«На архипелаге Земля Франца-Иосифа впервые комплексно исследовали моржей и белых медведей» 1
,
1. Заголовок длинный, но вовлекающий в текст. Купилась я наморжей и белых медведей, поскольку ждала любопытные факты про редких зверей с затерянного архипелага. Ина слово «впервые», которое обещало эксклюзив.
,
В Москве состоялась пресс-конференция (ошибочный инфоповод) участников экспедиции в Арктику, которая была организована специалистами ООО «Арктический Научный Центр» ПАО «НК «Роснефть» 2.
,
2. Лид перегружен подробностями второстепенного плана.
,
Экспедиция прошла 3 совместно с Институтом проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН и Центром морских исследований МГУ имени Ломоносова. Ученые исследовали животный мир 4Арктики в акваториях Карского и Баренцева морей, а также на архипелаге Земля Франца-Иосифа.
,
3. Меня как читателя мало волнует, с кем прошла экспедиция, мне интересно, КАК она проходила.
4. За скучным штампом «ученые исследовали животный мир» прячется целый ряд захватывающих историй, которые так и не рассказал автор материала.
,
Забота об окружающей среде — один из ключевых приоритетов деятельности НК «Роснефть». На протяжении восьми лет компания реализует проекты, направленные на сохранение и восстановление природных ресурсов, а также изучение представителей животного мира, которые являются важнейшими биоиндикаторами состояния окружающей среды. Компания реализует проект по сохранению биоразнообразия Арктики, который включает мониторинг и исследования ключевых видов животных: 5 белого медведя, моржа, белой чайки и дикого северного оленя.
,
5. Такое количество корпоративных штампов, по задумке автора, должно было сработать на имидж компании «Роснефть». Но на деле превратило текст из живого в мертвый. Обычную человеческую речь подменил казенный канцелярит, пользы от которого ни уму, ни сердцу.
,
Участники экспедиции рассказали журналистам об особенностях работы на Крайнем Севере и результатах своей деятельности. 6
Впервые практически единовременно были проведены комплексные исследования 7моржей и белых медведей на островах архипелага Земля Франца-Иосифа. Собранная информация поможет скорректировать данные о состоянии популяций краснокнижных животных в этом регионе. 8
,
6. Автор продолжает нанизывать штампы на нить повествования, а у читателя создается ощущение междусобойчика за закрытыми дверями. Участники экспедиции рассказали журналистам много интересного. Но мы об этом не узнаем из статьи.
7. Когда активный оборот вытесняется пассивным, вся фраза становится громоздкой и тяжеловесной.
8. Это могло быть самое интересное место в тексте, но, увы, никакой конкретики и неуместный эвфемизм о краснокнижных животных.
,
В рамках исследования 9 белого медведя были проведены 10 стационарные наблюдения за животными на суше и на воде. Ученым удалось собрать морфометрические данные (слишком заумно) шести особей (лишнее слово) медведей, а также произвести взвешивание медведей (слишком наукообразно), отбор проб крови, шерсти, биоматериалов, выявить закономерности распределения и поведения животных в безледовый период (слишком сложно и витиевато).
,
9. Устойчивый канцелярский оборот.
10. Страдательный залог обезличивает конструкцию.
,
В рамках исследования 11 моржа была обследована 12 большая часть известных залежек, а также обнаружена 13 одна новая на острове Джексона. На всех местах крупных скоплений животных удалось (кому и как?) отобрать пробы биопсии, что позволит провести (кому?) масштабный молекулярно-генетический анализ группировки атлантического моржа 14 архипелага Земля Франца-Иосифа.
,
11. Второй абзац подряд начинается с одного и того же оборота.
12. Однокоренные слова, скудная, однообразная лексика.
13. Снова страдательный залог.
14. Научный термин «группировка» можно заменить более понятным для массового СМИ словом, поскольку в обывательском языке слово «группировка» ассоциируется с отрядами бандитов из девяностых и вызывает комичные ассоциации.
,
Спутниковые передатчики были установлены на животных разных половозрастных групп 15. Всего было учтено более 3300 животных. Ранее считалось 16, что данная группировка 17не превышает 3000 особей.
,
15. Скучный и сложный протокольный язык.
16. Когда ранее? Почему так считалось?
17. Оборот из пресс-релиза МВД. И опять сплошные конструкции с глаголом «было», которые нивелируют динамику действия.
,
В ходе пресс-конференции состоялась также презентация 18 уникального атласа 19 «Российская Арктика. Пространство. Время. Ресурсы», выпущенного ПАО «НК «Роснефть» совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика». Атлас состоит из 15 тематических разделов и представляет собой собрание ценных научных данных по физической географии, экологии, истории исследований и экономическому потенциалу Арктической зоны Российской Федерации. 20
,
18. Затертая языковая конструкция, кочующая из пресс-релиза в пресс-релиз.
19. Усилитель оценки «уникальный» играет против продукта, о котором рассказывают. Мысль о том, что атлас уникальный, читатель должен родить сам, опираясь на детали и подробности.
,
Над созданием атласа несколько лет трудились более 140 авторов: исследователи, ученые, картографы и иллюстраторы. Среди них немало выдающихся ученых, таких как член-корреспондент РАН Сергей Добролюбов, член-корреспондент РАН Валерий Крюков, профессор МГУ имени Ломоносова Владимир Тикунов и многие другие. 21
,
20. Три строчки «общих слов», которые не дают ни малейшего представления об уникальности атласа. Как сказали бы коллеги-маркетологи: «текст не продал товар».
21. И снова беспросветный официоз…
,
Главная цель атласа — дать широкому кругу читателей всеобъемлющее представление об Арктике, ее значимости для развития экономики страны и сохранения баланса глобальной экосистемы. Атлас будет полезным пособием для специалистов различных отраслей, ученых, экономистов, а также энтузиастов, увлеченных Севером. 22
,
22. Такая важная тема и так уныло, серо, убого подана. Человек это писал или компьютер, в который загрузили стандартный набор газетных штампов для «классического» пресс-релиза?
,
Этот текст резко отличается от остальных материалов газеты — интересных и живых. Он не отмечен как партнерский или рекламный, но наводит на мысль, что попал в газету «по разнарядке» или «по дружбе».
Что выдает в этом тексте не журналистский материал, а смесь пресс-релиза с отчетом о корпоративном мероприятии? В первую очередь лид. Такие лиды я обычно показываю студентам, чтобы уберечь их от двух критических ошибок. Во-первых, факт состоявшейся пресс-конференции не может быть инфоповодом! Пресс-конференция — часть рабочего процесса журналиста. Внутреннее цеховое мероприятие, на котором он встречается с экспертами в узкой сфере и находит в ходе общения с ними интересный инфоповод. Вот его и нужно выносить в лид. Например, «популяция белых медведей на Русском Севере увеличилась, несмотря на таяние ледников». Во-вторых, долгое перечисление компаний, которые организовали мероприятие, убивает динамику материала.
Если из текста убрать все штампы, мы получим скромную новость на тысячу знаков. Полагаю, что пресс-службу компании не устроил бы такой скромный «выхлоп» с пресс-конференции. Поэтому мы имеем интересный, живой заголовок и скучный, мертвый текст, который невозможно дочитать до конца по доброй воле.
,