Карикатуры – зеркало русской журналистики

Автор: Марина Становова

Вместе с сатирической журналистикой в России начали появляться карикатуры, высмеивающие не только государство, но и публицистов того времени. Идейные, литературные споры, кружки писателей разных интересов и направлений в литературе рождали художественные памятники сатиры. ЖУРНАЛИСТ расскажет о самых популярных личностях в журналистских кругах XIX века, цензуре начала XX века, и покажет, как все это видели современные карикатуристы.

 

НЕИСТОВЫЙ ФАДЕЙ

Фадей Булгарин – издатель «Северной пчелы», представитель торговой журналистики, зародившейся в России в 1830-х годах и ставшей предтечей массовой журналистики. Во главе угла здесь стоял доход, а чем развлекательнее и проще были тексты, тем больше была аудитория. Безусловно, Булгарин – это профессиональный писатель, журналист, либерал, просветитель, но также он:

   доносчик (о политических слухах и настроениях в обществе он докладывал в Третье отделение канцелярии);

   меркантильный журналист («Мы служим публике в качестве докладчика, должны переносить все ее прихоти» Ф. Булгарин).

Вот «Тройка» Н.А. Степанова – карикатура, отражающая характер торговой журналистики. Три главы торгового направления: Сенковский, Греч и Булгарин – вооружились дубинками и несут свои труды в издательские дома Смирдина и Ольхина. Подпись к карикатуре от лица Булгарина: «Я никогда не имел случая грабить на больших дорогах, но признаюсь, что в шайке Сенковского и Греча обобрал и пустил по миру многих книгопродавцев».

Интересна зооморфная карикатура художника А.О. Дезарно на Булгарина и Греча, помещенная под басней Крылова «Кукушка и петух» в сборнике «Сто русских литераторов».

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку

Кукушка – Греч, Петух – Булгарин, а воробей – Полевой. Слишком уж сильные восхваления друг друга Булгарина и Греча вызывали насмешки современных писателей и журналистов.

Карикатуристы делали акцент и на неприглядной внешности Булгарина: на маленьком росте, округлостях, коротких ногах и гладко постриженной голове. Вот карикатура неизвестного художника с подписью: «Что если этот нос крапиву нюхать станет? Крапива, кажется, завянет!..»

 

ПУШКИН И КЛАССИКИ

Сложно представить, но «наше все» тоже часто изображали в карикатурах, причем не только современники, но и художники конца 19 века, и даже советские иллюстраторы. Тот, кто прозвал Булгарина «Видком Фигляриным» и сочинял злостные эпиграммы о журналисте, которыми затем вдохновлялись художники, сам не избежал отражения в карикатуре.

А. Илличевский «Демон метромании и стихотворец», Гезель. 1815.

Вот прижизненная карикатура на Пушкина. Его друзья лицеисты сразу узнали Пушкина в образе чертенка, нашептывающего стихи своему другу Кюхельбекеру, которому поэтическое мастерство давалось плохо по мнению самого Пушкина.

Русский сатирический листок. 1883. № 19

А на этой карикатуре пьяная толпа вносит в сад российской словесности фигуру На-На. Это показывает снижение уровня литературы после смерти Пушкина. «Окруженная пьяной и развратной толпой, Она, как победительница, вступала в тот край, где были могилы Пушкина, Жуковского, Карамзина, Грибоедова, Лермонтова и других непризнаваших ее власти,» — гласит подпись к карикатуре.

Русский сатирический листок. 1883. № 31.

На этой карикатуре Пушкин в античном хитоне в компании Лермонтова, Белинского, Некрасова, Гоголя и Тургенева наблюдает за тем, как современные писатели пытаются ворваться в пантеон литературы.

Осколки. 1885. № 7. Рис. В. И. Порфирьева

А здесь Пушкин ввозит на колеснице в храм славы новых композиторов.

Козлинский В. Песнь торжествующего издателя. Чудак. 1929. № 18

А это уже карикатура  XX века, намек на советскую цезуру. Абсурдная фраза в подписи к иллюстрации гласит: « – Вот вы, товарищ Пушкин, написали: «Зима. Крестьянин, торжествуя…» Следовательно, весною, летом и осенью крестьянин, по-вашему, не торжествует?!»

«БЕЗ СОМНЕНИЯ, СМЕХ — ОДНО ИЗ САМЫХ МОЩНЫХ ОРУДИЙ РАЗРУШЕНИЯ; СМЕХ ВОЛЬТЕРА БИЛ И ЖЕГ, КАК МОЛНИЯ. ОТ СМЕХА ПАДАЮТ ИДОЛЫ, ПАДАЮТ ВЕНКИ И ОКЛАДЫ, И ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ДЕЛАЕТСЯ ПОЧЕРНЕЛОЙ И ДУРНО НАРИСОВАННОЙ КАРТИНКОЙ» (ГЕРЦЕН).

 

ЦЕНЗУРА НАЧАЛА XX ВЕКА В КАРИКАТУРЕ

Почти все карикатуры этого времени были посвящены Временным правилам о печати, которые выходили с 1865 года. Издания штрафовали как в 19, так и в 20 веке. В «Сатириконе» представлен комикс из четырех карикатур на эту тему.

Посвящается грядущему законопроекту о печати // Сатирикон. 1908. № 34

История гласит: «Однажды к редактору принесли одну маленькую бумажку. При взгляде на нее он опустился, и душа его, хмурясь и негодуя, покинула бренное тело и тихо понеслась к небу.

Тогда эту бумажку принесли к издателю. При взгляде на нее издатель рухнул на пол, и душа его, стеная и скуля, вылетела через дыру в камине и понеслась ввысь.

Тогда эту бумажку понесли в типографию. И типография при взгляде на нее треснула по всем швам и обрушилось, и на веки замолкло ее железное сердце и остановилась свинцовая кровь…

И после этого воцарился рай на земле… И только «Сонники» виднелись в пухлых руках обывателей».

В каждой шутке есть доля правды, и иногда именно юмор открывает нам глаза. Карикатуры позволяли взглянуть под другим углом на современность, на личность, верно осмыслить происходящее и не поддаться влиянию масс. Иллюстраторы современных сатирических журналов не перестают фантазировать, и искусство карикатуры актуально по сей день.


Иллюстрация на обложке: Irancartoon