Клуб продвинутого журналиста: самовыражение вместо журналистики

Российское ТВ надо посадить на карантин из-за духовного коронавируса 1

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

1.   Заголовок вовлекающий, слово «коронавирус» гарантирует стартовый интерес. Духовный коронавирус? Интрига. Срочно читаем дальше!

,

Что будут смотреть школьники, оставленные дома из-за коронавируса? Тот же коронавирус. Только разъедающий не легкие, а мозги и душу 2

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

2.   Лид-спойлер. Мне все понятно, дальше можно не читать.

,

Один юморист постоянно срывал понимающие аплодисменты публики, говоря об относительности времени на протяжении человеческой жизни. Мол, как в детстве было? Целое утро перед школой! Потом — целый день в школе. Потом целый день после школы. Потом — целый вечер! А сейчас? Встал, лег — с добрым утром! Встал, лег — с Новым годом!.. И, в общем, верно. Отчего и аплодировали. Но вот если представить, что эпоха под названием «Целый день в школе» заменяется эпохой «Целый день дома»… 3 Между тем к этому все и идет. Да, похоже, уже началось 4 . Из-за эпидемии коронавируса школьникам уже (второе «уже» подряд) объявляется свободное посещение, а в ближайшее время надо ожидать вообще неурочных каникул. И чем дети будут свою домашнюю «эпоху» заполнять, когда родители все же будут ходить на работу? 5

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

3.   Очень долгий разгон, не работа ю щ и й на главную идею текста.

4.   Еще только идет или уже началось? Точно началось или, похоже, началось?

5.   Ответов на этот вопрос много, но автор заведомо убежден, что дети выберут единственный вид домашнего досуга — телевизор.

,

 

ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И КАПИТАН ТЕНКЕШ

Проблема, впрочем, не нова 6. Победоносный гуманизм советской эпохи распорядился так, что школьников регулярно отправляли на каникулы 7. Особенно долгими были зимние — десять дней. На взрослых слабость советской власти к детям не распространялась, (неверное словоупотребление, автор имел в виду лояльность) так что они, кроме учителей, отправлялись на работу уже 2 января. И что бы ни лепетали либералы про жестокую диктатуру Путина, на такое зверство он все же не решился 8 . В общем, дети фактически декаду оставались одни дома. (Мы давно уже это поняли, ближе к делу!) И это когда в школу надо вставать, сон кажется липким, а ты — мухой, которая не может оторвать от этой липкости хотя бы лапку. А в каникулы, едва хлюпнет замок (все-таки хлопнет) за ушедшей на работу мамой, постель превращается в катапульту, случайно перелетевшую из Звездного городка в твою квартиру 9. Но сколько бы чего интересного ни предстояло сотворить (вытворить имел в виду автор, потому что приставка «со» это всегда с кем-то вместе) — а в этом состоянии ребенок не многим безопаснее солдата, — около десяти утра наступало время священное. По телевизору начинали показывать фильмы, специально приготовленные для успокоения изготовившихся к свободе представителей привилегированного советского класса 10.

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

6.   Это нам было понятно уже из лида.

7.   Очень витиевато и высокопарно о школьных каник улах, которые являются нормой для всех стран.

8.   О каком зверстве идет речь? Оставлять детей на каникулах без родителей? Какое отношение к проблематике статьи имеет это язвительное отступление?

9.   Фрагмент явно перегружен метафорами, а те в свою очередь лишены изящества из-за явного преувеличения.

10.   Зачем так сложно, витиевато, с эвфемизмами, когда можно всю эту тираду заменить одним словосочетанием «фильмы для школьников». (Уже почти три тысячи знаков автор предается воспоминаниям из детства и занимается словесной эквилибристикой с попутным самолюбованием, а про духовный коронавирус на ТВ еще и намека нет. Следующие полторы тысячи знаков я сокращаю, потому что это вольный пересказ двух фильмов—«Четыре танкиста и собака» и про капитана Тенкеша.)

,

 

ЧТО БУДУТ СМОТРЕТЬ ДЕТИ?

Так что недаром наш президент публично озаботился содержимым телевизионных программ на то время, пока школьники будут оставаться дома 11. Дистанционное обучение — это, конечно, роскошная идея. Для фантастического романа. На деле, понятно, тот же телевизор будет куда более привлекательным предметом, нежели алгебра или физика 12.

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

11.   Вот он, инфоповод, где зарыт! Однако нет никаких указаний, когда и где президент поднял публичную дискуссию о телевизионном контенте.

12.   Менторский тон, обобщение, ни на чем не основанный прогноз.

,

Но что же он может показать детям в дни этих вынужденных каникул? 13Достаточно всего лишь полистать те тридцать — не четыре, как в те годы! (ностальгия по тем годам никак не отпускает автора) — каналов в «цифровом» списке. Для вящей (устаревшее выражение) полноты выбора, хотя корректнее было бы взять только 15 федеральных каналов.

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

13.   Вообще-то дети загружены под завязку самостоятельной работой.

Далее еще на 3500 знаков автор делает вольный разбор условных каналов и их контента. Этот разбор сам по себе достоин разбора, поэтому мы его опустим. Скажу лишь одно: там очень много передергиваний, обобщений и куража на тему того, что пили или курили создатели тех или иных передач или мультфильмов.

14.   Автор обещает объективный подсчет, но обобщает огульно.

15.   Да! Ведь компьютер – тот же телевизор, но контент можно выбрать самостоятельно.

16.   Вообще странная фраза, автор в какой реальности живет?

17.   Да! На время самоизоляции Сеть предлагает огромное количество бесплатных виртуальных экскурсий по музеям, просмотры спектаклей, бесплатное участие в мастер-классах.

18.   Почему автор наделяет интернет всего двумя видами контента: мультики и порнография, для меня загадка…

19.   Не вижу смысла разгребать этот пассаж с точки зрения стилистики и синтаксиса. Компрессия идей в голове автора переходит в бессистемное нагромождение отрывочных обстоятельств, в которых черт ногу сломит. Поэтому давайте перейдем к эпическому финалу,

20.   Тут риторический вопрос, тогда как автор мог бы исследовать этот вопрос и дать читателю аналитику.

21.   Тавтология к лассическая – одна штука, плюс огульное очернение всей рекламной отрасли, плюс обобщение «бешеные доходы» вместо конкретики. Ну хотя бы ради наших детей — управляемо? (ну а это уже вселенский пафос под ручку с махровым штампом).

,

 

НУЛИ С МИНУСАМИ — ПОДСЧЕТ ОБЪЕКТИВНЫЙ

То есть познавательных для детей передач — ноль. Развлекательных — ноль. Воспитательных — минус одиннадцать. Из пятнадцати 14. И что остается бедному школьнику при таком наборе программ? За компьютер 15 — и игрушку? Или, если в доме есть интернет 16 уйти в Сеть? 17 Где в зависимости от возраста смотреть мультики или, если родители не поставили «родительского контроля», пытливо интересоваться, зачем дядьки тратят время на тетек… 18

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

14.  Автор обещает объективный подсчет, но обобщает огульно.

15.  Да! Ведь компьютер – тот же телевизор, но контент можно выбрать самостоятельно.

16.  Вообще странная фраза, автор в какой реальности живет?

17.  Да! На время самоизоляции Сеть предлагает огромное количество бесплатных виртуальных экскурсий по музеям, просмотры спектаклей, бесплатное участие в мастер-классах.

18.   Почему автор наделяет интернет всего двумя видами контента: мультики и порнография, для меня загадка…

,

И это мы еще не берем вечерний эфир с его бесстыжими ток-шоу, детективами про бандитов и бандитизмом детективов, с сериалами про бедных девушек, которые ходили в булочную, когда с ними занимались сексом, и теперь с ребенком домогаются справедливости от давно забывших их мажоров! 19

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

19.   Не вижу смысла разгребать этот пассаж с точки зрения стилистики и синтаксиса. Компрессия идей в голове автора переходит в бессистемное нагромождение отрывочных обстоятельств, в которых черт ногу сломит. Поэтому давайте перейдем к эпическому финалу,

,

Можно ли что-то поделать с нашим телевизором (можно, многие его просто выбросили), кроме того как объявить Останкино и иже с ним зоной карантина от коронавируса интеллектуального и духовного вырождения? (Итак, в ход пошла тяжелая артиллерия из пафоса и популизма.) Оно вообще управляемо, наше телевидение? 20 Живущее, кстати, на наши налоги (классический штамп-популизм, беспроигрышный аргумент для любой критики), так как умудряется куда-то профурлить (не знаю такого глагола) бешеные доходы от тоже взбесившейся рекламы? 21

,

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

20.   Тут риторический вопрос, тогда как автор мог бы исследовать этот вопрос и дать читателю аналитику.

21.   Тавтология к лассическая – одна штука, плюс огульное очернение всей рекламной отрасли, плюс обобщение «бешеные доходы» вместо конкретики. Ну хотя бы ради наших детей — управляемо? (ну а это уже вселенский пафос под ручку с махровым штампом).

,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА:

Если бы не задача «разобрать текст», я бы прекратила чтение сразу после лида. Во-первых, мне сразу стало ясно, о чем пойдет речь. Во-вторых, тема изрядно заезженная. В-третьих, мои эмоции «своровали», сразу сделав кричащий вывод по  проблеме. Читатель уже купился на  слово «коронавирус» в  заголовке и  ждет анализа проблемы, но автор не торопится, он самовыражается. Ищет ли автор истину? Нет. Любое исследование доказывает: большинство детей сегодня обучаются и проводят досуг в смартфонах и в компьютерах. Но автор упорно тащит нас за  собой обличать телевидение. На  чем  строятся выводы автора? На его богатом жизненном опыте. Вместо конкретных фактов — каскад риторических вопросов в стиле «Доколе, граждане, мы будем терпеть это безобразие». 

,

Иллюстрация: shutterstock.com