Мария Никитина делает снимки, в которых рассказывает о происходящем вокруг нас. В 2020 году она представила в музее современного искусства «Эрарта» работы об экологии «ПЛАСТМАССА». Эта серия затрагивает проблему загрязнения пластиком окружающей среды. Мы поговорили с Марией о том, как начинающему фотографу попасть в «Эрарту», и как сделать это сотрудничество максимально продуктивным.
— Как начался ваш путь в фотографии?
— Мое образование не связано с творчеством. Я получала техническую специальность в своем родном городе — Екатеринбурге — и параллельно училась в фотошколе. После переезда в Петербург пошла в школу академической фотографии, где делала успехи — снимала репортажи для новостного портала JustMedia.
,
,
— Что для вас значит процесс съемки?
— Для меня это способ выражения того, что я хотела бы показать людям. Когда я создавала серию фоторабот «ПЛАСТМАССА», то главной моей задачей было с помощью фотографии заставить человека задуматься, что он может сделать для уменьшения количества мусора.
Я всегда за любую интересную идею, мне нравится, когда у героев есть необычные образы, и их можно воплотить в изображении. Недавно у меня была съемка, которая называется «Объятия», где оба героя были полностью окрашены в синий цвет. На этих снимках представлено, как мы обращаемся с близкими людьми.
,
,
— Как вы придумываете концепцию фотографии?
— В фотошколе у нас было задание снять постановочные фотографии. Я решила представить на снимках мировые произведения искусства, но в новой концепции. Придумала идею, где вечные образы искусства могут превратиться в мусор массовой культуры. В моей серии агрессивный пластик угрожает не только экологии городов, но и экологии визуальной.
— Важно ли название фотографии? Обращаете ли вы внимание на них?
— Для меня важно изображение, идея, которую хотел донести автор. А потом уже название и описание серии, которые я прочитаю, если мне понравится визуальная составляющая.
,
,
— Как вы понимаете, что сейчас именно тот момент, когда нужно сделать кадр?
— Я работаю таким образом, что каждый мой кадр продуман до деталей уже заранее. Я выстраиваю композицию, иногда делаю наброски, либо сохраняю изображения, которые мне были интересны. Создаю то, что я представляю в своей голове. Так было и в серии «ПЛАСТМАССА».
— А вдруг что-то пойдет не так?
— Такое случается. Я часто сталкиваюсь плохими погодными условиями, или неудачно выбранным ракурсом. Но даже если что-то и будет мне мешать, то я сделаю все возможное, чтобы воплотить идею.
,
,
— В 2020 году серия ваших фотографий «ПЛАСТМАССА» была выставлена в музее «Эрарта». Расскажите об этом опыте.
— Нужно продвигаться в социальных сетях, рекламировать свое творчество, делать коллаборации, проситься в разные галереи, сотрудничать с моделями, площадками. В «Эрарту» я написала сама, мне тогда хотелось попробовать себя на более серьезном уровне. Я предложила проект об экологии, и его согласовали.
Правда, процесс подготовки выставки занял много времени, потому что у музея есть целая очередь из желающих выставлять свои работы. Экспозиции расписаны не на один год вперед. К тому же, каждая серия проходит отбор. Я успела показать работы в начале 2020 года, до всеобщего локдауна.
— Какая у фотографий должна быть специфика, чтобы попасть в выставочный центр?
— Я думаю, что главный критерий — работы с актуальным посылом. Выставки могут проводить и коллекционеры, и художники-одиночки, и творческие коллективы.
Можно предлагать изображения для сувенирной продукции. Выручка идет авторам работ, а не в копилку музею.
Скорее всего, музей не возьмет изображения с политическим подтекстом, карикатурные снимки, либо что-то совсем непрофессиональное, например, одинокая точка на холсте.
,
,
— Что вам дала работа с «Эрартой»?
— Сотрудничество с музеем дало мне возможность познакомиться со многими выдающимися фотографами, художниками, которые присутствовали на открытии вернисажа. Я стала более узнаваемой, многие отмечают мой авторский стиль. Снимки стали показывать в галереях: «АРТМУЗА», «Лофт Проект Этажи», «Росфото». Многие организаторы часто приглашают меня как спикера на конференции по современному искусству.
— Расскажите о ваших планах на ближайшее время.
— Скоро я представлю свою первую серию, выполненную в 3D-графике. Сегодня мы все знакомы с 3D из-за тренда на картинки от нейросетей. Но будет ли актуально творчество человека, если его заменит искусственный интеллект? На этот вопрос я хочу ответить в своей работе. Возможно, это даже станет новым этапом в моем творчестве.
,
,