24 октября редактор рубрики «Образование» журнала «Журналист», Камилла Нигматуллина, выступила на международном молодежном журналистском форуме «Диалог культур». Публикуем советы для медиа.
Камилла Нигматуллина, редактор рубрики «Образование», заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ
— Когда-то сторителлинг был прерогативой тех, кто умел запоминать и пересказывать. Потом тех, кто умел переводить и переписывать. Потом тех, кто имел доступ к газетам, радио, телевидению. Главным рассказчиком стал рекламодатель, который предлагает красивый запоминающийся образ и короткий, но узнаваемый сюжет. Потом, уже в журналистике, наступила великая эра Snowfall и истории начали рассказывать те, кто владеет инструментами мультимедиа.
,
,
Сегодня истории рассказывают все, но, чтобы тебя запомнили — нужно максимально преодолеть рамки канона. Выйти за периметр уличного билборда. Сделать текст гипертекстом через qr-коды. Дополнить видео возможностью выбора поворота сюжета. Превратить сложную проблему в комикс с понятными героями. Но в конечном счете нужно добиться абсолютно того же, чего добивался рассказчик на большой городской площади — внимания, удивления, задержки дыхания, слез или смеха.
Удивление — движущая сила современных социальных сетей. Но все сложнее сохранить его дольше, чем на три секунды.
,
,
Где же в этом потоке сюжетов, эмоций и форматов найти место культурным смыслам, которые так далеки от клипового мышления? Ответы подскажут профессиональные команды больших музеев, выставочных центров, культурных пространств.
,
,
И действительно, сюжет может быть сложным и закрученным, но идея внутри — простой и понятной. Каждый сталкивается в жизни с выбором, с конфликтом ценностей, с необходимостью жертвовать чем-то, с триумфом или презрением, с преодолением собственных слабостей. Великие сюжеты описывают жизнь во вневременном философском контексте. Даже две фразы в диалоге, помещенные в формат мема, способны вызвать эмоции, реакции и долгую дискуссию.
Может ли СМИ занять сегодня достойное место в искусстве рассказывания важных историй в пространстве социальных сетей? Может, если будет отталкиваться от знания своей аудитории, ее текущих переживаний и эмоций, ее спроса на разъяснения и поддержку. Сегодня в социальных сетях не нужно рассказывать новую информацию, умножать сложные интеллектуальные объекты, добиваться метафорической четвертой власти. Рассказчик приходил на площадь, чтобы объединить людей в едином порыве единого отклика. Чтобы они разошлись с одним на всех посланием, с которым дальше надо как-то жить.
,
,
В последние годы становится востребованным контент и целые медиа, которые рассказывают в сюжетах, примерах и советах о том, как жить в мире, где многое непонятно. Как есть, как спать, как работать, как отдыхать, как беречь свой внутренний мир, как развивать свой внутренний мир.
Шлейф удивления от легкой истории тянется три секунды, а от истории, которая дарит хотя бы одну единицу мотивации на сегодняшний день — как минимум 24 часа. Если СМИ научится преподносить идеи в виде историй из жизни современного человека, передавать культурные смыслы через набор понятных образов, то аудитория будет приходить снова и снова. Не за историями, а за теми эмоциями, которые возникают как послевкусие.
Не бывает праздников каждый день. За несколько часов не рождается шедевр. Сложно заниматься сторителлингом на постоянной основе. Инструмент рассказывания историй — это как дорогой агрегат, который достают из чулана в сложных случаях. Кто-то раз в месяц, а кто-то только раз в год, но количество не имеет значения. Если одно СМИ запомнится своей аудитории одной потрясающей историей, это успех. Если история запомнится, а СМИ — не очень, то о ней можно напоминать столько раз, сколько потребуется.
,
Социальные сети научили нас не вешать свои достижения в рамочку раз и навсегда. Контакт аудитории с однажды созданной историей непрерывен. Ее могут найти случайно в поисках совершенно другого контента, ее могут сохранить в закладки и вытащить на свет в один прекрасный день, ее могут встроить в новый контекст, где она заиграет новыми красками. Герои и сюжеты вечны, так же, как и человеческие вопросы «кто я» и «в чем смысл моей жизни». А социальные сети скоротечны и не предполагают длинного внимания. Но удивительным образом они могут пересечься — и это особое искусство.
,