Как работает издательский дом сегодня? Как сохраняет лидерство? Как противостоит повсеместному тренду снижения тиражей и аудитории печатных продуктов? Что делал на пике пандемии и в период постепенного снятия ограничений, связанных с распространением COVID-19? Об этом расскажут члены команды управленцев «АиФ».
О бизнесе
РУСЛАН НОВИКОВ, генеральный директор ИД «Аргументы и факты»:
— Для миллионов читателей «АиФ» является зеркалом, отражающим изменяющийся мир: человек получает не просто информацию, а инструмент для понимания сути происходящего. Качественный принт и диджитал-продукты крупных издательских брендов сейчас одной из главных целей ставят сохранение и рост лояльности и доверия аудитории. Информационное поле, окружающее аудиторию сейчас, невероятно перегружено разнообразным контентом.
Качественная редакционная работа и достоверная ежедневная информационная панорама — сегодня это необходимость и запрос аудитории. Знать и понимать, быть на стороне интересов читателя, развиваться и расти вместе с ним — все это в основе многолетних доверительных отношений «АиФ» и самой большой аудитории в России. А доверие… Доверие источнику информации, доверие бренду СМИ — это мощный стимул и аргумент для дальнейшего развития издательского дома.
Безусловно, мы следим за трендами. Видим, что тиражи плавно (в нашем случае очень плавно) сокращаются; аудитория, которая в принципе не безгранична, перераспределяется только среди сильных и авторитетных СМИ. А большинство сильных игроков уже уверенно работают и продолжат существовать в модели, где диджитал замещает падение принта и даже позволяет ему расти. Но самое главное — это умение и готовность редакций выпускать контент на любом носителе и в соответствии со спросом аудитории. При этом принт сейчас — по-прежнему уникальный канал коммуникаций. По степени доверия, активности аудитории и ее качественной обратной связи.
ИГОРЬ ЧЕРНЯК, главный редактор еженедельника «Аргументы и факты»:
— Аудитория… Хотя давайте оставим это слово маркетологам. Для нас, журналистов, это — читатели и, наверное, даже соавторы. Вот уже 40 лет как без отдела писем — никуда. Хоть и письма теперь в основном электронные. Люди спрашивают, мы отвечаем. Спрашивают так много, что несколько раз в год отдаем под жанр «вопрос—ответ» весь номер «АиФ».
Почему мы так любим вопросы? Через эти «как?», «за что?», «почему?» ты узнаешь человека, который каждую среду открывает «АиФ». Его тревоги, потребности, что на душе, что в кармане. Даже про зрение его знаешь. Как-то решили макет телепрограммы изменить — картинок добавили, шрифт уменьшили. Столько «зачем?» получили, что больше со шрифтом не экспериментируем. Бережем глаза своих бабушек и дедушек, которых у нас много. И это «много» мы произносим с гордостью. Потому что, оставшись наедине с пенсией, ты тратишь деньги не на капризы, а на предметы первой необходимости. И если среди этих предметов оказывается «АиФ», значит, все не зря.
Было дело, очередной консультант широкого профиля кивал на средний возраст читателей, предлагал сделать «АиФ» мощные инъекции «молодости». Отказались. Не совсем это наша история, если речь идет о печатном варианте еженедельника. Сайт — да. Газета же с такими инъекциями получит чужое лицо. Нам свое дорого, нашим чиателям тоже.
Но не спешите нас обвинять в закостенелости, консерватизме. Просто кто-то ставит во главу угла тренды, а мы — запросы тех, благодаря кому столько лет являемся самым популярным общественно-политическим еженедельником в стране.
,
,
Как мы узнаем об этих запросах? Среди наших основных инструментов — исследование читательских предпочтений. Еженедельно служба «АиФ» опрашивает респондентов в 14 российских крупнейших городах. Сильная статья или слабая? Коллаж на обложке заинтересовал? Удачный был номер в целом или нет? Насколько оценка номера читателя в Москве отличается от оценки читателя в Воронеже? На все это у нас есть ответы — в цифрах рейтинга и в комментариях, за каждым из которых стоит конкретный человек.
«Номер интересный, но есть пара страшных статей, в частности, про развал нашей промышленности» (Москва, женщина, 60 лет, оценка номера— 10 баллов)
«Качественный номер, но без изюминки; в региональной вкладке совсем нет интересных статей» (Ульяновская обл., мужчина, 54 года, оценка номера — 8 баллов).
«Оценку снизил из-за коронавируса. Надоело! В магазин не пускают без масок и перчаток, а тут еще и вы!» (Волгоград, мужчина, 29 лет, оценка номера — 7 баллов)
А еще вы никогда не найдете в «АиФ» абстрактной подписи «отдел культуры», «отдел политики». Под каждой статьей — фотография автора и его адрес электронной почты. Нам необходима эта обратная связь, этот компас, показывающий, куда двигаться дальше.
МАРИНА МИШУНКИНА, первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты»:
— Бренды-рекламодатели делают выбор в пользу максимально эффективных площадок для коммуникации с аудиторией, и сейчас лояльность и доверие — это важнейшие критерии для них. Издатели сегодня — это стратегически важные партнеры, в руках которых богатейший арсенал коммуникационных возможностей, традиционно высокое качество работы и самая большая лояльность аудитории.
Чингиз Айтматов сказал, что «желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь». Так вот, мы свою аудиторию дрянью не потчуем. Мы осознаем свою ответственность перед читателем, во-первых, предлагая проверенную информацию, а во-вторых, помогая с помощью ответов на самые злободневные вопросы разобраться в происходящем. «АиФ» всегда говорит правду, и это ценят наши читатели.
Такая позиция редакции приносит и коммерческий успех. Огромная лояльная аудитория — настоящая находка для бизнес-партнеров, которые готовы рассказывать нашим читателям о своих товарах, новациях и успехах, ведь лояльность к изданию и бренду распространяется не только на потребляемый контент, но и на рекламируемую в «АиФ» продукцию. И тут тоже нужно играть по-честному — не пытаться под видом первосортного продукта «втюхивать пальмовое масло».
Кстати, исторически в «АиФ» не было и нет рекламы сомнительных товаров и услуг. Даже на заре издательского дела, когда все российские СМИ публиковали материалы, рассказывающие о чудесах магии и любовных приворотах, «АиФ» намеренно отказывался от подобной зачастую не самой достоверной рекламы, теряя деньги, но заботясь о своих читателях. Любовь и доверие аудитории дороже. Именно такой подход мы применяем и к бизнес-проектам, и это позволяет нашим коммерческим партнерам набирать очень высокие kpi и рыночную узнаваемость. Каждый проект уникален и, как правило, имеет высокие читательские оценки (ведь мы посредством еженедельных опросов call-center замеряем температуру аудиторного интереса не только применительно к редакционному контенту, но и ко всем публикуемым материалам, включая коммерческие). Вместе с клиентами мы разрабатываем логику и стратегию проекта или кампании продвижения продукта или услуги на наших ресурсах и стараемся обеспечить максимально возможные показатели. Мы любим своих клиентов. И это взаимно. «АиФ» сегодня может гордиться не только лояльностью своих читателей, но и преданностью друзей-коммерсантов.
Совсем недавно, когда вирус и кризис существенно подкосили экономику страны, а пол-России сидело по домам, не понимая, будет ли завтра возможность вернуться на свои рабочие места, в качестве поддержки бизнесу в трудное время в рубрике «Антивирус» мы публиковали оперативные новости о происходящих позитивных изменениях и помощи, которую оказывали компании людям и врачам. Мы делали это, чтобы о добрых делах смогли узнать все и цепочка добра не оборвалась, а породила новое добро.
Нам кажется, что сейчас особенно важно, чтобы люди ощущали добро рядом, и не важно, кто они и кем являются для нашего издательского дома — читателями или бизнес-партнерами. И мы видим, что это находит отклик у коммерсантов. Нас радует, что все больше становится таких совместных проектов, которые имеют социальную составляющую.
Пять лет назад, когда Россия отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, именно благодаря помощи наших коммерческих партнеров «АиФ» издал «Детскую книгу войны». Так нам удалось не только сохранить память о тех тяжелых испытаниях, донесенную до нас устами детей, но и выйти совсем на другую читательскую аудиторию. Часть этой аудитории стала новыми читателями «АиФ». А в этом году, уже к 75-летию Победы, при содействии ИРИ мы реализуем анимированный проект по ранее вышедшим детским дневникам той самой «Детской книги войны». И по первым результатам мы увидели, что анимированные детские рассказы нашли своих зрителей и к нашей традиционной аудитории прибавилось юное поколение жителей России.
,
,
Издательский бизнес отличается от других: здесь нельзя стремиться к росту продаж любой ценой. Во всяком случае, так считаем мы. Есть много совершенно некоммерческих аспектов — социальных, идеологических, этических. И если вы ими не пренебрегаете, то в конечном счете достигаете коммерческого успеха.
О доверии
РУСЛАН НОВИКОВ, генеральный директор ИД «Аргументы и факты»:
— Проверенные бренды СМИ — всегда несут ответственность за публикуемую информацию и не дают фейков.
В отличие от блогеров, которые часто выдают в эфир первое, что услышали, СМИ, дают проверенную информацию и несут за это ответственность. Мы опираемся на источники, следим за официальными данными, данными.
СМИ, как и власть, всегда под прицелом общественности. Когда у тебя много контента, тебя обвиняют в создании паники и истерии. Когда контента мало — наоборот, подозревают в замалчивании фактов. Профессиональные СМИ находятся в постоянном поиске «золотой середины». Наша задача — распространять достоверную и проверенную информацию.
Секрет доверия и любви к «АиФ» кажется простым. «АиФ» исторически, всегда, во все времена рядом с читателями, в ногу с их интересами, проблемами и радостями. И это не «красное словцо» и не «романтика». Это и самые эксклюзивные интервью в советское закрытое время, и борьба с произволом или неповоротливостью чиновников на местах в недавние времена, сейчас это самая актуальная аналитика, рекомендации и… в одном из недавних номеров мы даже выпустили выкройку «как дома сшить многоразовую маску из ткани». То, что наиболее важно для читателя сегодня, то, в чем ему нужны помощь, совет или даже подробная инструкция, он обязательно найдет в каждом свежем номере «АиФ». «Аргументы и факты» – бренд СМИ с наиболее высокой лояльностью аудитории. Нам удается держать баланс, не быть желтыми, таблоидными, развлекательными, при этом не быть сухими и занудными, не быть фамильярными, максимально уважать читателя и, главное, давать проверенную информацию, грамотно, качественно, интересно. Помимо крутой профессиональной редакции с нами всегда лучшие и самые авторитетные эксперты «от первого лица».
ЕВГЕНИЯ КВАСОВА, директор по маркетингу и продвижению:
— Мы регулярно проводим исследования о предпочтениях целевой аудитории и выборе источников информации. Данные исследований показывают, что люди, читающие газеты, также смотрят новостные и аналитические передачи на телевидении, слушают новости на радио, посещают новостные сайты. Как правило, в привычной жизни одного человека присутствуют несколько источников информации, и все они разнесены по времени — например, утренняя передача на телеканале за чашкой кофе, радиоэфир в автомобиле по дороге на работу, вечером или в выходные — чтение газеты и пр. Учитывая эти данные, мы подбираем блоки аналитических и новостных передач на тех телеканалах и радиостанциях, которые близки нашей целевой аудитории, и стараемся предложить им интересный контент для цитирования. Чтобы организовать такое сотрудничество, важен индивидуальный подход. Мы не предоставляем передачам о здоровье контент про политику, так как прекрасно понимаем, что они никогда не возьмут такие новости в эфир. Скорее мы предложим им эксклюзивное интервью с экспертом в области медицины.
Работа в этом направлении ведется уже более 5 лет, и мы видим значительные результаты. По данным исследовательской компании Mediascope (данные мониторинга цитируемости печатных изданий в СМИ по количеству упоминаний в радио- и ТВ-эфирах), в первом квартале 2020 года еженедельник «Аргументы и факты» занял 4-е место среди самых цитируемых газет на радио и телевидении. При этом среди еженедельных и реже выходящих изданий «АиФ» занимает первое место.
Цитирование эксклюзивных материалов нашего издания в других СМИ — это важный инструмент продвижения. Таким образом мы расширяем свой охват в несколько раз. Мы предоставляем информацию аудитории там, где ей удобно ее потреблять, не ограничиваясь только своей площадкой. И как результат видим, что к нам приходит новая аудитория. Да, мы понимаем, что не все «новые» читатели перейдут в разряд «постоянных», но здесь как раз важны и другие алгоритмы работы с аудиторией, направленные на увеличение лояльности и удержания аудитории.
ДЕНИС ХАЛАИМОВ, заместитель генерального директора по развитию цифрового направления и новым медиа:
— Мы анализируем поведение нашей аудитории, и это помогает лучше соответствовать ее ожиданиям и запросам — даже тем, что человек сам для себя еще не сформулировал. Собираем данные о том, как люди читают тексты: с каких устройств, где удерживают внимание, сколько процентов текста читают, как реагируют на подробности и схожие истории. Это дает понимание того, как верстать материалы и насколько наше представление об «идеальной структуре» совпадает с версией читателя. На данные, полученные в результате такого анализа, ориентировались и при подготовке редизайна. Принятые решения позволили на 20—23% увеличить качественные показатели (глубину и длительность просмотра).
Успешный газетный формат «вопрос—ответ» стал очень важным и для сайта aif.ru — команда постоянно анализирует поисковые тренды и статистику запросов, чтобы оперативно давать ответы на вопросы, которые возникают у аудитории. Мы научились предугадывать тренды — и ситуативные, и долгосрочные, — это хорошо сразу для всех. Наша постоянная аудитория знает, что мы быстро и понятно все объясним, а новые посетители задают вопрос поиску, приходят к нам за ответом и потом возвращаются — здесь главное зацепить читателя и дать ему причину прийти снова, отдав aif.ru приоритет среди прочих СМИ. К тому же у гигантов агрегаторов и рекомендательных систем доля поискового трафика сейчас — один из главных показателей качества сайта.
,
ЭТА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
,
Большое внимание уделяем и исследованию качества источников трафика — если видим, что оно падает, значит, партнер либо начинает увлекаться кликбейтом и обманывает читателя броскими заголовками, не соответствующими содержанию, либо пытается увеличить свою аудиторию за счет ботов, а потом отправить их к нам. С такими партнерами мы прощаемся — репутация и качество для нас важнее всего, а одноразовые клики совсем не интересуют.
РУСЛАН НОВИКОВ, генеральный директор ИД «Аргументы и факты»:
— Безусловно, мы следим за трендами и отмечаем, что тиражи плавно (в нашем случае, очень плавно, но тем не менее) сокращаются; аудитория, которая в принципе не безгранична, перераспределяется только среди сильных и авторитетных СМИ. А большинство сильных игроков паблишеров уже уверенно работают и продолжат существовать в модели, где диджитал замещает падение принта и даже позволяет расти; Но самое главное – это умение и готовность профессиональных редакций выпускать контент на любом носителе и в соответствии со спросом аудитории. При этом, принт сейчас — по-прежнему уникальный канал коммуникаций. По степени доверия, активности аудитории и ее качественной обратной связи.
Распространение
Олеся Коробко, заместитель генерального директора по производству и дистрибуции:
Поговорим о подписке. Сегодня в стране мы самое подписываемое печатное издание. Для нашего ИД подписка одно из важных направлений. В нашей стране до сих пор преобладает классическая модель подписки, хотя в последнее время в период пандемии особенно актуальна стала интернет и смс подписка, при которой читателю удобнее, можно не выходя из дома оформить подписку на любимое издание. И мы активно развиваем эти направления. Несмотря на то, что проблемы, связанные с подпиской, хорошо известны, это и высокие цены, и проблема с доставкой, и в период карантина они только увеличились, мы в тесном контакте с «Почтой России» доставляем наши издания в каждый дом. Нам важно донести информацию до людей, особенно в этот непростой период.
Для нас важна адресная работа с читателем, именно поэтому нам так дорога редакционная подписка, как способ общения с каждым подписчиком. Коммуникации с читателями у нас постоянные и персонифицированные. Это и ответы журналистов на вопросы читателей, и специальные проекты с читателями, прямые линии, и обязательно подписка в редакции. Наши издания всегда можно встретить на всех городских мероприятиях и фестивалях, там, где мы встречаемся с нашими читателями и подписчиками. Первый раз за много лет, мы не смогли провести подписку в редакции, и предложили своим читателям формат общения с обратной связью. Лучшие обозреватели газеты отвечали на вопросы читателей по телефону. Как и вы, мы надеемся, что благодаря усилиям врачей, вернется привычная жизнь. И тогда «АиФ» в следующую подписную кампанию сможет гостеприимно распахнуть свои двери для своих подписчиков. Наши читатели будут приходить к нам в гости, общаться с любимыми журналистам. Важно работать в команде, быть вдохновленным тем, что делаешь!
Что касается розницы — главного канала распространения печатного «АиФ». Еженедельник «Аргументы и факты» можно встретить в самых отдаленных и труднодоступных регионах, благодаря оптимальному размещению заказов на полиграфических предприятиях, обширной логистической сети и развитой системе распространения. «Аргументы и факты» присутствует на 99% точек страны, торгующих прессой, остальные это те точки, на которые на наш взгляд поставка нашего издания не несет экономической целесообразности. Конечно, карантин в период пандемии сильно «ударил» по рынку прессы и теперь издательская индустрия будет долго приходить в себя, прогнозы делать рано, но люди не перестанут читать. И мы не можем оставить читателя без аналитики и важной информации, поэтому, несмотря на сложности рынка, мы продолжаем развивать все каналы, в т. ч. онлайн-продажи и придумывать интересные решения по привлечению внимания читателей, такие как приклейка/вложение семян, информационных листовок, медицинских масок. Делать это вовремя, с максимальной пользой для читателя и радовать его встречным вниманием и заботой.
Регионы
РУСЛАН НОВИКОВ, генеральный директор ИД «Аргументы и факты»:
— В целом, структура всех региональных «АиФ», и Москва как регион не исключение, одинакова. Она соответствует кругу интересов любого читателя/пользователя, не важно, где он живет: Мир-страна-регион. В газете есть федеральная часть, которая отвечает повестке «мир-страна» и региональная вкладка. Людям всегда важно знать, что происходит «дома». И работа с местным читателем ведется по кругу интересов и проблем в конкретном регионе. И это тоже объясняет максимальную близость и лояльность «АиФ» и читателей в любой части страны.
ИНДИРА КОДЗАСОВА, заместитель главного редактора, директор департамента региональных редакций:
— Опросы, рейтинги, «волны», специальные, заказанные только для нас исследования — это инструменты обследования аудиторных запросов. Но мы не считаем, что они отменяют старое доброе. А именно — прямой контакт с аудиторией. Мы по-прежнему получаем мешки писем, наших корреспондентов во всей России и ждут, и любят, и… боятся. Потому что, раз схватившись за человека в беде, мы его не подводим. А как это происходит — уже задача редакций «АиФ» в России и за рубежом (а их более 80).
Но вообще любая наша редакция в регионе — сердцевина издания, не только по месту расположения издаваемого ею приложения, но и как центр наблюдения за жизнью в глубинке. Именно он передает сигнал в Москву — вот здесь у читателя «болит». Я думаю, в стране многое было бы лучше, если бы властные институты работали так же, как мы: вовремя передавали боль, а не скрывали до последнего, пока не рванет…
Но и наш передатчик работает исправно. Каждую неделю пишутся заметки и статьи под рубрикой «АиФ выступил, меры приняты». Только сегодня редактор «АиФ» в Перми рассказала, что наше дело о зарплате медиков полностью закрыто. Всем выплатили. И врачи, медсестры, санитарки (а именно они, самые бесстрашные, первыми обратились за помощью) звонят в редакцию с благодарностью. Вот так и завоевывается аудитория. Причем не имеет значения на какой платформе. Нас одинаково читают что на страницах, что на сайтах, что в соцсетях.
ФАТИМА ШЕУД ЖЕН, редактор «АиФ-Юг»:
— Каждого редактора «АиФ» в регионах, перед тем как утвердить в должности, тестируют на знание принципов работы газеты. Так вот, один из них звучит как «правило трех Н» — независимость, надежность, народность. И не дай бог ты отойдешь от них! Наверное, поэтому наша газета остается самой тиражной и читаемой. Но мало себя провозгласить. Важно, чтобы и читатели так считали. Доказательство их любви — простые и старые как мир письма, которые мы публикуем.
Однажды нам написал житель Крымского района Яков Матис: «Мне уже за 90, а ваш читатель я с 1978 года. Трудно было с деньгами, но всегда я выписывал любимую газету. В 1990 году переселился с женой в Германию…Четыре года назад вернулись на Кубань. И первым делом снова выписал «АиФ». И дальше вся непростая история жизни этого человека, пережившего ужасы войны, сталинские лагеря и его семьи. Вот выдержка из того письма:
«В 1949-м женился. Любовь была страстная и безраздельная. С полуслова и полувзгляда с супругой Валентиной друг друга понимали. В годы войны она тоже о Победе молилась. В 1944 г. в казахстанском городишке Чу ее семья также погибала от голода. Хлебные регионы оказались под врагом. Казахстан был в числе основных кормильцев. Вся продукция шла на фронт. Случился неурожай, стукнули заморозки, продуктовых запасов нет…
Валя старшая была, и отец ей сказал: «Если умру, останешься кормилицей. Иди на станцию, там поезда». Он ушел в степь. Сказал, что поищет черепах. Но черепах в округе давно съели. Пастухи нашли его мертвого. Так и не дожил до дня, когда бы смог поесть досыта. Тогда Валя с сестренкой Ниной пошли на станцию. Поезда не всегда останавливались, они бежали следом. Вдруг пассажиры выбросят арбузные корки или рыбьи головы? Бывало, выбрасывали. И тогда была радость, что смогут прожить еще один день…
Недавно Валя попросила вынести мусор. Хожу я с костылями, до баков добрался с трудом. А там… Я заплакал. Кто-то вывалил в мусор колбасу, еще обернутую пленкой, сыр, почти свежие булочки, яблоки. Пришел домой, жена испугалась: «Ты что, упал?» – «Нет, дорогая со мной все в порядке. Но вот с другими… Люди разучились ценить хлеб, благодарить Бога за то, что он нам дает его».
Конечно, мы это пронзительное письмо опубликовали. После него посыпались воспоминания и от остальных читателей. Сам Яков Аронович написал нам еще несколько — жизнь прожил долгую, многое повидал. Мы не раз печатали его письма.
А на одной из редакционных планерок задумались — как поддержать читательский интерес? И придумали несколько конкурсов:
1. «У нас так принято» — о национальных традициях.
2. «Люди и время» — читатели рассказывали о родственниках с интересными судьбами.
3. «Я здесь живу» — мы просили присылать письма с рассказами о местных легендах.
4. «Такое не придумаешь» — конк урс забавных историй.
А позже, по просьбам наших читателей, еще один — «Война глазами детей». Кстати, эта рубрика оказалась одной из самых популярных.
И вот уже несколько лет, почти в каждом номере «АиФ-ЮГ» выходит полоса читательского конкурса. Каждую неделю мы получаем десятки писем. Что может быть интересней человеческой судьбы! Ну и, конечно же, раз конкурс — полагается приз. В конце года подводим итоги, вручаем нашим читателям почетные дипломы и небольшие подарки.
ЕКАТЕРИНА ДЕРЕВЯШКИНА, редактор «АиФ-Липецк»:
— «Мы вас так ждали», — с этими словами нас обычно встречают читатели, которые приходят в «Народную приемную «АиФ-Липецк». Со многими из них мы общаемся заочно — через страницы газеты. Но когда есть возможность встретиться, поговорить лично — это другое: такого живого общения ничто не может заменить.
В «Народную приемную» люди приходят со своими проблемами и заботами, радостью и болью. Вот и пенсионер Николай Ситников пожаловался, что сосед строил дом и прихватил часть его участка. За землю он исправно платит лет двадцать. А документа, подтверждающего право собственности, нет: то ли потерялся, то ли и не было его. Мы связались с представителями местной администрации — те согласились дедушке помочь оформить нужные бумаги.
Многие обращаются в «Народную приемную» за помощью, советом или… просто выговориться. Помню, как пришла к нам со своей бедой и душевной болью пенсионерка Надежда Ивановна. Она живет в доме со взрослым сыном. Тот уже несколько лет беспробудно пьет, тащит из ее половины вещи, деньги. Однажды чуть дом не спалил. Хорошо, вовремя заметила – вызвала пожарных. Знает о проблемах семьи и участковый – он не раз разговаривал с непутевым отпрыском, пытался образумить. Но это не помогло. Выход тут, похоже, только один — разъехаться. «Как же я устала», — расплакалась пожилая женщина. От таких историй сжимается сердце. Но чем тут можно помочь? «А вот вы знаете, я с вами поговорила — и мне легче стало», — вдруг призналась Надежда Ивановна.
Проект в Липецке стартовал несколько лет назад. Но в других регионах он живет уже десятилетия и очень востребован. Впрочем, теперь я это и сама знаю.
Каждый месяц мы проводим «Народную приемную» в одной из библиотек Липецка (о чем заранее информируем читателей на страницах нашей газеты). Сначала мы думали, что посетителей будет немного. Ведь сейчас почти у каждого есть интернет, телефон, в конце концов, — в редакцию всегда можно позвонить, написать по обычной почте или электронной, и мы ответим. Но, как очень точно заметил один из читателей, это не совсем то — людям сегодня не хватает живого общения. Многие наши читатели приходят именно за ним. А мы готовы не только их выслушать и помочь в решении проблемных вопросов, но и даем возможность напрямую обратиться к юристам, представителям органов власти, депутатам. В обычные дни попасть к ним на прием бывает сложно — нужно предварительно записаться, отсидеть очередь. Не у всех на это есть время. Поэтому мы сами приглашаем в «Народную приемную» специалистов в разных областях. Течет крыша? Ответит эксперт по ЖКХ. Не доходят выплаты — соцзащита. Не правильно посчитали пенсию — ПФР. Встречи с читателями прошли уже во многих библиотеках города. Мы продолжим их проводить и дальше, потому что знаем, людям это необходимо. Как-то один из посетителей нашей «Народной приемной» спросил: «Жаловаться можно?», отвечаем – «Жаловаться нужно!»
ВИКТОРИЯ ШКАРОВСКАЯ, директор редакции «Аргументы и факты. Европа» (Висбаден, Германия):
— Читатели и их доверие — наш главный актив.
Нам в редакцию звонят и похвалить, и поругать, и пожаловаться на работу почты, и рассказать о себе. Или просто «А код Мурманска не подскажете?»
25 лет назад «АиФ» первым из российских изданий вышел на рынок европейской прессы. В апреле 1995 г. во Франкфурте-на-Майне был отпечатан стартовый зарубежный тираж, и 10 тыс. экземпляров еженедельника „Аргументы и факты“ поступили в немецкие киоски.
По воспоминаниям сотрудников и немецких дистрибуторов, которые стояли у истоков международного распространения «АиФ», макеты полос поначалу приходилось отправлять в Германию самолетами «Аэрофлота» — тогда почти никто в России еще не имел доступа к Интернету.
Сегодня география распространения европейского выпуска «АиФ» охватывает более 25 стран Европы, а по подписке газета отправляется из Германии читателям в разные уголки мира — от Гонконга до Антильских островов.
Наши читатели — не только соотечественники, временно или постоянно проживающие за рубежом, но и коренные европейцы, которые знают или изучают русский и интересуются событиями в России. «АиФ» выписывают городские и университетские библиотеки, различные организации стран Европы. Материалы из газеты часто включают в учебные пособия для студентов-славистов. Несколько лет назад по статье европейской редакции «АиФ» о судьбе россиянки, которая маленькой девочкой была угнана в трудовой лагерь в Германию, сдавали экзамен на аттестат зрелости школьники в немецких гимназиях… А совсем недавно мы получили письмо от нашего читателя — швейцарца, который был так впечатлен одним из материалов газеты, что перевел его на французский – для того, чтобы смогли прочитать жена и дети.
Подписным тиражом — от приема заявок и выставления счетов до еженедельной передачи данных для печати адресных ярлыков в типографию наша редакция занимается самостоятельно, а почта лишь выполняет услугу по доставке до адресата. Это дает уникальную возможность прямого контакта с читателями в постоянном режиме. Вплоть до того, что секретарь зачитывает кому-то по телефону ТВ-программу, если доставка газеты из-за праздников задержалась. Да-да, и в Европе газета периодически не доходит или доставляется с опозданием. Тираж отгружается почтовым службам из типографии. Но если подписчик не получил номер, редакция сама отправляет ему недостающий экземпляр в конверте.
Большинство читают нашу газету «от корки до корки». Мы это знаем точно. Даже подписи к фото и бегущую строку — и, бывает, высказывают нам претензии, если с чем-то в этих подписях не согласны.
Однажды наш корреспондент отправился по заданию редакции к постоянной читательнице из Франции. В семье хранятся комплекты «АиФ» начиная с «антикварного» N 34 за 1996 г. — первого номера, который они купили в киоске в Гренобле. Газеты не просто лежат в аккуратных коробочках (с годом выпуска), как в архиве: «Зароюсь — и перечитываю! Эта газета для меня — подруга и собеседница», — рассказала читательница.
В редакцию «АиФ Европа» нередко обращаются и из России – родственники наших солдат, погибших на чужой земле. После розысков в Германии, Румынии, Чехии мы смогли сообщить, где нашли последний приют их отцы или деды… Это долгая и кропотливая работа — изучение архивных документов, запросы в различные инстанции, ведь в большинстве случаев были перезахоронения… В Германии, например, мы разыскивали могилу лейтенанта Геннадия Муратова, погибшего при освобождении концлагеря Равенсбрюк: за неделю до Победы, за 100 км до Берлина, всего в 23 года его жизнь оборвалась… Найденное захоронение оказалось очень необычным: могила и памятник расположены… в палисаднике частного дома.
«Прошу, положите любой, хоть полевой, цветок к могиле моего отца, павшего в 45-м на австрийской земле», — написала нам жительница Северодвинска. «Скажите, что доченька Галинка помнит его…» Мы выполнили эту просьбу. С помощью добровольцев-поисковиков из Австрии удалось найти место захоронения. Возложили цветы у братской безымянной могилы №8 в седьмом ряду — от «доченьки Галинки» и от всех дочерей, сыновей, жен, матерей и внуков — всем тем, кто воевал и победил.
О добре и добрых делах
Наталия Андрущенко, руководитель пресс-центра «АиФ»:
Не секрет, что «АиФ» — самая читаемая газета страны. Мы научились исполнять желания наших читателей, благодаря их безграничной поддержке и доверию. И не только в борьбе с беззаконием и несправедливостью, что является обычным делом для любого издания.
Четыре года подряд главный Дед Мороз страны из Великого Устюга вместе с «АиФ» и телекомпанией НТВ привычно творит чудеса. Путешествуя по стране, он осуществляет мечты детей, в том числе – с особенностями развития и здоровья; ребят, оставшихся без попечения родителей, а также взрослых, которые верят в волшебство, несмотря на жизненные трудности.
Всероссийский волшебник едет по стране, встречается с детьми, заходит в социальные учреждения и останавливается в региональных редакциях «АиФ», где дает пресс- конференции. А финальная встреча с журналистами и самой пытливой аудиторией — детьми журналистов федеральных изданий, – всегда проходит на нашей площадке в Москве накануне Нового года. Сказочный герой держит отчет по реальной социально-значимой акции «Путешествие Деда Мороза».
Как-то участники подвели итоги чудесного проекта. И оказалось, что за это время зимний волшебник проехал 45 000 километров, посетил более 260 социальных учреждений и 220 семей, подарил 325 тонн подарков, успел обнять сотни детей и исполнил даже самые необычные желания.
Среди других детей, вместе с благотворительным фондом «АиФ. Доброе сердце» Дед Мороз поздравил и 8-летнюю Софию. У девочки редкий диагноз — буллезный эпидермолиз, София воспитывается в многодетной семье, где у нее 9 сестер и братьев, и скоро ожидалось пополнение. Дед Мороз приготовил подарки не только всем детям, но и маме. И даже угадал, о каком именно подарке мечтала маленькая София. На то он и Главный волшебник! И мы рядом с ним сами становимся чуть-чуть волшебниками, способными дарить радость нашим читателям.
Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце»
Полина Иванушкина, директор по развитию фонда, спецкорр «АиФ»:
Материалы благотворительного фонда «АиФ.Доброе сердце» появляются на страницах «АиФ» с периодичностью два раза в месяц уже 15 лет. Редакционная программа поддержки читателей силами читателей после трагедии в Беслане, когда материальную помощь пострадавшим многие россияне доверили именно журналистам АиФ, выросла в полномасштабный благотворительный фонд, учрежденный редакцией в 2005 году. К тому моменту свой фонд был еще только у одного СМИ — газеты «Коммерсант»: «Русфонд» также занимается адресной помощью людям с различными заболеваниями, при этом пути развития обеих организаций различны. Площадка «АиФ.Доброе сердце» — это не только важный элемент в диалоге издательского дома со своим читателем, но и уникальный кейс как в области медиа, так и в секторе НКО.
Фонд «АиФ. Доброе сердце» помогает взрослым и детям получить необходимую медицинскую помощь — и для этого ведет фандрайзинговую деятельность на страницах еженедельника и сайте АиФ, не только подавая нашим читателям социальную проблематику под углом «А что лично я могу сделать для того, чтобы изменить положение вещей», но и давая возможность реализации того запроса на личностные, ценностные изменения, который назрел и четко считывается в обществе: мы растим из потребителя контента — актора реального сектора, даем нашим читателям способ воплощения своих потребностей в деятельном участии в судьбах других, во взаимопомощи и осознанном бытии, рассказывая о том, где прямо сейчас нужна их помощь, ведя просветительскую работу о жизни российских НКО и делясь историями лидеров мнений, которые переживают личную переоценку ценностей, вовлекаются в благотворительность, делают новые осознанные выборы и задают планку принятия решений. #читаемпомогаем — с таким хештегом можно встретить материалы фонда в сети. «Игра в одни ворота», попытка удовлетворить сиюминутным читательским интересам в погоне за рейтингом — АиФ четко ощущает, что эти времена, период бездумного потребления контента, прошли — и настают времена смысла. Мы предлагаем свою повестку для человека, которому важно его место в мире и след в жизни, активного и сопереживающего, того, что готов не только читать — но и менять положение дел. И меняясь вместе в направлении лучшей версии себя, читатель выбирает того, с кем идет по пути этих изменений, снова и снова.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РУСЛАН НОВИКОВ, генеральный директор ИД «Аргументы и факты»:
— Тезис за тезисом мои коллеги и я, так или иначе, подчеркиваем, что основной приоритет для нас — это быть полезным, достоверным, интересным и качественным СМИ, а основная ценность — защита интересов аудитории. Мы, без преувеличения, постоянно на связи с читателями.
• Еженедельно (!) с 2011 года мы проводим внутреннее исследование контента каждого вышедшего номера. Созваниваясь с настоящими читателями и подробно выясняя мнения и оценки материалов этого номера.
• В большинстве регионов читатели несколько раз в год могли участвовать в работе общественных приемных «АиФ», когда в настоящем офлайн-режиме можно было встречаться с журналистами, с местными властями и очно задавать вопросы, решать проблемы и т.д.
• 4 раза в год мы выпускаем суперномера вопросов и ответов «АиФ», построенные целиком на вопросах читателей любому интересующему их человеку, от Президента РФ до артистов и спортсменов, которые отвечают на эти вопросы от первого лица.
Мы слушаем, слышим и реагируем словом и делом. Важно слышать, знать и делиться ими с теми, от кого зависит решение проблемы или ответ на вопрос. Превращать слова в дела. А мы мнения наших читателей знаем, слышим и не оставляем без внимания на 100% В «АиФ» об успешных и наиболее резонансных разрешившихся ситуациях обязательно рассказываем, это важно.
В «АиФ», как в федеральном, так и в региональных предприятиях, очень профессиональная команда и журналистский коллектив. Это очень ценно, когда в любых условиях и ситуациях слаженно, в едином порыве и на единые, общие цели направлена энергия и суперкомпетенции всех членов команды. Уверен, это чувствуется и в этом материале. Считаю этот аспект одним из важнейших в успешности нашего издательского дома.
Форс-мажорные обстоятельства, связанные с COVID-19, нарушили привычный порядок вещей, и на какое-то время цифровая реальность превратилась для многих людей из вторичной по отношению к физической реальности в основную, «первую». Но мы оказались готовы и к этому. Именно в это время спрос на достоверную информацию стал только кратно больше. Да, мы работаем удаленно, но читатели точно не почувствовали никакой разницы, исправно получая газеты и читая aif.ru.
К счастью, как мы и прогнозировали в начале пандемии, самоизоляция и ограничения не заняли столько времени, чтобы рынок принципиально изменился. Мы, конечно, будем должны возвращать позиции и уже возвращаем их. Печатная пресса как канал распространения и получения информации останется востребованным, потому что он «другой», повторюсь, уникальный. Пресса — способ провести свое личное время, погрузившись в чтение интересных материалов и аналитики. Это время ты всегда ждешь и предвкушаешь, это бесценно! Пресса — источник исключительно достоверной и качественной информации, подготовленной именно для тебя и по твоим интересам профессиональной редакцией. То, что наша аудитория это ценит, мы чувствуем и точно знаем.
,