Автор: Надежда Кулакова, председатель Совета общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов»
О детском объединении «Пресс-клуб» – корпункте ЮНПРЕСС – рассказывает Надежда Кулакова, председатель Совета общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов».
ЮНПРЕСС сегодня работает как агрегатор новостей региональных детских редакций. Свои представительства в регионе здесь называют «медиаточка» – название появилось, когда на портале стали публиковать карту представительств, обозначая их яркими точками.
ЕСТЬ РЕДАКЦИИ В МАЛЕНЬКИХ ПОСЕЛКАХ, ЕСТЬ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ. ЮНПРЕСС РАБОТАЕТ С ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «ЛИГА ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ», КОТОРАЯ ИМЕЕТ 50 РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ. И В КАЖДОМ ИЗ НИХ ЕСТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН КОРПУНКТ (МЕДИАТОЧКА).
Чтобы возникла такая медиаточка, юные журналисты заходят на портал ЮНПРЕСС и заполняют анкету на создание регионального отделения. И тогда они становятся медиаточкой, которая либо входит в уже созданное отделение Лиги, либо становится базой для создания нового отделения (если такого нет в регионе).
Главное, что к работе с порталом ЮНПРЕСС присоединяются ребята (вместе со своими руководителями), которые готовы к постоянному сотрудничеству. После 10 публикаций ребенок получает именную пресс-карту, дающую право посещать все мероприятия, вплоть до пресс-конференций с президентом Российской Федерации. Только в Москве таких медиаточек около десяти – на базе школ, детских телестудий. Они объединены в Московское отделение Лиги юных журналистов.
ПРОГРАММЫ СТУДИИ «ЮНЫЙ РЕПОРТЕР»
В Королеве Московской области, где я работаю, есть коммерческая детская телестудия, которая сотрудничает с ЮНПРЕСС и детским медийным объединением «Бумеранг». «Школа искусств» занимается с ребятами краеведческой журналистикой и сотрудничает с журналом «Подмосковный краевед». В «Пресс-клубе» на базе учреждения дополнительного образования «Центр Орбита» ребята от первого до четвертого класса занимаются по стартовой программе (один год) «Юный репортер». Занятия построено на играх, на сказках. В игре «Телетайп» учатся определять значимую и незначимую информацию, в репортаже из сказки «Красная Шапочка» – создавать эффект присутствия, у «Курочки Рябы» – слушать и запоминать ответы собеседника.
Вторая программа – на базе гимназии «Российская школа» (это школа, где развивается программа инклюзивного образования) – построена на партнерстве с учителем начальных классов. Ребята тоже играют, но с помощью учителя они определяют важные темы, обсуждают, что хотят написать. На уроке изучают какой-нибудь журналистский жанр, например, интервью. Но не со сказочным героем, а друг с другом (в парах).
ИТОГ РАБОТЫ – ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА, КОТОРУЮ Я СОЗДАЮ ИЗ ЗАМЕТОК И РИСУНКОВ РЕБЯТ. И КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ СВОЙ ЭКЗЕМПЛЯР ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОРТФОЛИО.
Программа рассчитана на ребят со 2-го по 4-й класс. А те, кто заинтересовался журналистикой, приходят на занятия по базовой программе.
Третья стартовая программа – «Пресс-клуб» – ориентирована на ребят разного возраста. Здесь вместе оказываются и первоклассники, и четвероклассники, и семиклассники. Это ознакомительная программа по журналистике, и если «Юный репортер» идет 4 часа в неделю, то «Пресс-клуб» – два часа в неделю. Здесь тоже есть и практика (написание материалов в разных жанрах), и несколько игр, но многое строится на беседах, круглых столах, проектах. Эту программу я веду на базе общеобразовательной школы № 20. Младшим ребятам очень нравится работать вместе со старшими, которые помогают им написать тексты, исправляют ошибки. А вот на интервью более старшие ребята любят брать малышей, потому что у них нет страха перед педагогами. Младшие без страха идут задавать вопросы и завучу, и директору, тем более что директор школы всегда рада побеседовать с младшими.
Базовая программа тоже называется «Пресс-клуб». Но рассчитана на три учебных года. Уже меньше игры, вернее, игры есть, но ситуационные. Например, игры-«вертушки». Одна программа базовая – это для ребят, которые всерьез заинтересовались журналистикой. Берем одну проблемную для ребят тему (из практики) и предлагаем варианты: писать или не писать. Разбиваемся на три группы: первая доказывает, что надо об этом писать, вторая – что можно упомянуть, третья – что тема не стоит публикации. Потом группы меняются. И эксперты решают, чьи доводы были весомее.
У нас работают еще две программы, так называемого «продвинутого» уровня, как их называют в системе дополнительного образования детей. Они ориентированы на одаренных детей или тех, кто готовится к поступлению в профильный вуз. Одна программа называется «Школа редактора» (обучение планированию номера, организация работы редакции участие в профильных конкурсах, работа над созданием портфолио и др.). Другая программа – «Литературный салон». Она ориентирована для ребят, увлеченных литературным творчеством, для тех, кто пишет романы, повести, стихи, пьесы и т.д. Так, мой ученик, четвероклассник Тимофей Муравьев в течение года пишет повесть «Котомафия», главной героиней является его любимая кошка Марыся. Он пытается параллельно работать над детективом «Шерлок Кот».
ВТОРОКЛАССНИКИ И ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ СОЧИНЯЮТ КОРОТКИЕ СКАЗКИ О СВОИХ ЛЮБИМЫХ ИГРУШКАХ ИЛИ О ШКОЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЯХ. А НЕКОТОРЫЕ УВЛЕКАЮТСЯ СОЧИНЕНИЕМ СТИХОВ И ДАЖЕ ХОККУ.
Обычно в группы «продвинутого уровня» ребята приходят после базовой программы. Но иногда 1-2 человека могут сразу попасть сюда, если решили действительно готовиться к поступлению на журфак. Эти группы малочисленные – до шести человек. Занимаемся четыре часа в неделю. Три часа – вместе, один час индивидуально с каждым (дистанционно).
ШКОЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ
Выпускаем вместе с ребятами две общешкольные газеты – «ШАГ» и «На школьной орбите». Материалы пишут не только ученики. Автором может быть и педагог.
ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА – ЭТО ВСЕ-ТАКИ РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ. ЕСЛИ ИЗУЧАЕМ НОВОСТИ, ТО ВЕСЬ НОМЕР СОСТОИТ ИЗ ИНФОРМАЦИЙ, ЕСЛИ РЕПОРТАЖ, ТО НОМЕР СОСТОИТ ИЗ РЕПОРТАЖЕЙ. ЕСЛИ ИЗУЧАЕМ ИНТЕРВЬЮ – ТО НОМЕР ИЗ ИНТЕРВЬЮ.
Иллюстрации делают сами ребята. В учебных газетах сначала все делаю сама. Потом – те, кто занимается по базовой программе, и старшие – сами набирают тексты, вычитывают, проверяют информацию. В группе «Школа редактора» учимся и азам верстки, соотношению иллюстрации и текстов, подбор шрифтов, заголовков, правилам оформления врезок, лидов. Я сама газетчик, но поскольку сейчас многое делается через интернет, мы пробуем готовить видеорепортажи и подкасты. Например, в газете «Молодежка» мы опубликовали вопросы космонавту Сергею Кудь-Сверчкову и в Telegram разместили видео с его ответами.
ЖУРНАЛИСТКА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
С первоклассниками сначала было страшновато работать. Я к ним пришла, а они писать еще не умеют. Учитель предложила: дайте им тему, а они будут рисовать. Так мы в школьной газете стали вести с ними рубрику «Галерея».
КАКИХ ЗНАНИЙ НА ХВАТАЕТ ШКОЛЬНЫМ МЕДИАПЕДАГОГАМ
Если с ребятами выпускают газету школьные учителя, то им обычно не хватает специальных знаний по медиа. А профессиональным журналистам не хватает знаний по возрастной психологии. Они не учитывают, что у ребят могут быть свои подходы к раскрытию темы, у них свои вкусы и предпочтения.
СЧИТАЮ, ЧТО СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ПОДХОД – КОГДА НА ЗАНЯТИЯХ ОБСУЖДАЮТСЯ ТЕКСТЫ, ПРЕДПРИНИМАЕТСЯ ПОПЫТКА РАЗОБРАТЬСЯ, КОМУ АДРЕСОВАНА ПУБЛИКАЦИЯ – ВЗРОСЛЫМ ИЛИ РЕБЯТАМ? КАКУЮ РЕАКЦИЮ МЫ ОЖИДАЕМ? РАДИ ЧЕГО НАПИСАЛИ?
Например, когда кто-то из ребят пишет о своем однокласснике, мы размышляем, почему именно о нем, что о нем узнают ребята из других классов? Чему они могут у него научиться? Школьникам всякий раз приходится напоминать об ответственности автора за свои слова.
У нас был случай, когда девочка написала в газету о том, что пришла на школьную линейку заранее, а классный руководитель опоздал, и все ждали его на улице и очень замерзли. Я не ожидала, что учитель будет оправдываться перед коллегами за свое опоздание и расскажет об этом юному автору. Девочка испытала настоящий шок и целый год не могла писать о событиях в своем классе – боялась, что опять что-то не так скажет.
РАНЬШЕ ПИСАЛИ ПРО ЛЮДЕЙ, А СЕЙЧАС ДЕТИ УВЛЕЧЕНЫ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Многие считают, что сегодня воспитание личности как бы ушло на второй план.
Я с этим не согласна. Знакомство с группой ребят я всегда начинаю стихами своей коллеги:
Журналистика – несерьезно? И вы в это верите?
Журналист – не профессия? Да это просто глупо!
Ведь если Колумбы открывают Америки,
То мы открываем Америки и Колумбов.
На каждом занятии мы говорим с ребятами о том, что именно журналисты делают людей знаменитыми. Направленность нашего творческого объединения – социально-педагогическая. Поэтому медиаобразование – это развитие личности и социализации молодого человека посредством медиа. Несмотря на то, что дети сегодня включены в информационное пространство, работать с информацией их необходимо учить на уроках истории, географии, биологии, литературе и др.
Помощь учителям-предметникам могут оказать медиапедагоги, которые нужны не только ученикам, но и учителям, чтобы помочь им в работе с информацией по самым разным предметам.
СПРАВКА
ЮНПРЕСС – детско-молодежное информационное агентство, которое было создано 12 апреля 1996 года и перерегистрировано в 2016 году. В первые годы существования у ЮНПРЕСС была цель – удовлетворение информационных интересов детей в духе Международной конвенции по правам ребенка, обеспечение условий для наиболее полной самореализации интересов юной личности с помощью средств массовой коммуникации. С развитием информационных технологий, когда изменились технические возможности работы юных журналистов, ЮНПРЕСС поставил перед собой задачу создать детские редакции – от Владивостока до Калининграда.
Фотографии из личного архива Надежды Кулаковой