Павел Гусев: «Мне всегда важно было делать интересную газету для людей»

Беседовала Ева Меркачева

Павел Гусев — живая легенда журналистики. Четыре десятилетия он возглавляет общественно-политическую газету «Московский комсомолец». За это время сменилось шесть руководителей страны. Гусев был главредом во времена Громыко и Черненко, был при Горбачеве и Ельцине, при Путине и Медведеве. И никогда «МК» не изменил своего курса, оставаясь по-настоящему народной газетой. Павел Николаевич пережил трагические страницы для «МК», и себя лично: журналиста Дмитрия Холодова взорвали, на редакцию нападали, в него самого стреляли… Чтобы все это выдержать и не закрыть газету нужно не только мужество, но мудрость, а Гусев ко всему прочему всегда стоял на принципах защиты свобода слова и демократии.

Накануне юбилея его «главредства» обо всем этом мы расспросили его самого.

 

Павел Николаевич, вы 40 лет главный редактор федеральной общественно-политической газеты «МК». По сути, вы жизнь с журналистикой связали. С чего все начиналось?

— Дело в том, что я не журналист по профессии. Я писал, публиковался, но это были литературно-критические материалы. Были пьесы, они ставились и в Малом театре, в театре Гоголя. В моей жизни был человек для меня очень значимый и знаковый, Александр Аронов. Долгие годы (я его просил, а он пошел на это) мы были соавторами и писали под псевдонимом «Аргус» — Аронов, Гусев. Мы ходили на спектакли и делали театральные рецензии. Отмечу, то, что писал Аргус, становилось для многих (режиссеров, актеров, декораторов и всех остальных) весомой, принципиальной оценкой их творчеству. Мне было очень интересно, работать с ним. Потом Саша ушел из жизни, и «Аргус» тоже ушел.

 Кроме того, я долгие годы занимался общественной работой. Для меня общество, человек и отношения между ними всегда было на первых позициях. Государство и общество я воспринимал всегда через человека. А журналистика является связующим звеном между человеком и государственными и общественными структурами. В журналистике очень важно не выдумывать, а опираясь на факты, описывать действительность. Писатель имеет право на вымысел, а у журналиста такого права нет. Но он может, используя фактуру, создать материал, который станет по-настоящему интересным и, возможно даже, войдет в историю. Поэтому для меня всегда важно было делать интересную газету для людей, а не для чиновников, аппаратчиков. Такую газету, которую самому интересно читать.

У вас был наставник?

— Прямого наставника у меня, как у главного редактора, не было. Хотя в первые месяцы работы я с помощью своих друзей познакомился с известными главными редакторами того времени (начало 80-х годов), и это помогло мне осознать, что я должен работать по-другому. Потому что все они были воспитаны на партийно-жестком руководстве редакционным коллективом.

А для кого вы являетесь наставником?

— Наверно, для многих журналистов. Я был и деканом факультета журналистики, и преподавал, читал лекции и сейчас читаю.

Что самое сложное в работе главного редактора?

— Понимать, что ты можешь быть очень временным человеком, потому что особенно в советское время тебя могли в любой момент, по щелчку пальцев, снять с работы. Сейчас это сложнее сделать, но все равно возможно.

Работа главного редактора очень опасная и очень требовательна к выработке консенсуса с законодательством, и с различными руководящими органами в той или иной сфере. Мне повезло (или не очень), но я совмещал пост главного редактора с работой в правительстве Москвы в должности министра печати. Я тогда увидел на деле, как выстраиваются отношения между СМИ, руководством, правительством, начальником, чиновником. И это помогло мне исправлять казусы, которые иногда случаются.

Коллектив МК

Были конфликты с серьезными чиновниками? Пытались ли они сместить вас и закрыть «МК»?

— Конечно, и неоднократно. Были и очень жесткие случаи. И арестовать меня хотели, и угрозы в мой адрес высказывали (в открытую говорили, что недолго я просуществую). Мне приходилось ездить и на бронированных машинах, и с охраной и многое другое делать, чтобы работать так, как я считал нужным.

И как вы выходили из этих конфликтов?

— Я не боялся продолжал работать. Когда спокойно смотришь недругам в глаза, и не угрожаешь, а пишешь о них правду, то, что они должны услышать о себе, это является главным твоим оружием.

За что вас хотели арестовать?

— Следствие было, пытались вменить финансовые нарушения. Но у нас все было чисто, и все обвинение рассыпались.

А, правда, что Борис Ельцин очень любил «МК»?

— Да, он об этом напрямую при мне говорил другими руководителями: «Вот как нужно делать газету». Ему нравилось наше отношение к работе, честное, открытое, порой жесткое. Ельцин к «МК» относился с большим уважением.

Кто еще из руководителей страны с интересом читает газету?

— Понятия не имею и не хочу знать. Наверное, многие относились с уважением к нам и сейчас относятся, знают, что газета пережила многое. Я не стал бы перечислять имена, потому что это неправильно.

Какой период был самым тяжелым для «МК»?

— Самое тяжелое время для нас – конец 80-х. Менялась власть, нас закрывали. Но мы, несмотря ни на что, выпускали газету и сами ее раздавали. Нам угрожали, а мы продолжали делать газету. Был путч, чудом мы спаслись, потому что в газету приходили боевики и обстреливали. Я лежал на полу у себя в кабинете, все стекла были в дырках от пуль, в редакцию пытались ворваться. Помню, что нас тогда спасла дверь, она была железная.

«МК» массовая газета, которую читает обыватель?

— Да, и это же хорошо. Некоторые называли нас желтой газетой и пытались принизить значение «МК». Не удалось. Росли тиражи, потому что читатель видел в нас не желтизну, а отношение к своей аудитории. «МК» относят к массовой прессе, «Коммерсант» «Российскую газету» и некоторые другие издания — к качественной. Но «Российская газета» — это вообще правительственная газета, которая печатает то, что нужно. «Коммерсант» — деловая, бизнес-газета. Однако люди-то не все занимаются коммерцией, не все хотят в цифрах разбираться, большинство хотят знать, что происходит в окружающем их мире. И здесь есть мы.

Когда вы создавали концепцию «МК», опирались ли на какие-то издания российские или западные?

— Я очень много тогда ездил по миру, изучал различную прессу и смотрел, как работают журналисты в разных изданиях. Но я «не слизывал» ни с какого, я искал интересные подходы. Когда мы первую полосу разрабатывали, а она менялась уже раз 10 за мою работу, мы собрали полосы всех самых известных газет со всего мира, разложили их на полу и смотрели, как выглядят первые полосы в испанских, американских, бельгийских, немецких СМИ и т.д.

Менялась ли концепция «МК», рубрики, дизайн, тематика?

— Постоянно меняется. В начале 90-х годов писали о рынке и всем, что с ним связано, сегодня — про СВО и т.д.

А каким темам и жанрам отдаете предпочтение?

— Мне очень нравится рубрика «Срочно в номер». Я считаю ее самой важной, с нее многие начинают читать всю газету. Люблю читать материалы, связанные и с историей Москвы, с историей развития политики в нашем государстве, интервью, которые делают наши журналисты. В каждом из них — желание понять не только героя, но и его знаковость, значение в этом мире.

«МК», несмотря на свое название, является изданием федеральным. За счет чего удается расширять аудиторию?

— С самого начала мы решили, что «МК» должен выходить за рамки города и области. Мы пытались делать это через почту, через Союзпечать. Потом пошли по другому пути: купили газету в Санкт-Петербурге, через несколько месяцев поняли, что не получается, должна быть не просто чужая редакция, которая работает по своей схеме, а должны быть твои собратья, которые работают в твоем режиме. Тогда мы начали создавать «МК» в различных регионах. Да, сначала было трудно, а потом дело сдвинулось. Сегодня 60-80% в региональных вкладках «МК» — материалы федерального «МК», а остальное — местные темы. На сегодняшний день мы самое крупное российское издание, которое в 175 регионах имеет свои отделения.

Вы много лет совмещаете работу в Союзе журналистов Москвы с работой в должности главного редактора. Конфликт интересов не усматривали?

— Нет, потому что Союз журналистов Москвы всегда работает только в интересах журналистов

Кто для вас хороший журналист?

— Человек с горящими глазами, который не задумываясь отправиться в любую точку Москвы, Московской области, земного шара, чтобы найти героя, увидеть, разобраться, и в конечном итоге сделать материал. Он не думает о том, успеет ли он покушать, где он будет ночевать, для него самое главное — успеть к моменту, когда будет свершаться то или иное событие и увидеть его через призму человеческих отношений.

Вы можете определить по начинающему журналисту будет ли из него толк?

— Да, по материалу, по тому, как он пишет. К сожалению, многие пишут стандартно и сухо. Для меня очень важно, чтобы в каждом материале была жизнь, а не просто факты. А это достигается тональностью, которая выстраивается в материале и показывает отношение и журналиста, и общества к тем или иным проблемам.

«МК» через 50 лет — это какой «МК»?

— Думаю, через 50 лет будет уже интернет-МК, вряд ли печатная версия сохранится, потому что она не выдержит конкуренции. Да и то поколение людей, которое любит печатные версии, уйдет. Останутся те, кто тыкает пальцем в гаджеты.

Меняется ли статус журналиста в глобальном мире и с чем это связано?

— Да. Глобальный мир все больше и дальше отходит от реальной ситуации. Это некий искусственный мир с событиями, которые пытаются связать с искусственным интеллектом, искусственным мышлением, искусственным созданием тех или иных вещей особенно в области журналистики, кино, искусства. И это странно. Не может машина или прибор заменить человеческий разум. Да, что-то может быть написано машиной, но там точно не будет 2-3 слов, строчки, которые помогут человеку любить, относиться к себе и окружающему миру с пониманием.

А наставление тем журналистам, которые будут его возможно читать через 50 лет?

— Журналистика — это профессия для людей. Хороший журналист всегда работает не на себя, свое имя, а для своей аудитории. Вы рассказываете человеку о том, что он не сможет увидеть сам. Журналисты бывают в разных точках мира, они пишут о том, что один человек не сможет никогда узнать и познать в одиночку, а журналисты всегда это могут сделать и всегда делают. Они открывают мир, поэтому журналистика всегда будет востребована.


Фотографии из архива Павла Гусева