ИСПАНИЯ: СМИ НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ К ЧП
Прошли четыре месяца с тех пор, как Covid-19 внес в нашу жизнь кардинальные изменения. И благоприятными их не назовешь.
Политики продолжают лгать, они заинтересованы только в рейтингах и выборах. Где-то популисты поддерживают ковид-диссидентов. Налицо информационный разрыв между властью и людьми.
Далеко не все журналисты легко перешли на «удаленку». Для многих это стало серьезным стрессом, в том числе для женщин, которые должны были совмещать домашние дела, помощь детям, изучающим по зуму или скайпу школьные предметы, написание материалов или монтаж видео.
Еще до пандемии исследование «Влияние эпидемии на испанскую журналистику» показало, что только 5% журналистов в прессе и электронных СМИ имели возможность работать по гибкому графику. 73% признались, что могут работать только в редакции. Только 19% сказали, что могут работать в основном из дома. 45% опрошенных отметили, что их руководители оснастили их всем необходимым для работы дома после объявления карантина, а 25% сказали, что пользовались своими личными гаджетами. Примерно 7% опрошенных сказали, что их СМИ практически не были подготовлены к работе в удаленном режиме. Можно предположить, что по окончании пандемии рынок труда и профессию в целом ожидают перемены.
70% участников опроса верят, что примерно на треть СМИ станут менее централизованными, вырастет техническое оснащение и цифровизация СМИ в целом. 13% считают, что редакции вообще скоро закроются, и все будут работать из дома. Несмотря на все трудности, 8 из 10 журналистов были готовы продолжать работать из дома в любом случае.
Многие уверены, что пришла пора обсудить перспективы сохранения журналистики как профессии и общественно важной сферы в современных условиях, когда информационные платформы предлагают резко контрастирующие послания и позиции.
ИТАЛИЯ: ЗОЛОТОЙ ВЕК ПРЕССЫ ПОЗАДИ
Главная трудность для журналистов, работающих на «удаленке», — изменение характера и формата работы.
Из-за карантина целые редакции опустели, в офисах кто-то делал самую необходимую работу по выпуску, но сама атмосфера редакции, живого обсуждения, накала дискуссии по поводу того или иного материала — все это как будто перестало существовать. Живое общение заменила виртуальная реальность, исчез сам нерв журналистской работы. Это не было легко, особенно для тех, кто постарше. Как бы то ни было, газета или журнал — прежде всего результат работы команды, и работа в отрыве от коллектива, в одиночку, меняет многое, и сам ход мысли, и твои ощущения, и отношение к своему делу.
Пандемия имела катастрофические последствия прежде всего для прессы, многие журналы и газеты уже никогда не будут выходить на бумаге, останутся в онлайн режиме или вовсе закроются. Правительственные меры, предпринятые для поддержки бизнеса, пострадавшего от потери рекламы и снижения продаж, недостаточны. Золотой век итальянской прессы прошел. Надо это признать.
Самая большая тревога профессионального союза — что издатели, стремясь к экономии, будут вообще закрывать редакции, побуждая журналистов и дальше работать дома. Представьте, что это будет означать для нашей профессии в целом и для нашего союза. Еще труднее станет отстаивать права сотрудников, многие из них будут переведены в статус фрилансеров, а их защитить крайне трудно. Да и в целом отстаивать права людей, находящихся в изоляции, — довольно сложная работа.
Я не могу сказать, было ли это испытание в целом полезно хотя бы в какой-то степени. Бесспорно, это было важно для сохранения общественного здоровья, для того, чтобы журналисты не заболели. Но для журналистики как профессии и для журналистов как профессионалов — не знаю, не уверена. Сегодня мы значительно больше зависим от технологий и значительно менее обеспечены. Для некоторых работа дома была удобной в том плане, что было легче присматривать за детьми и организовать повседневный быт, пока школы закрыты. К счастью, в Италии было немного проблем со свободой слова в период пандемии.
ЕВРОПА: «УДАЛЕНКА» ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ
Европейская федерация журналистов провела свое исследование состояния профессии в период кризиса.
Оказалось, что три четверти опрошенных указали на возросший уровень стресса из-за дополнительной нагрузки. Больше половины опрошенных пожаловались на ухудшение состояния здоровья в последние месяцы, в том числе три четверти отметили проблемы со сном и невротические состояния.
В период пандемии обострился гендерный разрыв: только 4 из 10 журналисток признали, что работодатель обеспечил им все необходимое для работы в удаленном режиме. Более половины опрошенных женщин пожаловались на то, что профессиональные организации не принимали в расчет обеспечение гендерного равенства и защиты от различных проявлений дискриминации в период удаленной работы. Три четверти женщин свидетельствовали о повысившемся уровне угроз по отношению к женщинам-журналисткам и росте сексуальных домогательств в Сети.
,