Авторитетная международная организация «Артикль 19» (статья 19 Всеобщей декларации прав человека утверждает право на свободу выражения мнений и свободное распространение информации) подготовила очередной глобальный обзор состояния свободы выражения мнений и свободы слова в мире. Основной вывод: 51% населения планеты живет в ситуации «кризиса» в данной области, это худший показатель за последние 20 лет.
Хуже всего, согласно результатам доклада, дело обстоит в странах с большим населением: Китае, Индии, Турции, России, Бангладеш. В США и Танзании также отмечен резкий спад свободы выражения мнений. Ухудшение ситуации наблюдается практически во всем мире в последние 10 лет, правовые угрозы в отношении независимых голосов вызывали тревогу все эти годы, однако в 2019-м ограничения достигли штормового уровня в связи с реакцией на прокатившиеся по многим странам протесты, блокировкой интернет-ресурсов и ростом преследований журналистов и правозащитников.
,
,
По сравнению с предыдущим годом протестная активность выросла более чем вполовину, публичные акции прошли в 71% стран мира, агрессия по отношению к протестующим и журналистам выросла на 106%, во многих странах применялись исключительно жестокие методы. 2020 год 250 журналистов встретили за решеткой, из них 98% — у себя на родине. Большинство — в Китае, Турции, Саудовской Аравии, Египте, Эритрее, Вьетнаме и Иране. Белорусский материал 2020 года не вошел в исследование. Были убиты 57 журналистов, большинство виновных не понесли наказания.
Уровень безнаказанности преступлений в отношении журналистов вырос на 90%. Блокировки интернета исчисляются сотнями случаев. Эти тенденции продолжились в 2020-м, трендом 2020 года стало распространение дезинформации онлайн и офлайн.
,
,
Пандемия во многом определила характер законотворческой деятельности многих стран, во главу угла были поставлены безопасность и выполнение условий, необходимых для преодоления вируса. Ограничительные законы и меры временного характера были приняты во многих странах мира, в том числе усилена борьба с фейками, усилен контроль, частично ограничены гражданские права. Вызванный пандемией экономический кризис отрасли ухудшил положение журналистов, особенно фрилансеров.
Профессиональные организации забили тревогу еще весной: временные ограничения, по их мнению, могли остаться надолго, и власти могут попытаться ограничить права граждан и общества на свободу информации и неприкосновенность частной жизни. Европейская и Международная федерации журналистов регулярно публиковали данные мониторинга ситуации, поддерживали усилия национальных профсоюзов и ассоциаций в защиту прав на свободу слова и независимую информацию, призвали международное сообщество и ЕС принять специальные документы по защите журналистов и свободы слова. Главный аргумент профессиональных организаций: согласно международному праву, во всех спорных случаях, в том числе в случае конфликта права общества знать правду и права государственных и ведомственных интересов защищать свои позиции, признается приоритет общественного интереса. Это зафиксировано во всех документах и хартиях, этических кодексах и законодательстве. Время пандемии обострило этот конфликт.
,
,
Конкретный пример — закон Франции, допускающий сокрытие данных о полицейских, разгоняющих протестные акции (очень похожий на наш, принятый в декабре Госдумой), противоречащий ряду других законодательных актов и последнему решению ЕС о защите прав журналистов.
Происходящее комментирует генеральный секретарь ЕФЖ Рикардо Гутьеррес.
НОВЫЙ ЗАКОН ВОЗВРАЩАЕТ ЦЕНЗУРУ
Общественный интерес требует отмены ведомственных ограничений
РИКАРДО ГУТЬЕРРЕС, генеральный секретарь ЕФЖ:
9 декабря Франция в числе других стран-членов ЮНЕСКО присоединилась к Гаагской декларации, утверждающей дополнительные меры по обеспечению безопасности журналистов. В те же самые дни партия президентского большинства во Франции обсуждала закон о глобальной безопасности, один из наиболее репрессивных в Европе с точки зрения отношений прессы и полиции.
Проект закона был поддержан правой и ультраправой оппозицией, он предусматривал также внесение поправок в закон о свободе печати (от 29 июля 1881 года) и вводил новые наказания: лишение свободы сроком на один год и штраф в размере 45 тысяч евро за распространение «любыми средствами на любом носителе» изображения лица или любого другого элемента, позволяющего идентифицировать полицейского или жандарма, которые исполняют свои обязанности с предполагаемой целью нанесения ущерба его физической или психологической неприкосновенности. На практике эти законодательные инициативы позволят задержать любого журналиста, который ведет прямой эфир или фотографирует полицейскую операцию, проходящую в общественном пространстве, помещать его под стражу и отправлять в суд. Французские журналистские союзы (их три), с которыми авторы проекта его не обсуждали, создали координационную группу, в которую также вошли представители «Международной амнистии», Французской лиги прав человека. Группа требует удаления из текста наиболее противоречивых статей. Каждую субботу в стране проходят демонстрации против закона, свидетельствующие о мобилизации граждан. Цель протестов, в которых принимают участие не только журналисты, — защитить право французов на доступ к информации. Запрет журналистам выполнять их миссию в тот момент, когда обстановка в ходе демонстрации накаляется, противоречит духу свободы слова, это типичная практика тоталитарных режимов.
,
,
В конце 2020 года был опубликован также проект политики национальной безопасности министра внутренних дел Жеральда Дарманина. В нем содержатся новые инструкции для жандармов и полиции: в частности, как только полицией отдан приказ разойтись, журналисты должны покинуть место демонстрации. Предполагается также, чтобы полиция различала «настоящих» и «ложных» журналистов, «настоящим» разрешается носить защитное снаряжение — противогазы, каски, наколенники. Это требование противоречит трудовому кодексу.
В ежегодном докладе платформе Совета Европы по защите журналистов Франция в 2020 году заняла одно из первых мест среди «стран, требующих пристального наблюдения» наравне с Венгрией, Россией и Турцией. Причина — полицейский произвол. В демократических государствах принято решать подобные проблемы путем переговоров. Так поступили в Нидерландах в 2018 году. В Германии Европейский центр свободы прессы в партнерстве с ЕФЖ и европейской конфедерацией профсоюзов разработал Кодекс отношений полиции и прессы. Франция не должна игнорировать такую практику.
,