Что должен уметь современный журналист

Уметь все и сразу или разбираться только в своей нише? Смахивать пыль с диплома журфака или яростно доказывать, что высшее образование уже никому не нужно? Ничем не отличаться от блогера или подчеркивать свою исключительность? Меняют ли суть профессии новые технологии? Вот что думают по этому поводу некоторые российские журналисты

 

Никита Могутин, основатель проекта Baza

Современный журналист не должен быть журналистом — во всяком случае, в России. Во всяком случае, если он хочет жить интересно и быть интересным — хотя бы для других, если не для себя.

Современному журналисту стать бы блогером, снимать бы видео, писать бы в свой канал или паблик, быть субъективным в ущерб объективности, но привлекательным, быть обычным человеком, который просто хочет рассказывать интересные истории другим людям.

Но современный российский журналист, к сожалению, отчаянно хочет быть великим и важным. Он хочет нести высшую мысль в массы, писать великие тексты и наказывать страшных злодеев и мошенников. Современный журналист мечтает о пылающем пере, первых полосах в самых знаменитых мировых изданиях. Это, конечно, важно и нужно, да и вообще, журналистика — это фабрика утоления собственного тщеславия. Узнать первым то, чего не знает никто, чтобы все обратили на тебя внимание. Но было бы на что обращать. Как говорится, а разговоров-то было.

Современному журналисту, если он хочет выжить как вид, стоит задуматься о том, кому и зачем он нужен. И если он — вот именно он — не найдет ответа на этот вопрос, значит, он уже вымер.

И сам этого не заметил.

 

Александр Поливанов, медиадиректор Sports.ru

Одно из самых важных качеств журналиста, о котором часто забывают, — умение критически относиться к источникам, не доверять им, перепроверять информацию, полученную даже из первых рук. В мире, где цикл производства журналистских материалов постоянно сокращается, а ритм работы увеличивается, фактчекинг, критическое мышление, сопоставление разных позиций особенно ценны.

Не думаю, что журналист должен быть универсальным. Не очень верю в то, что тот, кто хорошо пишет, умеет еще и отлично фотографировать, а тот, кто умеет редактировать, может написать даже простенький код, необходимый для визуализации данных. Конечно, журналисту полезно интересоваться тем, как устроены разные типы его профессии, но одинаково хорошо разбираться во всем — это утопия.

 

Олеся Носова, шеф-редактор сайта «Комсомольской правды»

Сейчас самое главное в журналистах — их экспертность и скорость владения инструментами. Что значит экспертность? Достаточно долгое время в университетах учат тому, что журналист — вечный дилетант, человек, который ничего ни про что не знает. Но времена коренным образом изменились. Безусловно, подача материала в большинстве случаев должна быть настолько простой, чтобы и дилетант понял. Но журналист уже должен быть экспертом в области, о которой пишет или снимает. Из-за того, что сейчас у любого человека есть собственная площадка в соцсетях, приходится конкурировать с настоящими экспертами по очень многим темам. Чтобы этот бой не проиграть, приходится копать глубже.

К тому же важна скорость владения инструментами. Просто писать недостаточно, нужно владеть сторителлингом, знать способы подачи видеоматериалов, понимать, как иллюстрировать текст и трансформировать его для распространения по разным каналам. Мало того, что успешному журналисту нужно все это уметь, он должен еще и делать это быстро. Конкуренция в информационном пространстве сейчас настолько велика, что журналисту надо быть первым.

 

Всеволод Пуля, главный редактор Russia Beyond

«Современный журналист должен не только уметь хорошо писать, делать фотографии и снимать видео, но и знать основы программирования, веб-дизайна, понимать в ядерной физике и немного фехтовать», — наверное, так я бы ответил на вопрос о том, кто такой современный журналист, еще 10 лет назад.

Но, похоже, все новые технологические навыки не особо помогают в эволюции именно журналистского ремесла. Может быть, даже мешают. Ну вот сколько прекрасных людей научились монтировать видео, программировать и управлять дроном за последнее время, а количество хороших журналистов, как в крылатом афоризме, — кажется, величина постоянная.

Качество журналистской работы по-прежнему определяется умением найти историю, разработать героев, структурировать повествование и удачно все это упаковать. Причем неважно, пишете вы тексты, снимаете тиктоки или документалки для YouTube.

 

Максим Курников, заместитель главного редактора «Эха Москвы»

Мне кажется, что технологии меняют жизнь, а значит, и профессию, но, честно говоря, мне не приходило в голову пытаться думать об этом с негативной точки зрения. Просто понимаю: меняет, надо меняться, учиться, использовать новые возможности.

 

Наталья Костарнова, корреспондент «Коммерсанта»

Если отталкиваться от того, что суть профессии — добывать, обрабатывать и распространять информацию, то технологии ее, безусловно, не меняют. Зато очень, на мой взгляд, облегчают процесс: трансляции мероприятий в интернете, возможность работать из любой точки. Плюс появились новые возможности. Например, data-журналисты обрабатывают огромные базы данных и пишут на основе этого отличные расследования.

 

Дмитрий Урбанович, политический обозреватель, администратор сайта «Беловка» Оренбург

Сама суть, т.е. поиск, осмысление, обработка и подача интересной и важной для общества информации, естественно, не меняется. Как не меняется суть любой магистральной профессии: строителя, учителя, хлебороба, врача, работника сферы услуг и т.д. Меняется форма и ее наполнение, механизмы и способы, при помощи которых журналист «погружается в жизнь»: эволюционировали от чернильницы до айфона.

Поток информации разлился до океана и замочил ноги всей читающей публике. Он уничтожил многословие, точнее — лишнесловие за ненадобностью. Просвещенные или, по крайней мере, считающие себя таковыми нынче все. Нужда в нагромождении деталей пропала, чистота жанров растворилась в многомерности окружающего мира. И, как ни странно, это во многом справедливо. Но соотношение между настоящими журналистами и самой разноназываемой массой остальных как примерно 1:10 определилось и устоялось — надолго, если не навсегда.

 

Оксана Маклакова, E1.ru (Екатеринбург)

С развитием технологий меняется только форма подачи контента. Поэтому журналист должен одинаково хорошо разбираться и с текстами, и с соцсетями. С точки зрения ремесла современный журналист обладает разными техническими навыками, но это все про мультимедиа, в общем-то. А с точки зрения сбора и обработки информации здесь все остается незыблемым. Когда каждый сам себе медиа, вдвойне важны точность и достоверность в работе с информацией. Поэтому журналисты должны быть максимально точны и честны в своих высказываниях.

 

Валентин Балаш, Первый канал

Сейчас журналист работает в основном на выдачу материалов в сетевых поисковиках. Закон профессии 2021 года гласит: «Если тебя нет на первой странице «Яндекса» — ты кто?» Поэтому все больше журналисты осваивают новые профессии. Сегодня для того, чтобы считаться «в обойме», нужно вести канал на YouTube, а значит, как минимум разбираться в основах режиссуры, построении съемочного света, уметь работать в монтажных программах, записывать звук, продюсировать контент, разбираться в тонкостях цветокоррекции — все это не считая основной миссии — поиска нового материала.

Еще современный журналист должен вести блог, минимум три аккаунта в соцсетях, Telegram-канал, работать с подписчиками и аудиторией.

И эта мультизадачность и постоянный поиск ресурсов жестко регулируют рынок, вытесняя детальные, рефлексирующие, качественные журналистские работы.

 

Анна Брыткова, финансовый журналист

Развитие технологий, безусловно, оказывает влияние на качество и скорость работы с информацией. Брать комментарии, записывать интервью, оперативно публиковать тексты, охватывая большую аудиторию, стало и проще, и сложнее одновременно. Сами коммуникации колоссально изменились, полностью сместившись в социальные сети и мессенджеры. Через мессенджеры мы делаем запросы, отправляем комментарии, получаем информацию. Дошло до того, что в обществе стал считаться неприличным звонок по телефону без предварительного согласования в мессенджере. В некоторых редакциях распространено преимущественно только письменное общение — письменные ответы, письменное интервью, люди годами не знают друг друга в лицо (только аватар в социальной сети и фото). Конечно, это оказывает влияние на всю работу журналиста. Кроме того, распространение технологий привело к тому, что информации стало слишком много и есть некоторое перенасыщение рынка. Вероятно, конкуренция приводит к тому, что карта СМИ серьезно меняется и трансформируется. Но миссия журналиста, на мой взгляд, не меняется. Впрочем, многое зависит от стандартов конкретного СМИ, его редакционных правил.

 

Владимир Снегирев, журналист

Конечно, новые технологии оказывают свое влияние на профессию. Когда-то писали гусиным пером, потом перешли на авторучки, сейчас молотим по клавишам ноутбуков. Но сути профессии это, на мой взгляд, не меняет. На суть влияют не технологии, а сама жизнь, ее фундаментальные правила и установки. Что касается конкретики, то можно сказать следующее. У той власти, которая существовала до 1991 года, при всех ее недостатках, все же были какие-то моральные установки, и журналистика им следовала. Сегодня таких установок, кажется, нет, и это сказывается на сути нашей профессии.

 

,

Иллюстрация: shutterstock.com