Из-за карантина вузы перешли на дистанционное обучение. Мы опросили студентов и преподавателей факультетов журналистики и узнали, как удаленка меняет процесс обучения.
Снежана Безбородова
«КиТ», направление телевидение, 3 курс
Я не могу сказать однозначно нравится ли мне дистанционное обучение, так как в нем много противоречий. С одной стороны, это удобный формат обучения прямо из дома, без затрат на дорогу. Ты можешь сам распределять своё время в течение дня, решать, как ты будешь выполнять задания. К примеру, я не всегда успеваю делать что-то под диктовку преподавателя, здесь спасает запись экрана и выполнение в другое время без спешки и нервоза.
К плюсам можно отнести возможность делать параллельно несколько дел. В зависимости от предмета, с появлением дистанционного обучения, преподаватели дали больше свободы в творческом исполнении некоторых задач.
Но есть и очень заметные минусы в таком образовании. В данной ситуации (карантин), по моему мнению, такая система оказалась недостаточно проработанной и готовой к массовому переходу на неё. Под это подпадает организация онлайн-занятий в виде вебинаров (нет единой площадки, которая бы выполняла бы все задачи в ходе занятия), плохая подготовка преподавателей (не все преподаватели имеют опыт проведения дистанционных занятий, из-за этого процесс затягивается, так как нужно разбираться с организацией проведения). Часть дисциплин из-за непонимания, как их вести дистанционно, просто утрачиваются. Преподаватели не знают, как дать нам, студентам, ту информацию и те знания, которые раньше они давали при личном контакте в аудитории. Отсюда появляются нелепые задания, которые не приносят ничего ни для преподавателей, ни тем более для студентов.
,
,
Личным минусом для немалой части студентов можно назвать самоорганизацию. Не все могут работать из дома, это психологический фактор, который порой сложно побороть.
Как мне кажется, учебная деятельность изменилась в худшую сторону. Наличие большого количества заданий по различным дисциплинам не равняется тем знаниям, которые мы получали при живом общении с преподавателями. Атмосфера аудитории, коллективное решение задач, возможность подойти уточнить вопрос лично у преподавателя, помогают лучше погрузиться в изучаемую тему и действительно что-то вынести из нее. На дистанционном обучении мы «скачем» от одного предмета к другому, на автомате, не сильно задумываясь, выполняем гору заданий и несемся дальше. Усугубляет это отсутствие обратного контакта или его недостаточность. В этом нельзя упрекнуть преподавателя, каждый из нас видит, что они стараются.
Я однозначно могу сказать, что в таком формате, при такой организации дистанционного обучения, как сейчас, я бы не хотела такого образования в дальнейшем. Лучше потратить больше свободного времени, но оказаться в стенах учебного заведения и получить те знания, ради которых ты пришел. Высшее образование — это то, что мы выбираем сами, то, что мы хотим получить по собственному выбору (в большинстве случаев). Те знания, которые мы сейчас получаем в таком формате, — это точно не то, ради чего я шла в высшее учебное заведение.
Если рассматривать дистанционное обучение на будущее как действительно хороший вариант замены или временной подменены очного обучения то, по моему мнению, нужно: проработать качественную программу обучения в таком формате, определить единую организацию процесса проведения занятий, подготовить абсолютно всех преподавателей к такому виду образования.
Анастасия Свиридонова
РАНХиГС, журналистика, 4 курс
То, что студенты могут получить в студенческие годы, — важно. Новый уровень после школьной скамьи. Студенту нужно участвовать в жизни института, слушать «скучные» лекции, болтать с одногруппниками за обедом. Дистанционное обучение теряет «романтику» студенчества. Людям нужны люди. Если бы дистанционное обучение было эффективно, то вряд ли существовало огромное количество кружков, курсов и учреждений дополнительного образования.
Казалось бы, написать статью можно и дома. Взять интервью можно по видеосвязи. Не нужно сидеть и слушать трехчасовые лекции. И вот тебе вся практика, которой не хватает студентам журфака в институте. Это, безусловно, плюс.
Считаю, что дистанционное обучение — толчок в системе российского образования. Самое время внести корректировки, чтобы система образования в высших учебных заведениях была эффективнее и продуктивнее. И, может, начинающие специалисты по окончании смогут похвастаться не только наличием диплома и знаниями из лекций, но и опытом.
Огромный плюс — это то, что стало больше свободного времени на стажировку. С утра, например, сделаю задания по учебе, а днем напишу материал для интернет-издания.
Некоторые задания, которые дают дистанционно, намного интереснее, чем те, что дают на семинарах. Меня дистанционное обучение научило двум вещам: ответственности и дисциплине. Ты учишься брать только самое нужное и важное для будущей профессии, а также управлять собственными запасами времени и возможностей.
Но, надеюсь, такой вид образования ненадолго. Думаю, ничего не изменится со стороны студентов. Некоторые также будут работать и редко появляться на учебе. Надеюсь, будут внесены корректировки в систему образования. Чтобы студенты понимали и в теории, и на практике важность и необходимость высшего образования. А уж тем более необходимость четырехлетнего журналистского образования.
На мой взгляд, только понимание необходимости образования может улучшить работу дистанционного обучения. Думаю, многие студенты журфака не воспринимают всерьез в принципе журналистское образование. Считают, что деньги отдают только на наличие «корочки» и не более. И у них на это есть право. Дистанционное обучение — хоть и практика, но журналистика — в первую очередь средство коммуникации.
Софья Хутинаева
СПбГУ, журналистка, 4 курс
Дистанционное обучение, в моем понимании, — это налаженный учебный процесс, когда студент самостоятельно изучает материал, но под руководством преподавателя. Комфортное дистанционное обучение должно проходить в формате видеоуроков, сформированных видеокурсов. Консультации могут проходить в зуме или скайпе, но также должны быть спланированы. В общем, это должно напоминать онлайн-курс, которых сейчас полно в интернете.
,
,
Весь формат дистанционного обучения меня не устраивает. Основной и, по-моему, самый значимый минус, который и оставляет общее впечатление — информация доходит очень «туго». Часто можно упустить какое-то задание и узнать о нем случайно от однокурсников. Очень много диалогов в ВК, я уже в них путаюсь. Могу назвать только одного-двух преподавателей, кому удалось за такой маленький промежуток времени нормально наладить работу с группой. Плюс единственный — отсутствие потраченного времени на дорогу. Качество образования, мне кажется, не зависит от того, в каком формате ты учишься. Я как подходила ответственно к работе, так и подхожу. Можно брать все, а можно не брать ничего. Но отсутствие грамотной коммуникации, конечно, затрудняет процесс. Вообще, мне кажется, министерству образования и людям, которые заняты техническим оснащением, следует выработать единый подход. Какое-то общее приложение, платформу, где будет собрана вся информация, можно будет удобно общаться с преподавателями, проходить тесты и загружать все работы туда. Да и в принципе держать связь там. Понимаю, что создать такое — это дело не одного месяца, но было бы идеально.
Олег Трифонов
доцент СЗИУ РАНХиГС направления «Журналистика»
Дистанционное обучение, на мой взгляд, — это новая форма, которая дополняет стандартные формы образования. Я подобную форму применяю не первый год. Раньше это было в формате социальных сетей, через инстаграм, ВК, где можно использовать цифровые технологии. Например, подключать специалистов в сфере медиа из других регионов, городов и стран. Цель была в том, чтобы студенты, находясь в Санкт-Петербурге, могли в рамках той или иной лекции напрямую общаться с будущими коллегами. Я считаю, что дистанционное обучение — это опция к стандартному обучению, которую нужно осваивать. И, надеюсь, ситуация, которая сложилась сейчас в мире, позволит многим преподавателям и студентам освоить этот формат.
,
,
В плане организации работы, могу говорить только за свой вуз. И говорю, что она устроена удобно. Я не вижу проблем, кроме одной: невозможность точно отмечать студентов, которые просматривают лекцию или семинарское занятие, проходящее в онлайн-формате. Я использую инстаграм-аккаунт, где провожу занятия. Для меня это самая удобная площадка. Также «ВКонтакте», где ребята присылают мне свои работы напрямую. Конечно, грустно, что все происходит таким образом. Не хватает живого общения, эмоций и присутствия студентов рядом.
Что относительно качества образования, думаю, что дело не в самом формате, а в том, отдают ли студенты себе отчет, что они являются студентами высшего учебного заведения. Само отношение студентов к образованию упало. И уровень вовлеченности студентов в образовательный процесс — тоже, потому что многие считают, что без образования тоже можно стать достойным специалистом. И с внедрением дистанционного обучения, мне кажется, уровень образования должен подняться. Для того, чтобы сделать дистанционное обучение еще лучше — можно создать дополнительную платформу, чтобы преподаватели видели каждого студента, как президент, который на совещании видит всех 20 министров. Это было бы более эффективно, мне кажется. Но важным остается отношение студентов и педагогов к работе и профессиональное отношение к дисциплине. Преподаватель, как и студент, должен вкладывать душу в свой предмет.
Камилла Нигматуллина
заведующая кафедрой журналистики в СПбГУ
Дистанционное обучение — это совокупность синхронных и асинхронных методов, которые применяются не в аудиторных занятиях, преимущественно в цифровой среде. Принципиальная разница в том, что нет непосредственного контакта между учителем и учеником, то есть отсутствует влияние невербальных форм коммуникации и ее условий. Простой пример — нельзя увидеть по реакции глаз и мимике, как студент воспринимает месседж, нельзя подойти и вместе совершить какое-то действие при обучении навыкам, невозможно применять игровые методики с бумажными карточками и прочими «аппликациями».
Поскольку никто к этому не был готов, то нельзя сказать, что работа была именно организована. Мы, скорее, адаптировались и использовали доступные возможности и инструменты. Адаптация продолжается и до сих пор.
Насколько тяжело обучать студентов, зависит от самого преподавателя и предмета. Больше всех пострадали те, кто обучает съемке телевизионных сюжетов или постановке речи, но с определенными потерями и эти дисциплины удается вести на удалении. Некоторые жалуются, что не могут долго сидеть перед экраном или не ощущать живой реакции аудитории. Кто-то, как я, отнеслись спокойно, потому что большинство моих занятий можно осуществлять дистанционно. И даже наоборот, студенты стали получать больше индивидуальных консультаций от меня, раньше на это не хватало времени.
В свою очередь я стала больше писать гайдов и инструкций, и вопросов стало меньше. Основной канал коммуникации — корпоративная почта. В почте студенты получают от преподавателей все инструкции, а дальше — свобода творчества. Каждый выбрал себе удобную платформу для онлайн-встреч и обменивания файлами, плюс коммуникация дублируется в удобных для всех социальных сетях.
,
,
Упало ли качество образования с момента внедрения такого вида обучения? Скажу так: «внедрение» шло постепенно и по заранее выстроенному алгоритму. Я бы сказала, что мы все адаптировались быстро, занятия не прекращались и не срывались, с этой точки зрения удар принят достойно. Мы увидели, что можно и нужно внедрять больше дистанционных практик в учебный процесс, меняя акцент с «накачивания знаниями» на осмысление и рефлексию под руководством преподавателя освоенного по методическим рекомендациям материала. Основная функция современного «препода» — это качественная обратная связь: что я сделал/понял правильно, что не получилось, как улучшить сделанное.
Юлия Оганесова
доцент кафедры телевидения СПбГИКиТ
Дистанционное обучение — это одна из современных и необходимых методик получения и передачи знаний. На мой взгляд, такая форма может быть эффективной, когда находится в совокупности с традиционными, контактными формами. Много интересных курсов в разных областях сегодня можно найти в открытом доступе. Это очень полезная информация, но особенно ценной для меня по-прежнему остается совместная (очная) работа со студентами.
Во многом у самого преподавателя есть возможность правильно организовать дистанционную работу, выбрать удобную форму (вебинары, форумы, чаты). Необходим постоянный доступ в интернет и хороший ресурс, который выдерживает нагрузку. А мы сейчас все же сталкиваемся с техническими проблемами в некоторых рабочих моментах. Такая форма напоминает мне работу в СМИ, где мы не видим глаза зрителей или слушателей. Но у СМИ — другая цель. На лекции или на практическом занятии в вузе мне важно видеть студентов, чувствовать их, следить за процессом выполнения задания, корректировать что-то по ходу. В дистанционном формате не всегда получается этого добиться.
У вуза есть ресурс, который помогает проводить занятия в форме вебинаров, чата, форумов. Там зарегистрированы все студенты, там же они выполняют задания и проходят тестирование. Я все же использую еще и сторонние ресурсы (соцсети, электронную почту и программы для проведения конференций) для оперативной коммуникации.
Если оценивать дистанционное обучение с момента введения режима самоизоляции, то пока говорить о качестве рано, потому что не все еще перестроились на дистанционный формат. Некоторые задания, которые я планировала выполнить в студии, где важно личное взаимодействие студентов и преподавателя, сложно провести на удалении.
,
,
Если говорить о дистанционном обучении в целом, то считаю, что это важная форма, которая может эффективно дополнить традиционную. Она давно уже вошла в студенческую среду, сначала — электронная почта, соцсети, потом вебинары и т.д. Мы со студентами делали свое радио и постоянно пользовались возможностями дистанционной формы, проводили летучки и обсуждали работы. На преподавателя легла дополнительная нагрузка для переорганизации курса под дистанционный формат.
Считаю, что необходимо время для апробации педагогических методик в новой среде. Трудностей много… Почти все они связаны с особенностями подготовки дисциплины. Огромное количество строго стандартизированной бумажной работы, которая, на мой взгляд, убивает все творческое. Журналистам и другим работникам творческих профессий как раз важно избегать любых шаблонов. Теперь каждый год мы перестраиваемся к очередным образовательным стандартам. Эти педагогические требования — особенности дня сегодняшнего. Решение технических проблем тоже поможет улучшить работу дистанционного образования.
,