Сегодня региональная новостная повестка присутствует во всех социальных сетях, но в некоторых регионах особая активность медиа и блогеров наблюдается в основном в Instagram. В свежем разборе ЖУРНАЛИСТ решил посмотреть, кто кого — официальный аккаунт Сергея Аксенова или крымские СМИ.

Экспансия новостной повестки в Instagram разнится от региона к региону и зависит прежде всего от пристрастий местного главы. Например, губернатор Ленинградской области — сам активный «инстаграмер» — рекомендовал органам муниципальной власти обзавестись прямыми каналами коммуникации с населением. Есть регионы, где местные журналисты даже обижаются за это на глав администраций — получается, что для разговора с населением больше не нужны профессиональные посредники. Чтобы не было обид, на наш взгляд, стоит присмотреться как к работе коллег в социальных сетях, так и к информационным стратегиям местной власти. Врага, так сказать, надо знать в лицо.

Глава Республики Крым Сергей Аксенов, во-первых, работает в блоге бесперебойно. Фотографии здесь представляют наименьший интерес, зато в подписях к ним всегда содержится важная информация, причем, как и положено блогерам, от первого лица: «Рад был вручить студенческие билеты абитуриентам, поступившим во Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова».

,

Фотографию разглядеть сложно, но подпись работает «за двоих»
Фотографию разглядеть сложно, но подпись работает «за двоих»

,

Согласитесь, читается намного лучше, чем «главой республики были вручены студенческие билеты…» Не в каждом посте, но там, где уместно, чиновник (ну, или его SMM-щик) добавляет эмоции: «В этом году День Государственного флага Российской Федерации отмечен уникальным событием, от которого в прямом смысле захватывает дух…» На месте безымянного специалиста мы бы даже написали: «Посмотрите, что творит Артем Сильченко! В День Государственного флага он прыгнул с 27-метровой вышки в Ялте».

Не каждый пост сопровождается длинным текстом, иногда это буквально телеграфное сообщение о самом важном. Мнения обычно представлены в видео, к которому дается краткая подпись. Есть и новостные видео, которые сопровождаются субтитрами, хорошо смонтированы и всегда сопровождаются хештегами — немудрено, что у них много просмотров.

При этом в аккаунте достаточно много однотипных портретов Сергея Аксенова и нет ни одного селфи. Визуально аккаунт выдержан в максимально официальном стиле, не радует динамикой и красивыми видами Крыма, хотя они, конечно, встречаются время от времени.

,

Визуальное единообразие часто превращается в однообразие
Визуальное единообразие часто превращается в однообразие

,

Наконец, посмотрим, насколько активно Instagram главы региона взаимодействует с подписчиками. Комментариев под новостями много, но ответов непосредственно от Сергея Аксенова мы не нашли. Все просто — на профильные вопросы отвечают непосредственно с аккаунтов соответствующих министерств. Вопли души и благодарности при этом без ответов, зато комментаторы вступают в диалог друг с другом, повышая общий уровень вовлеченности. Конечно, у СМИ в плане общения с подписчиками возможностей больше, ограничений меньше, но есть ли желание? Проверим на аккаунтах крымских медиа, что нравится местной аудитории.

Большое региональное издание «Крымская газета» не может похвастаться большим количеством подписчиков в Instagram. Несмотря на хорошее стилевое оформление аккаунта, просмотров мало, а комментариев почти нет. Дело в том, что новости написаны в газетной стилистике, а по отношению к общекрымской повестке для аудитории нет ничего нового, чего бы читатель не нашел в блоге главы региона.

,

Во-первых, это красиво, но не хватает «человечинки»
Во-первых, это красиво, но не хватает «человечинки»

,

Немного лучше обстоят дела у «Крымского журнала», который ориентирован на досуговую повестку. Ожидаемо хорошо аудитория реагирует на красивые виды и анонсы мероприятий (чего нельзя ожидать в официальном аккаунте главы региона), а тем более на розыгрыши билетов. Ведущий аккаунта общается с аудиторией, а она реагирует на мягкие «призывы к действию».

,

Редакция сделала ставку на видеоформаты и не прогадала
Редакция сделала ставку на видеоформаты и не прогадала

,

Информационное агентство «КрымИнформ» в Instagram пробует почти все форматы: вот новость об отставании от графика строительства дороги, вот анонс концерта Клавы Коки, вот советы путешественнику, вот реклама юридических услуг, а вот и просто летнее фото с неинформативной подписью. Редакция бьет по всем фронтам в надежде, что на каждый пост придет своя аудитория, хотя бы по хештегам. На общее количество подписчиков (более 43 тысяч) уровень вовлеченности получается минимальный и исчисляется в десятках и сотнях.

,

Просто лето, просто море, просто в любом крымском аккаунте
Просто лето, просто море, просто в любом крымском аккаунте

,

Чем занимаются гранды? Крымские РИА Новости работают по науке: заголовок новости ставят прямо на картинку, делают COVID-инфографику, делают поводом цитату и, кстати, публикуют прогноз погоды. В отличие от местных коллег, информационщики «с большой земли» отрабатывают и общероссийскую, и международную повестку, но менее сильны в локальных интересах и специфике. Не брезгуют коллеги и ЧП-тематикой, но здесь у них есть сильные конкуренты.

,

Работа «по науке», впрочем, не приносит больших просмотров
Работа «по науке», впрочем, не приносит больших просмотров

,

Криминальная повестка и прочие катастрофы обосновались в нескольких новостных ресурсах. Например, «ЧП Крым» стращает людей уже выбором цвета для оформления постов. Ведущие аккаунта используют больше портретов, включая Аксенова, больше всего просмотров собирают на видео, но почему-то делают их относительно редко. Несмотря на то что в целом для интернета ЧП-повестка — это неплохой сборщик трафика, в Instagram что-то пошло не так, да и заявления главы региона собирают больше комментариев в этом аккаунте, чем другие новости.

,

Тот случай, когда колбаса не нуждается в подписи
Тот случай, когда колбаса не нуждается в подписи

,

Куда же ходят за новостями жители Крыма в Instagram? Вот он, конкурент губернаторского аккаунта, — крымский проект украинской службы «Радио Свобода» под названием «Крым. Реалии». Здесь собрана вся оппозиционная повестка, которая зиждется исключительно на проблемах и… красивых видах Крыма. Аудитория, с одной стороны, взвинчена ростом цен и недовольными туристами, а с другой — успокоена прекрасной природой. Немудрено, что живут комментаторы за границей, то есть на Украине. Гипотеза о конкуренте разбилась о суровые крымские горы.

,

Не коронавирус, так кишечная палочка
Не коронавирус, так кишечная палочка

,

Ресурс «Информер» решил сделать ставку на контент, для которого и создавался Instagram, то есть на уникальные фотографии, о чем написано в шапке профиля. Но качество фотографий разочаровало не только ЖУРНАЛИСТ, но и аудиторию, которая слабо реагирует на публикации. Реакции приходят к постам, в которых информационный ресурс иронизирует над предвыборной рекламой кандидатов.

,

Иногда запись с видеорегистратора принесет больше внимания, чем любая политическая ирония
Иногда запись с видеорегистратора принесет больше внимания, чем любая политическая ирония

,

Наконец, может быть, телевидение окажется в социальной сети, наполовину заточенной под видео, успешнее? Телеканал «Крым24» вопреки ожиданиям сделал ставку на фото… и проиграл. Точнее, не на фото, а на информационные карточки, где изображение играет второстепенную роль, а иногда и вовсе вводит в заблуждение. Зачем-то новость о высокой летальности от COVID-19 в Севастополе проиллюстрирована памятником затопленным кораблям.

,

 Традиционно ковидные новости все равно собирают больше комментариев, чем обычные
Традиционно ковидные новости все равно собирают больше комментариев, чем обычные

,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА:

Собираясь на поле битвы в Instagram, обязательно загляните на официальные ресурсы местных чиновников и органов исполнительной власти, чтобы проинспектировать характер и качество сообщений, а также комментариев от аудитории. Действительно, уже ничего не поделать с тем, что ответы на свои вопросы люди привыкают получать непосредственно у ньюсмейкера на странице. В чем же тогда заключается задача новостного аккаунта локального медиа, если глава региона занял «поляну»?

Во-первых, официальная страница политика — это все же не новостной хаб, а доска почета и рупор власти. Глава региона не обязан раскрывать всю новостную повестку и комментировать каждый вопрос. И это играет на руку локальным медиа — «подбирая крохи» неотвеченных вопросов от читателей, развивая темы, которые собрали больше всего комментариев или просмотров, местное СМИ может облегчить себе задачу в поиске социально значимых тем.

Во-вторых, страницы чиновников почти не работают с нишевой тематикой. Не раз в наших обзорах мы советовали на площадках социальных сетей работать с узкими запросами локальной аудитории — досугом, спортом, детьми и подобными. Кроме советов туристам и криминала крымские аккаунты не используют этот формат повестки.

В-третьих, аудитория в Instagram «покупается» не на новости как таковые, а на их живую подачу. Не случайно аккаунт Аксенова ведется от первого лица, а в новостных сообщениях упоминаются его, пускай и простые, эмоции. Что не позволено «РИА Новости», то может стать преимуществом локальных СМИ. Пускай в прямые эфиры выходят журналисты. Пускай аудитория видит лица корреспондентов, которые добывают информацию и рассказывают о ней. Больше жизни, больше лиц — с блогерами будьте как блогеры.

Наконец, не надо забывать о возможностях продвижения. Ни на одной площадке мы не увидели классического «подогрева» аудитории в виде анонсов или проверки реакции после хорошо просмотренного ролика. Аудитория Instagram приходит уже не для комментариев, а для тестов, опросов, викторин, челленджей — все это придется делать в формате сторис.

Отвечая на вопрос, кто кого, придется признать победу официального аккаунта Сергея Аксенова по уровню вовлеченности. Но у местных СМИ гораздо больше шансов побороться со скучными портретами и новостями из первых уст, если они начнут мыслить в пространстве Instagram как простые пользователи этой сети.

,

Иллюстрация: shutterstock.com