Галина Зайцева, «Рязанские ведомости»: «Цель наших проектов — держать живую связь с аудиторией, ну и, конечно, приблизить газету к читателю»

Время требует от газет очень быстрой реакции на его вызовы. Кто ею обладает, тому гарантировано долголетие. При этом важно не растерять своих лучших традиций, за которые и ценит читатель печатную прессу: умение вести с ним беседу, заставлять думать, анализировать, говорить с ним на равных. Сумеем — выстоим еще не одно десятилетие

Если сравнивать с коллегами, которые уже «распечатали» второй век своих изданий, мы совсем еще зеленые. Ну что это за возраст — всего 25 лет! Но позвольте возразить: возраст измеряется не только календарными годами, а и тем, какими событиями были они наполнены. Событий было много, и добрых, и недобрых. Вместе с земляками переживала их и областная газета. А юбилей — это всегда повод оценить путь пройденный и наметить для себя новые вехи на будущее. Каким мы его видим?

,

Галина Зайцева: «В пессимизм впадать не намерены. Печатная пресса сохранится на медийном рынке, несмотря на агрессивную поступь digital»

,

Сразу скажу: смотрим в завтра без розовых очков. Для печатных средств массовой информации сегодня не лучшие времена. Проблем — воз и маленькая (впрочем, не такая уж и маленькая) тележка. Тому есть причины и объективные, и субъективные. Они общеизвестны. Но в пессимизм впадать не намерены. Печатная пресса сохранится на медийном рынке, несмотря на агрессивную поступь digital. Но она будет изменяться, реагируя на сигналы времени. 

Учитывая сложности с доставкой, скорее всего, уже в скором будущем мы в принте станем еженедельником. А вот над электронной версией ежедневника есть смысл подумать. Тем паче электронную подписку мы уже освоили, и она дает возможность читателю не только оформить ее не вставая с дивана, но и получать свежую газету с началом нового дня.

Кстати, именно печатная пресса в большинстве своем первой стала многовекторной. Мы сегодня, к примеру, работаем и с бумагой, и на сайте, и в социальных сетях, и даже имеем свое РВ-ТВ. 

 

Наши университеты

Что было самым сложным в эти четверть века? Первые шаги. Когда в апреле 97-го выпускали первый номер «Рязанских ведомостей», мы делали это, без преувеличения, на энтузиазме. У нас не было никакой материальной базы. Буквально никакой: ни техники, ни столов. Не было даже помещения. Нас «впустила» на время в свой актовый зал Рязанская торгово-промышленная палата, заразившись нашим энтузиазмом и из чувства, видимо, солидарности — руководитель региональной ТПП сама в прошлом журналист и по сей день член Союза журналистов России.

Но мало выпустить номер. Надо было утвердиться на уже сложившемся региональном медиарынке, доказать, что у нас есть свое лицо, что мы настроены на откровенный диалог с нашим читателем. И мы смогли это сделать благодаря тому, что в газету пришла команда, нацеленная на результат. А еще — благодаря всевозможным конкурсам, выставкам, фестивалям, в которых мы всегда стараемся участвовать не только побед ради (хотя, конечно же, они всегда приятны), но и для профессиональной учебы, обмена опытом. Инфорумы, фестивали прессы, организуемые Союзом журналистов России, ставшие уже традиционными форумы деловой прессы, которые проводит медиагруппа ЖУРНАЛИСТ, и вебинары ЖУРНАЛИСТА — все это наши университеты. Ну а благоприятными были для нас все годы, которые позволяли сделать новый шаг в развитии, и их было немало. Трудности? Они были и будут. Но мы живем, руководствуясь десантным девизом (а как иначе в столице десантников — Рязани?): нет задач невыполнимых!

 

Редакция в редакции

Когда настали пандемийные времена, мы быстро перестроились на удаленку. Дежурили в день выпуска два раза в неделю секретариат и верстка. Во всем остальном — в помощь нам интернет, соцсети, редакционные чаты и прочие подарки новых технологий. Вторую, третью волны эпидемии встречали уже во всеоружии. Сегодня понимаем: процесс создания газеты вполне можно вести удаленно. Технологически. А вот процесс творческого, живого общения никакой чат не заменит. И такого общения нам явно не хватало во время удаленной работы.

,

Ответственный секретарь Ольга Трофимова и ее заместитель, дизайнер Ольга Волкова, работают над очередным номером
Ответственный секретарь Ольга Трофимова и ее заместитель, дизайнер Ольга Волкова, работают над очередным номером

,

Но она подсказала и новые возможности, которые теперь используем. Работу с сайтом, к примеру, так и оставили в удаленном формате. Наш сайт — это редакция в редакции. Здесь семь человек: шеф-редактор, инженер-программист, специалист, ответственный за размещение документов (мы — официальные публикаторы), три журналиста и SMM-специалист. Находиться в редакции, тем более при графике работы новостников с 7 до 23 часов семь дней в неделю, нет необходимости.

Немногим больше штат сотрудников журналистов газеты (они, кстати, также активно работают на сайте и в сетях): восемь человек, два фотокорреспондента и шеф-редактор РВ-ТВ. Постоянно в коллектив приходят новички. Мы активно сотрудничаем с кафедрой журналистики нашего университета, «Рязанские ведомости» для студентов — своего рода опытная производственная площадка, они здесь проходят практику. Из ребят выбираем «наших» еще во время их учебы. Не все задерживаются: кто-то уходит работать в пресс-службы, кто-то пополняет ряды столичных журналистов. Но это процесс естественный.

 

Весомая часть бюджета

Как у всех коллег, у нас сегодня непросто складывается ситуация с наполнением доходной части. Но, как это ни покажется странным, в минувшем году мы значительно увеличили доходы от собственной деятельности. Правда, прирост дала не собственно реклама, а увеличение числа коммерческих газетных спецвыпусков и объявлений. Ну и, конечно, весомая часть редакционного бюджета — это средства, получаемые за выполнение госзадания и договоров на размещение официальных документов на сайте и в печатной версии газеты. 

Хотя это дается нелегко, но на протяжении уже нескольких лет мы сохраняем подписной тираж, и не только за счет традиционной подписки через «Почту России», но и благодаря корпоративной редакционной подписке. Сложнее обстоят дела с розницей. Особенно трудно пришлось в первую волну пандемии, когда печатная пресса попала в число «распространителей инфекции». Да и уход из региона «Роспечати», которая работала и с розницей, и с подпиской через свои киоски, сказался. Но о собственной доставке (за исключением корпоративной подписки) не думаем. Это возможно осуществить в границах города или района, но не региона. Здесь нашим единственным партнером пока остается «Почта России».

За последний год число посетителей и читателей нашего сайта превысило число тиража печатной версии, что опять же говорит о необходимости думать не только о путях распространения принта, но и о выпуске ежедневной электронной версии газеты.

 

Азбука читателя

Еще 25 лет назад мы выбрали для себя слоган: «Рязанские ведомости» — газета о рязанцах и для рязанцев». Все, что интересует читателя, — тема для наших журналистов. Так, рубрика «Программы и люди» рассказывает о конкретных примерах действия экономических и социальных программ. «Семья» — о делах семейных. «Культурный слой» — о событиях в культурной жизни региона. «Азбука потребителя» учит отстаивать свои права. «Спорт для жизни» призван расширять ряды приверженцев здорового образа жизни. «Неделя в объективе» — комментарий важных событий последних семи дней с фотоиллюстрациями. «Большая перемена» — разговор о том, что происходит в образовании, от детсада до высшей школы. «Наука и мы» – о том, над чем работают рязанские ученые. «Власть. Время местное» — о том, как реализуются местные инициативы. «Социальный аспект» — о проблемах и их решении в социальной сфере. А «Ведомостенок» — страничка для наших юных читателей, сделанная с особой любовью.

,

Цель наших проектов — держать живую связь с аудиторией, помочь в решении каких-то проблем, ну и, конечно, приблизить газету к читателю

,

И это еще не все рубрики. Главное требование к ним: быть актуальными, нужными и нескучными. Что касается форматов, они заложены в тематической и графической моделях, которые стараемся соблюдать, порой волевым решением. 

 

Живая связь

К своему 25-летию мы разработали несколько спецпроектов. Они не столько о нас, сколько о наших читателях. «Возвращаясь к напечатанному» — это возможность перелистать год за годом вышедшие номера, остановиться на одном из адресов, посмотреть, как сегодня живут герои наших публикаций. «25-летние» рассказывают о ровесниках «Рязанских ведомостей», о том, чем они живут, какие они. «25 узоров жизни» — о людях творческих, живущих в рязанской глубинке и умеющих делать мир вокруг себя интереснее и богаче. Еще один наш проект «День в районе» начался в 2020 году и продолжается в нынешнем. Правда, несколько затормозила его пандемия, когда пришлось отложить на время намеченные встречи. Его обязательная составляющая — социально-культурная акция «Читающее село». Мы проводим встречи с читателями в одной из сельских библиотек и обязательно привозим туда книги.

,

Цель наших проектов — держать живую связь с аудиторией, воспользоваться возможностью обсудить с ней наши планы, помочь в решении каких-то проблем, ну и, конечно, приблизить газету к читателю. Судя по откликам (а они чаще приходят на сайт и в соцсетях), наши усилия не остаются незамеченными, а число наших подписчиков, особенно в Telegram и «ВКонтакте», растет. Учитывая это, будем максимально полно использовать возможности такого оперативного и живого общения. 

Но это все, конечно же, не в ущерб тому делу, которое мы начинали четверть века назад, выпустив первый номер наших «Рязанских ведомостей». Принт. Сайт. Соцсети. На сегодня — это триединство. Но главная роль в нем — за пахнущей свежей типографской краской газетой. 


Источник фото: Дмитрий Осинин, Александр Королев, Екатерина Детушева

,

Справка

Газета «Рязанские ведомости» издается с 4 апреля 1997 года.

Выходит два раза в неделю: по средам (А2, ч/б, тираж — 4000 экземпляров) и пятницам (А3, цвет, 28 полос, тираж — 6000 экземпляров).

Учредители: правительство Рязанской области, Рязанская областная дума, Рязанская городская дума, администрация города Рязани.

Сайт: rv-ryazan.ru.