С февраля 2022 fashion-журналистика в России пережила серьезные потрясения. Ушли Vogue, GQ, Glamour и Tatler, сменили названия и концепцию бывшие Esquire, Harper`s Bazaar и Cosmopolitan. Если вы интересуетесь модой и хотите писать о ней, самое время искать свое место в обновленном глянце. Эксперты рассказали ЖУРНАЛИСТУ, как стать профессионалом и какие ошибки выдают новичков.

С февраля 2022 fashion-журналистика в России пережила серьезные потрясения. Ушли Vogue, GQ, Glamour и Tatler, сменили названия и концепцию бывшие Esquire, Harper`s Bazaar и Cosmopolitan. Если вы интересуетесь модой и хотите писать о ней, самое время искать свое место в обновленном глянце. Эксперты рассказали ЖУРНАЛИСТУ, как стать профессионалом и какие ошибки выдают новичков.

 

,

Ольга Михайловская, ex-Fashion Feature редактор Vogue, ex-директор моды InStyle и Elle, автор телеграм-канала Front Fashion

— Чтобы писать о моде, нужно прежде всего разбираться не в основах журналистики, а в предмете, о котором вы пишете, процессах, которые происходят в индустрии, разбираться в визуальной культуре.

В российском fashion-медиапространстве многие знают о моде двухлетней давности, но не представляют, что происходило даже десять лет назад, не говоря уже об истоках.

В итоге пишут чушь: воспринимают что-то как новое, хотя новым это не является, не понимают, чем дом моды отличается от бренда, каждого мимо проходящего дизайнера называют кутюрье. Это все выдает непрофессионалов.

На русском о моде написано мало и часто некачественно. Советую знакомиться с ее историей по зарубежным источникам, например, читайте «Couture, the Great Designers» и «Fashion: A Timeline in Photographs: 1850 to Today» Каролайн Реннольд Милбэнк.

 

,

Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, ex-главред журналов ОМ, Harper`s Bazaar, Black Square, Port

— Я долгое время работал главредом разных изданий и поэтому, как ни странно, себе в прошлом дал бы довольно простой совет: больше писать. Я заказывал материалы, определял политику издания, приглашал других авторов. Это удобная позиция, чтобы понять, как устроена индустрия, но сейчас я больше места давал бы себе.

Сегодня ситуация серьезно отличается от 90-х. Fashion-журналистика переживает революционный период: наступает эпоха микромедиа. Благодаря интернету каждый теперь сам себе медиа.

Легко теряется профессионализм, поэтому первый совет начинающим: быть точным и уверенным в своих словах, проверять факты. Второй: нужно понимать, что вы к кому-то обращаетесь. Необязательно понимать, к кому именно. Просто помните, что журналистика — разговор, рассказ другим людям, а не просто высказывание своего мнения в никуда.

Fashion-журналистикой занимаются люди заинтересованные. Профессионализм в этой сфере основан на любви к моде, желании следить за ней. Банальная вещь: все в моде имеет свои корни, поэтому важно знакомиться с ее историей. Чтобы вдохновиться и проникнуться духом профессии, рекомендую посмотреть фильм «Диана Вриланд: Глаз должен путешествовать». Это история моды глазами одного из самых ярких ее представителей.

 

,

Валерия Парфенова, модный журналист, ex-редактор моды U magazine, автор телеграм-канала «Сделай лицо попроще»

— Чтобы быть успешным fashion-журналистом, нужны три вещи. Первая — хорошее гуманитарное образование. Да, изучать историю моды и искусства можно бесконечно долго, однако базовые вещи лучше узнавать на первоначальном этапе, в процессе работы. Например, мы смотрим показ Givenchy и сразу ищем, что делали креативные директора до Мэтью Уильямса, на какие архивы он опирался, с кем дружил и дружит.

Это как уронить камень в воду и смотреть, как круги расходятся и захватывают огромное количество сфер, начиная с музыки и кино и заканчивая промышленным дизайном.

Вторая вещь — умение коммуницировать. С уважением и трепетом со всеми: от молодого дизайнера, пишущего вам впервые трясущимися руками, до команд крупных брендов. Со старшими редакторами общайтесь смелее и настойчивее. Не нахально, но уверенно питчите свои идеи. Важно также уметь общаться и о деньгах. Журналистика — не про большие гонорары, но наш труд — усердная интеллектуальная работа. Ставьте адекватную цену.

Третья вещь — отсутствие предвзятости к теме и умение аргументировать свою позицию. Иногда авторы вместо того, чтобы разобраться в феномене, подбирают лишь те комментарии экспертов и аргументы, которые подходят под их собственное мнение. В модной журналистике, как и в любой другой, нужно уметь выслушивать оппонентов и показывать максимально широкий спектр мнений.

Рекомендую к прочтению книгу Даны Томас «Fashionopolis. Цена быстрой моды и будущее одежды». Это отличное пособие по журналистской работе в fashion-индустрии, с невероятной фактологией. И, конечно, исследуйте биографии известных дизайнеров. Пошучу: это — base.

 

,

КАТЯ ФЕДОРОВА, автор телеграм-канала о моде «Good morning, Karl!», ex-редактор изданий The Blueprint, Vogue, Grazia и Interview

— Если бы сейчас можно было вернуться в начало пути, я бы посоветовала себе три вещи: не пытаться никому подражать, писать хоть понемногу каждый день, пусть даже это будет в стол, но лучше — в социальные сети или телеграм-канал, и не бояться писать незнакомым людям, которые кажутся очень крутыми, и задавать кучу вопросов.

Новичков выдает использование пафосного, сложного языка. Я всегда говорю: пишите так, как будто подружке рассказываете. Но чтоб стать настоящим профессионалом, этого недостаточно: важней отсутствие ангажированности рекламодателями и зависимости от дорогих подарков.

Журналист должен говорить правду или свое честное, пусть и критическое, мнение. Все остальное не журналистика, а глянцевая проституция.

Начинающим рекомендую на русском читать The Blueprint и телеграм-каналы, а на английском — The Business of Fashion и Women`s Wear Daily. Это обязательный минимум. Из книг я бы начала с «The Fashion Conspiracy: A Remarkable Journey Through the Empires of Fashion» Николаса Колриджа, а из фильмов — с документальных о fashion-индустрии.

 

,

Мадонна Мур, автор Telegram-канала о моде «MUR», бывший главный редактор Peopletalk

— Главная ошибка новичков — уверенность, что можно без слога и интереса к моде писать о моде, поэтому важно устраиваться на стажировки к людям и в редакции, которые могут помочь научиться работать по правильным лекалам. Для журналиста недостаточно просто разбираться в моде. Умение складывать буквы в красивые слова отличает его от стилиста или имиджмейкера. Для развития слога и языка нужно читать классику. Для повышения насмотренности — ходить по музеям и театрам.

Нет конкретных книг или фильмов о моде, которые сделают вас специалистом. Профессионализм — в опыте и знаниях.

,

 

Резюмируем! Пять шагов к успеху в fashion-журналистике:

1)   Изучать историю моды, искусства, кино

Начинайте с общего исторического контекста и заканчивайте биографиями дизайнеров. Пользуйтесь зарубежными источниками. Сравнивайте старые коллекции с новыми. И, конечно, следите за тем, что происходит в моде сегодня.

2)   Развивать язык и слог

Читайте классику и fashion-журналистов, стиль которых вам нравится. Пишите как можно больше. Лучше — простым языком и сразу в соцсети.

3)   Честно высказывать свою позицию и принимать чужие мнения

Заказные материалы журналистику разрушают, а полемика — строит. Говорите правду, аргументируйте, изучайте другие позиции — это обогащает вас как профессионала.

4)   Не бояться коммуникации с экспертами в индустрии

Уверенно предлагайте свои идеи изданиям. Советуйтесь с профессионалами, если в чем-то не уверены. Следите за СМИ, в которых хотите работать, перенимайте их стиль и ценности. 

5)   Ставить адекватную цену за свой труд

Чтобы вы не перегорели к моде, работа должна оплачиваться. Обсуждайте финансовые вопросы «на берегу», чтоб не потерять мотивацию трудиться потом.

,

Иллюстрация на обложке: shutterstock.com