Правила создания журналистского материала

До сих пор мы говорили о мелких недочетах, которые допускает журналист в своем тексте. В этом материале подумаем об ошибках в форме, структуре, содержании и даже авторском стиле. 

,

,

«Одно предложение должно содержать несколько мыслей, желательно, разбавленных всеми известными вам оборотами и фигурами речи, ведь это помогает читателю в полной мере погрузиться в материал»

Вы легко прочитали это предложение? На самом деле, первое правило хорошего текста — это краткость мысли. Если одно длинное предложение можно разделить на несколько более емких, читатель будет вам благодарен. При этом не стоит забывать про музыкальность: короткие предложения должны чередоваться с длинными. Готовый текст — это отдельное музыкальное произведение, где есть свой ритм и развитие. Если в песне каждое слово будет тянуться целую вечность или, наоборот, становиться ударным, такой трек начнет вас раздражать.

,

,

«Легко, ненавязчиво, коротко»

Как вы относитесь к переносу одной мысли на несколько абзацев? Не забывайте, что ваш читатель не караоке-певец, у него есть достаточно времени, чтобы вдуматься в смысл первого абзаца и перейти к следующему. Один абзац освещает один аспект вопроса. Поэтому не стоит членить единую мысль на новые абзацы, аналогично, не стоит расписывать в одной части сразу несколько событий.

Бывают и исключения, когда абзац состоит из предложения или даже слова. Этот прием помогает акцентировать внимание, создать ощущение драматизма, особенно, когда такой короткий «абзац» следует после длинного.

,

,

«Его взгляд был направлен на собеседника, во время того, как последний старательно вырисовывал свою подпись на документе…Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области»

Сначала суть, потом тонкости. Детали помогают осветить событие более полно, но только после того, как будет обозначен сам факт, который нужно раскрыть. Также, не следует начинать текст с причин, так как причина на фоне самого события уже является второстепенной.

,

,

«Больше иронии и сарказма, пожалуйста»

Оценка факта не всегда понятна и уместна. Первое обусловлено тем, что читатель, как ни странно, не журналист и не всегда может оперировать знаниями об описанных событиях так, чтобы воспринять иронию правильно. Во втором случае, читатель может просто не согласиться с позицией автора, которая обозначена так ярко. Как итог, ваш текст будет либо непонятным, либо неэтичным.

,

,

«Потрясающие, великолепные, изумительные прилагательные = затянутая тема»

Прилагательные разбавляют текст, но не являются его основой. Чрезмерное использование прилагательных замедляет повествование, а глаголы, наоборот, дают теме развитие и логику. Чем больше мысль вашего абзаца, тем больше в нем должно быть глаголов. Равным образом не стоит забывать о прилагательных. Без них текст будет утрированно динамичным и навязчивым.

,

,

«Он шел прямо до поворота наискосок»

При описании нетипичной или сложной ситуации используйте аналогию. Например, в репортаже, вместо того, чтобы прописывать запутанные повороты улиц, проведите сравнение с лабиринтом. Через такую «наглядность», читатель сразу поймет, что автор имеет в виду. При этом, не стоит злоупотреблять метафорами об «Ахиллесовой пяте», «духе времени», «железном характере» и т.д, поскольку каждый воспринимает их по-разному. Конкретно в этом случае либо заменяйте выражения на точное описание, либо используйте собственные изобретения.

 

,

,

«Громкий материал»

Чем более незаурядная тема, тем проще язык ее описания и наоборот. Нетипичное событие и без «громких» описаний давит на аудиторию, особенно, если описывается трагедия. Не стоит душить читателя своим журналистским гением, уместнее проявить его в статье на обыденную тему (например, ливень в Петербурге). Главное — понимать, о чем вы пишите и знать меру своему таланту.

,

,

«Сюжет, не похожий ни на что»

Использование архетипов (структурных сюжетов, живущих в коллективном подсознании людей) позволяет автору подчеркнуть вечную актуальность темы. Аудитория угадывает архетипические сюжеты, заведомо понимает, в чем заключается суть повествования и поэтому, ассоциирует их со своей жизнью — это одна из главных причин актуальности СМИ. Но не стоит забывать, что любой архетип, чтобы зацепить современного читателя должен быть обыгран в рамках современной культуры. Так какие архетипические сюжеты существуют сегодня? Доктор филологических наук Алла Шестерина выделяет следующие: 

   Борьба с титаном — некая личность вступает в борьбу с более сильными «титанами». Современным архетипическим героем становится военный.

•   Золушка — несправедливо угнетенный человек, которому помогает внешняя сила. Сегодня это может быть помощь материальная, моральная или любая другая: волонтерство, благотворительность, «круговорот помощи».

   Путешествие — приключение в поисках цели. Путешествие не обязательно должно быть внешним. Оно может заключаться в поисках какой-либо цели, например, попытка изобрести вакцину от коронавируса. Либо обратное путешествие от кумира поколения, до забвения.

   Спящая красавица — суть в разоблачении версионных сюжетов. Таковым является лабораторное происхождение коронавируса или вопросы о «правильности — неправильности действий властей».

   Рок — проявление необходимого через случайное. И снова корона: человек приехал из-за границы, не соблюдал режим самоизоляции и попал в больницу, заразив N количество людей.

   Систематизация философских категорий — рассуждения о вечных темах. В журналистике сегодня этот сюжет становится основным, ведь идет переоценка жизни в целом.  

   Внезапное бедствие. Сюда можно отнести любые события: материальная потеря, катаклизмы, смерть. В этом сюжете важно показать способы преодоления таких ситуаций.

   Плутовство — высмеивание ситуаций, как способ с ними справиться (мемы, анекдоты, подтекст).

Практически каждый журналистский текст, так или иначе, следует основным архетипическим сюжетам, но нельзя забывать, что жизнь — не клише. Поэтому, если факт случившегося нельзя связать с архетипом — это нормально.

,

,

«Зачем сочинять новое, если придумали клише?»

Избегайте частого использования клише и штампов. Шаблонные словосочетания и обороты из-за массового употребления теряют свой смысл, убирают индивидуальность текста и делают его неинформативный. Канцелярская речь лишена какого-либо настроения, не дает конкретики и не цепляет. Такой «шаблонный язык» не побуждает читателя ни на эмоции, ни на действия. 

,

,

«Уважение читателя или претензия на образованность»

Авторский стиль — это личный почерк журналиста, то, что заставляет читателя вовлечься в материал. Здесь проявляются слог, ритм, уместность акцентов, детали и все то, что было описано выше. Стиль вырабатывается и развивается на опыте, поэтому здесь остается только писать и не бояться проявлять свое «Я». При этом, вымученные тексты в попытках казаться изысканным, интеллигентным или просвещенным, в лучшем случае, делают текст тяжеловесным. В худшем — читателю вы покажетесь надменным. А надменный автор никогда не будет заслуживать времени аудитории и ее уважения.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com