Год с забавным, как нам казалось еще в прошлом декабре, дублем 20-20, наконец закончился. Мы надолго его запомним! Столько бед, проблем, болезней, потерь, разочарований и прочего негатива собрать в одном флаконе удается не каждому високосному году. И даже затертая фраза эффективных менеджеров о том, что «кризис — время вызовов и возможностей», не всегда бодрила…

Поначалу мы просто сбавили темп, снизили обороты, стали больше думать, листая ленту Facebook и видосики в TikTok. Но в итоге у многих снизилась мотивация в отсутствие редакционных баталий, перестало хватать воздуха без курилки, а главное — стало недоставать всяких завиральных идей и планов на будущее, этой неотъемлемой части творческого процесса. Горизонт планирования уперся в завтрашний день… В 2020 году главным «трендом» оказалась растерянность. Никто не знал, что делать сегодня и чего ждать от следующего дня.

Переход на удаленку сильно поменял и привычки аудитории. Люди стали больше времени проводить перед экранами, активнее читать новости и более осознанно относиться к информации. Пока неясно, вернется ли медиапотребление к своим обычным сценариям, но уже понятно, что Редакция Будущего должна уметь, прежде всего, быстро адаптироваться к переменам, справляться с кризисом и импровизировать, поддерживать корпоративную культуру и внедрять инновации. И, как это ни странно, в году под номером 2020 у многих это уже получилось. Хотя и не сразу.

С коммерческой точки зрения пандемия COVID-19 стала настоящей катастрофой для медиаиндустрии. Впервые за долгий период практически ни один тип медиа не показал прироста в деньгах. Даже интернет, который на сегодняшний день занимает больше 50% рынка и всегда рос быстрее других сегментов, остановился и замер.

Год с забавным, как нам казалось еще в прошлом декабре, дублем 20-20, наконец закончился. Мы надолго его запомним! Столько бед, проблем, болезней, потерь, разочарований и прочего негатива собрать в одном флаконе удается не каждому високосному году. И даже затертая фраза эффективных менеджеров о том, что «кризис — время вызовов и возможностей», не всегда бодрила…

Поначалу мы просто сбавили темп, снизили обороты, стали больше думать, листая ленту Facebook и видосики в TikTok. Но в итоге у многих снизилась мотивация в отсутствие редакционных баталий, перестало хватать воздуха без курилки, а главное — стало недоставать всяких завиральных идей и планов на будущее, этой неотъемлемой части творческого процесса. Горизонт планирования уперся в завтрашний день… В 2020 году главным «трендом» оказалась растерянность. Никто не знал, что делать сегодня и чего ждать от следующего дня.

Переход на удаленку сильно поменял и привычки аудитории. Люди стали больше времени проводить перед экранами, активнее читать новости и более осознанно относиться к информации. Пока неясно, вернется ли медиапотребление к своим обычным сценариям, но уже понятно, что Редакция Будущего должна уметь, прежде всего, быстро адаптироваться к переменам, справляться с кризисом и импровизировать, поддерживать корпоративную культуру и внедрять инновации. И, как это ни странно, в году под номером 2020 у многих это уже получилось. Хотя и не сразу.

С коммерческой точки зрения пандемия COVID-19 стала настоящей катастрофой для медиаиндустрии. Впервые за долгий период практически ни один тип медиа не показал прироста в деньгах. Даже интернет, который на сегодняшний день занимает больше 50% рынка и всегда рос быстрее других сегментов, остановился и замер.

Да, после долгих дебатов правительство все же решило включить СМИ в список отраслей экономики, наиболее пострадавших от коронавируса. Различными мерами поддержки смогли воспользоваться около 30 тысяч СМИ, из них 15 тысяч печатных изданий, 9 тысяч телевещателей, 7,5 тысячи сетевых СМИ и информагентств и около 1 тысячи полиграфических предприятий. Но многие так и не смогли воспользоваться предоставленной государством помощью. Одни не прошли по типам ОКВЭД, другие имели организационно-правовую форму, не указанную в постановлении (например, АНО, МУП, ГУП), в третьих был сокращен штат или имелась задолженность по налогам выше 3000 рублей.

Как всегда, подставила плечо расформированная в конце года Роспечать. На поддержку 1409 проектов в 810 печатных СМИ из 71 субъекта РФ было направлено 526,1 млн рублей. Причем 713 из них — региональные издания. Они получили 438,4 млн рублей на реализацию 1271 проекта по приоритетным направлениям государственной политики, вышло в среднем по 680 тысяч на издание.

,

У МНОГИХ СНИЗИЛАСЬ МОТИВАЦИЯ В ОТСУТСТВИЕ РЕДАКЦИОННЫХ БАТАЛИЙ, НЕ ХВАТАЛО ВОЗДУХА БЕЗ КУРИЛКИ, А ГЛАВНОЕ — СТАЛО НЕДОСТАВАТЬ ВСЯКИХ ЗАВИРАЛЬНЫХ ИДЕЙ И ПЛАНОВ НА БУДУЩЕЕ

,

Но и сами издатели не спешили признавать поражение и активно пытались расширить аудиторию, обращаясь к ней напрямую с помощью специально подобранного контента и новых редакционных форматов. Поэтому темпы снижения читательской аудитории в прессе были ниже падения ее доходов.

Так, аудитория проектов издательского дома «Комсомольская правда» за время пандемии увеличилась на 25%. Суточная посещаемость сайта kp.ru, интерфейс которого в этом году удалось обновить, поднялась за год на 23% (в марте-апреле 2020 года по сравнению с весной 2019 года рост составил 94%). Выросла и аудитория сообществ в соцсетях: число подписчиков за год увеличилось на 36%. Освоили поляну в TikTok для проведения прямых эфиров.

Журнал Psychologies пытался в первое время встроиться в широкую информационную коронавирусную повестку. Но вскоре редакция обратила внимание на то, что люди стали уставать от этих тем и даже убегать от них. Поэтому быстро переориентировались и вернулись к традиционным форматам и контенту.

Но это диджитал-мир. А в мире физическом, в реальной дистрибуции, было все очень непросто: киоски долго стояли закрытыми, а когда открылись — тоже не испытали радости, люди стали отвыкать от покупок офлайн, к тому же удаленка сильно снизила трафик. Меньше всего в тиражах потеряли развлекательные СМИ и издания о саде и даче. Видимо, сказался перебор негативных новостей, хотелось на свежий воздух, и дачный сезон начался уже в марте.

,

МЕНЬШЕ ВСЕГО В ТИРАЖАХ ПОТЕРЯЛИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ СМИ И ИЗДАНИЯ О САДЕ И ДАЧЕ. ВИДИМО, СКАЗАЛСЯ ПЕРЕБОР НЕГАТИВНЫХ НОВОСТЕЙ, ХОТЕЛОСЬ НА СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, И ДАЧНЫЙ СЕЗОН НАЧАЛСЯ УЖЕ В МАРТЕ

,

Но такие зигзаги судьбы пережить суждено не всем. Как заметил владелец журнала «Вокруг света» Сергей Васильев, объясняя свое решение о прекращении выпуска печатного издания в 2021 году (в год 160-летия), «печатные СМИ в сегодняшнем мире могут выжить только в большой стае».

О том, как жилось в прошлом году подобной стае, региональному холдингу «Периодика Ставрополья», говорит генеральный директор издательского дома АЛЛА АБАСТОВА:

— В 2020 году мы не приостанавливали свою деятельность ни на один день. Решением губернатора Ставропольского края печатные СМИ вошли в список товаров первой необходимости, поэтому с 20 марта по 1 мая коллективы изданий учреждения — 26 районных газет Ставропольского края — были переведены на частично дистанционную работу, но выпуск СМИ производили. В период самоизоляции — апрель-май редакции работали в режиме закрытых дверей, не принимали посетителей, соответственно, и рекламодателей. Вся работа с рекламой и приемом объявлений велась дистанционно — через электронную почту и по телефону, насколько это было возможно. В итоге во 2-м квартале доход от рекламы составил 30% от планируемых (в сравнении с 2-м кварталом 2019 года).

Доходы от рекламы за 2-й и 3-й кварталы 2020 года сократились на 45 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако нам удалось удержать уровень заработной платы, не сокращая штат, более того, сохранив 100-процентную численность работников за счет увеличения объема оказанных типографских услуг. Вот когда учреждению пригодилась пусть и не самая современная, но собственная типография.

Тираж районных газет во втором полугодии уменьшился на 5 процентов (3% — почтовый, 2% — альтернативные способы доставки и подписки, а это практически весь тираж, который идет в розницу). Подписка на первое полугодие 2021 года просела еще на 5—7%.

Но удалось нарастить аудиторию в сети. С первой самоизоляционной недели все редакции увеличили активность работы в социальных сетях. Необходимо было в режиме реального времени информировать население о введенных мерах ограничения, профилактики, урегулировании вопросов жизнеобеспечения в данный период времени. И чтобы наша лента не была слишком однообразной и напоминающей сводки с фронта, 30 марта мы запустили марафон «Выходные дома» с развлекательным контентом. От 4 до 6 постов публиковалось ежедневно. Журналисты обратились к аудитории с вопросом, как люди проводят выходные дома, и подготовили для аудитории мастер-классы профессиональных психологов, диетологов, педагогов, которые давали советы. Общий посыл подготовленных постов — как оставаться дома в режиме самоизоляции в ресурсном состоянии, как успокоить родных, чем занять детей и т. д.

Марафон длился ровно месяц — с 30 марта по 30 апреля. К созданию контента были привлечены 3 диетолога, 14 тренеров, 8 психологов, 3 косметолога, 3 преподавателя — танцев, вокала, музыки; использованы материалы 123 человек, которые прислали 120 видео и 16 фото.

За весь период работы проекта «#Выходныедома», по данным Медиалогии, было опубликовано 7521 сообщение; аудитория — 739 тысяч человек; вовлеченность — 85 419 человек.

Период пандемии окончательно перевел читающую аудиторию в интернет, в соцсети. Даже пожилые люди теперь используют гаджеты для получения оперативной информации. Кроме того, малый бизнес, а это основной рекламодатель местных СМИ, тоже ушел работать через аккаунты в соцсетях и теперь продвигает свой продукт самостоятельно.

В связи с этим невольно задаешься вопросом: нужно ли сохранить печатные СМИ? На мой взгляд, это просто необходимо. И именно пандемия должна убедить в этом власти.Меня, как издателя, как редактора газеты (а печатная версия СМИ по-прежнему кормит редакции, интернет очень сложно монетизировать локальным СМИ), не может не огорчать падение печатных тиражей. Становится очевидным, что сейчас, как никогда ранее, печатные СМИ нуждаются в господдержке, а именно в субсидировании подписной почтовой цены. Ведь печатные локальные СМИ остаются основой, скрепой между населением и властью в непростых жизненных ситуациях, наполняют инфополе достоверной информацией, являясь фундаментом медиапространства без фейков.

 

Как пережил 2020 год другой холдинг, столичный, в котором есть и отраслевые СМИ, и детские, и цифровые медиапродукты, рассказывает генеральный директор издательства «Открытые системы» ГАЛИНА ГЕРАСИНА:

— Прошедший год стал для нас годом активного поиска и реализаций новых идей, решений, форматов и направлений. Многие проекты и планы пришлось в значительной мере пересмотреть. Сделав ставку на интенсивное развитие цифровых форматов своих издательских проектов (их фундамент был заложен в предыдущие годы), мы добились хороших результатов.

Особенно это коснулось программы мероприятий для ИТ-профессионалов. Все форумы и конференции в 2020 году прошли в гибридном формате, офлайн плюс онлайн. Как результат, мы не только сохранили важное направление, но и предложили новые востребованные сервисы участникам и партнерам мероприятий.

Количество посещений портала «Лечащий врач» выросло вдвое; в ноябре он вошел в топ-100 мирового рейтинга медицинских сайтов.

 

,

НАДО ПРОСТО УМЫТЬ ЛИЦО ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ И ЗАСЕСТЬ ЗА СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2021 ГОД. СОГЛАСИТЕСЬ, РАЗРАБОТКА НОВОЙ СТРАТЕГИИ — ЭТО ОСВОБОЖДАЮЩИЙ И ОСВЕЖАЮЩИЙ ПРОЦЕСС!

,

Журнал Publish организовал цикл онлайн-конференций с лидерами отрасли, посвященный цифровым технологиям и решениям, новым направлениям и моделям бизнеса.

В рамках проекта «Журналы — школьным и детсадовским библиотекам» мы предоставили библиотекам доступ к цифровым архивам «Классного журнала» и «ПониМашки». Этой возможностью уже воспользовались 1,5 тыс. библиотек, с которыми мы теперь находимся на постоянной связи, и их число продолжает расти.

Создан мультипликационный сериал про главную героиню журнала для малышей ПониМашку. Первые 4 серии набрали более 2000000 просмотров в YouTube, транслируются в главных онлайн-кинотеатрах. Для развития проекта создана анимационная студия «Пониматика», которая вошла в состав Ассоциации анимационного кино России. Участвовали в фестивалях «Суздальфест» и «Лучезарный ангел».

Победив в конкурсе Института развития интернета, в рамках реализации федерального проекта «Цифровая культура», наши журналисты реализовали проект «DobroData. Данные на службе добра», посвященный социально значимым цифровым проектам в медицине, образовании, благотворительности, социальной сфере и волонтерском движении.

И, конечно, большой поддержкой стало решение правительства об уменьшении социальных налогов для малого бизнеса.

Самым главным нашим итогом стало то, что нам удалось удержать трудовой коллектив и не закрыть ни одного проекта, хоть это было и непросто. Ведь состояние печатной розницы было максимально тяжелым.

Для сохранения печатной периодики требуется принципиально иного уровня программа поддержки и развития подписки и сервисов доставки изданий. Главное — нынешний сервис от «Почты России» продолжает дискредитировать саму идею подписки с точки зрения цены, сроков, надежности и качества доставки. При том что опыт пандемии продемонстрировал широким слоям потребителей, насколько классным может быть сервис онлайн-подписки, если должным образом подойти к делу.

Отношение к делу вообще определяет все. Каждый из нас это знает и чувствует. Поэтому надо просто умыть лицо холодной водой и засесть за стратегический план на 2021 год. Согласитесь, разработка новой стратегии — это освобождающий и освежающий процесс!

Да, все мы надеемся, что 2021 год не будет таким же сумасшедшим, как 2020-й, но ведь он все равно будет полон неопределенности. Мир уже не будет прежним))). Поэтому будем закладывать как можно больше вариативности в нашу стратегию. Это позволит нам быть гибкими и не бояться экспериментов. Ведь только такие СМИ интересны новому постковидному читателю!

,

Иллюстрация: shutterstock.com