— Как живется калининградским печатным СМИ? И устойчиво ли положение «Страны Калининград» на местном рынке?
— Печатным СМИ сегодня, безусловно, тяжело. И ситуация в Калининградской области не отличается от России в целом: закрываются киоски прессы из-за непосильной арендной платы и ограничений в ассортименте, супермаркеты и магазины шаговой доступности сокращают торговые площади под печатную продукцию или полностью прекращают продажу из-за низкой маржи, ликвидирована господдержка подписки, интернет стал нормой жизни (без него себя люди уже не мыслят), а газеты — развлечением, на котором можно сэкономить. Все эти тренды обратные по сравнению с тем, что происходит за рубежом. Мы это отчетливо видим на примере европейских стран, так как имеем возможность их часто посещать из-за географического положения Калининградской области.
С регионального рынка ушли по разным обстоятельствам несколько газет, в основном те издания, которые не смогли перестроиться и соответствовать вызовам времени, поэтому мы можем говорить о лидерских позициях «Страны Калининград». Уход СМИ в цифровое пространство, с одной стороны, — это прогресс, с другой — потеря классической журналистики, особенно на региональном уровне. В то же время газеты в сложившейся ситуации вновь почувствовали силу своего основного и по-своему уникального ценностного предложения — создания качественного контента. В этом и мы чувствуем свою силу и известны читателю.
Сильная сторона «Страны Калининград» — мы пишем о земляках, чем живут сегодня простые люди; рассказываем, как улучшить жизнь, образно говоря, на расстоянии вытянутой руки. Журналисты разбираются в вопросах ЖКХ, образовании, медицины. Эксперты рынка неоднократно призывали коллег активно работать над симбиозом бумаги и цифры. Но процесс идет медленно. И не потому, что издатели этого не хотят или их пугают перемены, нет — элементарно не хватает средств на модернизацию. Но, оставаясь нишевым, именно региональным СМИ, мы востребованы.
— Насколько для вас важно развивать онлайн-направление?
— Конечно, мы ищем различные выходы решения проблем и в цифровой среде. Разрабатываем гибкую подписную модель (корпоративная, частично сайт) — сейчас так работает большинство печатных медиа в мире. Другое направление — электронный архив печатного издания и доступ к нему аудитории (возможно, платно, а для подписчиков газеты — бесплатно). Рассматривается партнерство электронных и печатных СМИ в составе региональной медиагруппы «Западная пресса», в которой есть радио, различные онлайн-площадки.
Интересный оригинальный онлайн- и офлайн-проект — членство в «Клубе для родителей».
,
,
Эта площадка нашей газетой запущена два года назад и набирает обороты в плане охвата аудитории. Еще одно направление — создание бренд-медиаконтента: название «Страна Калининград» воспринимается гостями региона как туристический бренд, возможно, создание одноименного приложения. Цель этих шагов — сохранить самое главное: редакционный коллектив, профессиональную журналистику.
— Приносит ли доход сайт strana39.ru? И как используете соцсети?
— Сайт индексируется во всех поисковых системах, есть продажи рекламы, в основном текстовой, но доля в общем доходе небольшая. Эта площадка дает возможность для интересных электронных проектов на платформе Tilda. Из последних: мы оцифровали выставку фотографий «Люди и события Страны Калининград» к 20-летию газеты, которая была показана в арт-пространстве «Ворота». Таким образом, на сайте это достойное мероприятие смогли увидеть не только в Калининграде — как и подборку материалов в проекте «10 побед Страны Калининград».
В социальных сетях газета «Страна Калининград» представлена во «ВКонтакте» и Facebook — на них и делается основная ставка. Там размещаются анонсы и ссылки на газетные материалы, подходящие под интересы аудитории: темы образования, бизнеса, благоустройства и инфраструктуры, городских проблем, исторические материалы и истории земляков.
— Что является финансовым фундаментом газеты на сегодняшний день?
— Экономическая модель за 20 лет существования газеты не изменилась: доходы от продажи рекламы и тиража. В процентном выражении это равные доли, с некоторой поправкой на сезонность. Максимальный спад рекламы на примере СМИ Калининградской области за последние пять лет произошел в 2017 году и составил 23 % в минусовом выражении к 2016 году. И только в 2019-м мы увидели положительную динамику, но с ростом всего в 1 %. Что касается тиражей, тенденция последних лет — 10-процентное падение по году. Такая же картина и в нашем издании.
— Какие каналы реализации тиража для вас в приоритете? Подписка? Редакционная подписка? Розничная продажа?
— Мы используем все перечисленные каналы. Эффективнее сегодня работает розничная продажа, причем доля супермаркетов и магазинов превысила киоски прессы, хотя долгое время ситуация была обратная. Этому есть объяснение — массовое закрытие киосков. Из 200 осталось 70, и процесс продолжается. В основном точки остались в Калининграде, в области киосковых продаж практически нет. Институт подписки также теряет актуальность, почта газету доставляет на сутки позже, а бывает и два дня задержки.
— Субсидии Роспечати на реализацию социально значимых проектов — неплохое подспорье? Расскажите о самых интересных, на ваш взгляд, проектах.
— Субсидии позволяют нам частично закрыть существенные издержки в производстве «Маленькой Страны Калининград» (это ежемесячное приложение к газете), а для большого издания это возможность заниматься социальными проектами.
Проект «Доктор от Бога» — как раз из таких. Его цель — привлечение внимания к проблемам и новациям местного здравоохранения. Мы стараемся, с одной стороны, поднять престиж профессии, повысить информированность калининградцев в вопросах профилактики, с другой — указать на существующие болевые точки. В формате семейной газеты мы рассказываем истории о лучших врачах и медицинских работниках, об уникальных операциях. Разбираемся в проблемных ситуациях взаимоотношений «пациент — врач». Проводим круглые столы с привлечением специалистов (темы — от прививочных кампаний до лучших практик социально-государственного партнерства).
,
,
Принципиальный момент: героев публикаций в проекте «Доктор от Бога» нам подсказывают читатели, которых самих или их родственников в прямом смысле спасли врачи. Стартовал проект накануне Дня медицинского работника. Первым стал рассказ о нейрохирурге Артеме Маркарьянце (статья называлась «Моя мама будет жить? — Будет, иди домой, отдохни…»). Вышедшие в свет публикации оперативно появлялись и на онлайн-площадках газеты, стимулируя читателей к участию в проекте.
Отдельной темой стало резонансное калининградское «дело врачей». Двух медиков — главврача роддома и приехавшего по вызову неонатолога Регионального перинатального центра — обвинили в убийстве новорожденного и заключили под стражу. Общество разделилось на два лагеря, ситуация вышла на федеральный уровень. Наша газета дала возможность высказаться всем сторонам. Расследование громкого уголовного дела продолжается и по сей день.
Еще один вызывающий интерес читателей проект нашей газеты, получивший поддержку в виде субсидии, называется «Районы-кварталы».
,
,
Калининград и вся область развиваются, население год назад наконец перешагнуло за миллион жителей, пригороды, бывшие поселки, становятся микрорайонами областного центра и должны иметь уже иную инфраструктуру. В рамках проекта создана рубрика «Пригороды», героями которой становятся местные жители. На их актуальные вопросы и претензии по запросу газеты отвечают чиновники разных уровней. И многие вопросы после вмешательства журналистов решаются весьма оперативно. Меняются в лучшую сторону и приморские города области и их пригороды — в газете успешно развивается рубрика «Курорты». Районные администрации выигрывают многочисленные гранты на обустройство сельских территорий, а это и создание комфортной среды, и новые рабочие места. И, конечно, темы для наших регулярных публикаций.
— Как часто «Страна Калининград» проводит мероприятия?
— Офлайн-проекты — не основная, но важная часть работы издания. На регулярной основе мы проводим круглые столы на актуальные темы образования и медицины (это сильные и экспертные направления для «СК»). Третий год реализуем упомянутый выше проект «Клуб для родителей» — бесплатные встречи на нашей площадке читателей газеты с экспертами из разных сфер (по итогам выходит большой материал в газете, на сайте и в соцсетях). Во встречах принимают участие около 20 человек (состав примерно наполовину постоянный, но всегда приходят и новые люди).
,
,
Кроме того, наша газета участвует в крупных городских мероприятиях (фестиваль «Профи Кидс» и т. п.). А также организует собственные — на данный момент это работа с семейной аудиторией через проведение массовых детских конкурсов журналом «Маленькая Страна Калининград». Привлекается большое количество участников со всей области, награждение превращается в большое событие — с эксклюзивными экскурсиями, встречами с известными калининградцами и т. д.
У журнала есть большой опыт сотрудничества с госструктурами (БФУ имени Иммануила Канта, правительство Калининградской области, администрация Калининграда) в проведении совместных конкурсов и мероприятий. Награждение победителей проходит нестандартно, например, в зоопарке или зале областной филармонии. Накануне ЧМ-2018 по футболу газета провела детский конкурс на макет новой скульптуры для нашего города. Результат: на набережной Преголи сегодня красуется созданная по эскизу победителя конкурса скульптура сома, которую полюбили и местные жители, и туристы.
,
,
По легенде, его огромный собрат обитает в главной реке Калининграда.
— Насколько остро перед СМИ Калининградской области, и вашим изданием в частности, стоит кадровый вопрос?
— У нас небольшой коллектив, журналисты в большинстве работают практически со дня создания газеты, то есть 20 лет. Есть специальные корреспонденты не в штате, освещающие темы спорта и культуры. С журналом для детей сотрудничают студенты университета. Так как коллектив лояльный и сплоченный, кадровой проблемы нет.
Редакция и реклама работают одной командой, что позволяет воплощать самые смелые задумки. Они реализуются как в самой газете, так и виде тематических приложений.
Что касается региона, он сейчас привлекательный для переезда на постоянное место жительства. Нехватки специалистов не наблюдается. Плюс есть выпускники факультета журналистики Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
,
Газета «СТРАНА КАЛИНИНГРАД» издается с 23 сентября 1999 года. Выходит один раз в неделю. Тираж одного номера — 16 000 экземпляров. Распространяется по Калининградской области.
Учредитель и издатель: ООО «Издательство Страна».
Сайт: strana39.ru
,