Автор: Алиса Мирошниченко
Съемка репортажей – одновременно сложное и интересное направление в фотожурналистике. И если качество фотографий можно наработать со временем, то юридические особенности и тонкости необходимо знать на самых первых этапах работы, чтобы опыт не был связан с судебными исками.
О том, что стоит знать журналисту, выходящему снимать на улицу и как нужно отстаивать свои права (а для этого знать их) мы поговорили с руководителем фотослужбы ИД «Коммерсантъ» АЛЕКСАНДРОМ КОРЯКОВЫМ.
– Часто можно увидеть много фотографов, снимающих рядом. Считается ли следование за другим корреспондентом, чтобы поймать тот же ракурс или момент, плагиатом?
– Юридически – нет, это не плагиат. Мы все друг у друга учимся и все давно уже снято. С моральной точки зрения да, кто-то может обидеться, если повторять за ним и тем более мешать снимать. Конечно, когда я начинал, я следил за старшими товарищами, но старался не прибегать к тому же месту.
Сейчас, если я вижу, что-то происходит и там уже стоит фотограф, я могу подойти, и мы будем работать плечо к плечу – где один там и два.
– Фотографы, выходящие снимать на улицу, часто слышат, как люди просят их не снимать или даже угрожают судом. Возможно ли это? Какой закон это регулирует?
– В целом фотожурналистика – исследование пределов возможного.
Спрашивать разрешение на съемку необходимо только в частной собственности. Конечно, в общественном месте каждый человек может попросить не снимать, а фотограф в праве согласится или отказать.
Если кто-то попросил не снимать, лучше не снимать. Но это странно, потому что человек знает куда пришел и должен понимать, что его могут сфотографировать или снять на видео.
Человек не имеет право запретить фотографу его снимать, но может попросить. Есть возможность наказать фотографа за такую публикацию – отследить и заявить в суд, что это фото оскорбляет.
Я с таким не сталкивался, повезло. Но случаи, когда кричали на улице, бывали. Люди считают, что их съемка – это вмешательство в личную жизнь.
В ОБЩЕСТВЕННОМ МЕСТЕ ЛЮБОЙ ГРАЖДАНИН ИМЕЕТ ПРАВО СОБИРАТЬ И РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ, СНИМАТЬ ХОТЬ НА КАМЕРУ, ХОТЬ НА ТЕЛЕФОН, КАК ЭТО УКАЗАНО В СТАТЬЕ 29 Ч. 4 КОНСТИТУЦИИ РФ.
Проблемы есть со съемкой детей. Допустим, я был на демонстрации 1 мая и там сфотографировал ребенка. Я имею право использовать это изображение в контексте 1 мая, но если оно будет в другом материале, родители могут подать в суд. Поэтому крупные портреты детей не имеет смысла снимать и использовать их можно в контексте конкретного мероприятия.
– Есть ли разница продаю ли я фото издательству, стоку или выкладываю на своей личной странице?
– Если фотографа пригласили частным образом – использование на сторонних ресурсах, например стоках, заранее обговаривается. Если нет, нужен документ, где это прописано. У тех же стоков жесткая схема приема фотографий со считываемым лицом, у большинства обязательно требуется согласие в письменном виде.
В издательствах зависит от договора. У нас он простой – можете собрать любые фотографии и за вами остается авторское право (фотограф может передать имущественные права, но авторское право сохраняется, но – не будет возможности требовать деньги за публикацию). Все что человек снял в общественном месте и хочет прислать – может это сделать. А уже бильд-редакторы выбирают, что будет опубликовано.
– Какие фотографии могут не принять из-за юридических вопросов, несмотря на их качество?
– Точно не примут все что касается обнаженной натуры, жестокость.
Однако у фотографии есть особое свойство – она может подрастать. Все-таки фотография – это документ эпохи. Самый яркий пример с ковидом. Я снимал в красной зоне – люди под ИВЛ, болеющие. И я снимал все, с лицами и без них, но тогда публиковали то, где идентификация невозможна. Но есть большой фактор – общественная значимость – то есть, когда у общества есть запрос на информацию. Если я докажу в суде, что фотография, которую я снял и опубликовал – связана с общественным интересом, то оправдают. Так, с ковидом был общественный интерес.
Также я понимаю, что эти фото сейчас лежат в архиве, который предположительно может храниться вечно. И через лет 20 будет уже все равно, кто на фото и сильнее будут фото, где есть лицо. Поэтому я снимаю все что вижу и потом разбираюсь, что я готов опубликовать. Поэтому работа фотографа сродни работе сапера.
– Знаете ли вы громкие случаи судов из-за съемки фотожурналистом на улице?
Есть хрестоматийный случай из советских времен. Фотограф на Дворцовой снимал провожающих строительный студенческий отряд. Общественное место, общественно значимое для того времени событие – никаких противоречий. И фотограф снял там целующуюся парочку. Эта фотография была опубликована на первой полосе. И кто-то из этой парочки подал в суд, потому что они оба были женаты, но не друг на друге. Суд этот они проиграли.
ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ: ЕСЛИ ОН ВЫХОДИТ НА УЛИЦУ – ОН МОЖЕТ БЫТЬ СНЯТ. А ЕСЛИ НЕ ХОЧЕТ – ТО ДОЛЖЕН СИДЕТЬ ДОМА.
Иллюстрация на обложке: