложили в графическую модель своей газеты. Малейшее нарушение вашего «миропорядка» рушит у читателя всю картину. Это примерно как если в вашем автомобиле вместо одного колеса временно поставить одноразовую «запаску». То еще удовольствие…
В этом материале нет никаких нудных нотаций и загибаний пальцев. Первый месяц нового года. Все понимаю.
Поэтому еще раз в качестве мантры: не бойтесь быть похожими, бойтесь быть неудобными. Ну, и еще немного картинок…
,
,
Обратите внимание на выполнение простых правил качественной графической модели (модульная сетка, система стилей, многоплановость) в больших изданиях. Эти газеты выглядят современными и, что называется, «фирменными» только потому, что в них все это работает. И ни одному редактору или верстальщику даже в голову не придет нарушить любое правило верстки по причине нехватки времени, нежелания автора сократить текст или отредактировать заголовочный комплекс. И главное — ни одного редактора совершенно не смущает похожесть.
,