Автор: Полина Янова
Обложка – это первое, что видит читатель, взяв издание в руки. Еще несколько веков назад в «толстых журналах» она выполняла лишь техническую функцию – сохранность издания. Но со скачком популярности иллюстраций в журналах, первая страница стала отражать концепцию издания и иллюстрировать основную тему номера. Особенно это заметно на примере иностранных журналов («Harper’s Bazaar», «Vogue», «Time»). Какую же роль обложка играла в России? Как отличалась от европейской?
ЖУРНАЛИСТ на примере журналов «Вокруг света» и «Harper’s Bazaar» покажет, как изменились обложки журналов за более чем 150 лет.
Мы специально выбрали именно эти издания, ведь они выходят с 1860-х годов по наше время. Поэтому мы можем отследить основные тенденции в оформлении этих журналов.
1. 1860-Е (ПЕРВЫЕ НОМЕРА)
Сразу можно отметить различие в российском и американском подходе к оформлению обложек. В первом номере «Вокруг света» была твердая книжная обложка, функцию «лица» издания играл титульный лист. Название российского журнала выведено строгим шрифтом и не отнесено в «шапку». В американском, напротив, шапка оформлена отдельно и в тексте использованы буквицы. В «Harper’s Bazaar» центральное место на обложке с самого первого номера занимает иллюстрация. Стоит отметить, что и в том, и в другом журнале картинки на обложке отражают основную суть издания. Горы на обложке «Вокруг света» — путешествия, а прически на обложке «Harper’s Bazaar» — моду.
2. 1900 ГОД
На рубеже веков оформление «Вокруг света» значительно изменилось:
• «книжная» обложка сменилась на классическую «журнальную»
• центральное место стала занимать иллюстрация (чаще всего это могли быть репродукции пейзажей)
• появилась текстовая часть (краткое содержание номера и информация о подписке)
• заголовок стал крупнее, но шрифт остался лаконичным
В «Harper’s Bazaar» за 30 лет мало что изменилось – основную часть обложки также занимает иллюстрация. В отличие от российского издания, текстовый блок пока не появляется — вся информация передается только визуально. Шрифт в названии поменялся, шапка оформлена так же оригинально.
3. 1920-1930-E
К 1930-ым годам стало популярным цветное оформление обложки. И в российском, и в американском журнале используются графические иллюстрации, нарисованные специально для изданий. Текстовая информация в «Вокруг света» исчезает – концепция издания теперь выражена только через картинку. В «Harper’s Bazaar» шапка пропадет и название становится частью иллюстрации.
Отметим, что обложки для «Harper’s Bazaar» с 1910-х годов создавали русские эмигранты: Эрте (1915-1935 гг.), Алексей Бордович и др.
4. 1960-Е
К 1960-м годам журнал «Вокруг света» сформировал знакомый всем заголовок с планетой Земля, который используется по сей день. Текстовая информация также отсутствует, иллюстрация занимает ведущее положение.
Заголовок «Harper’s Bazaar» также изменился – теперь слово «bazaar» выделено шрифтом, как основное. Важно, что на обложке на смену графическим иллюстрациям пришли модельные портреты. С 1950-х «Harper’s Bazaar» использует живые фотографии. В это же время в американском журнале на обложке появляется текстовый блок – краткий анонс содержания номера.
5. 2000-Е
В начале XXI века большую роль в обоих изданиях стала играть фотография: в «Вокруг света» — макроснимки и фото из путешествий, а в «Harper’s Bazaar» — модельные фото. В американском журнале обложки становятся уникальными — цветовая гамма номера индивидуальна и меняется в каждом выпуске. Текстовый блок в виде анонса остается в «Harper’s Bazaar», а в «Вокруг света» на обложку выносится тема номера.
Иллюстрация на обложке: shutterstock.com