Текст: Юлия Линкевич, главный редактор газеты «Заря» (п. Троицко-Печорск, Республика Коми)
ЮЛИЯ ЛИНКЕВИЧ, главный редактор газеты «Заря»
– На страницах «Зари» мы делаем ставку на людей, которые любят наш район. Публикуем материалы об их жизни, переживаниях и судьбах. Наши подписчики и покупатели газеты – люди читающие. И мы ими дорожим».
Для того чтобы вам было легче понять особенности нашей редакционной работы, считаю необходимым рассказать о Троицко-Печорском районе, на территории которого распространяется газета «Заря». Несмотря на то, что райцентр – Троицко-Печорск – поселок городского типа, в Республике Коми его считают глубинкой. Ближайший город от Троицко-Печорска – в двух с половиной часах езды на автомобиле. По официальным данным в районе числится 10 612 человек, мы же ориентируемся на цифру центральной районной больницы: по активным амбулаторным карточкам у нас всего восемь тысяч, из них две тысячи – дети, и более пяти тысяч – люди пенсионного возраста. Конечно, многие стараются переехать в город, идет значительный отток населения.
ЭКОНОМИКА РАЙОНА РАЗВИВАЕТСЯ МЕДЛЕННЫМИ ТЕМПАМИ. КОНКУРЕНЦИИ СРЕДИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕТ, ПОЭТОМУ И У НАС ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА ДОХОДОВ ОТ РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ НЕ ОСТАЛОСЬ.
Мы рассказываем читателям об успехах и проблемах производственников и предпринимателей, о том, как стараются выжить сельские магазины, а также о людях, которые не боятся и при господдержке открывают собственное дело. И, конечно же, о скромных тружениках, которые делают нашу жизнь комфортнее.
Наша прежняя рубрика «Культура досуга» практически ушла в прошлое, на страницах остались значимые культурно-массовые мероприятия, остальные публикуем в группе газеты во «ВКонтакте». А вот освещение злободневных тем и пути их решения стали наиболее актуальны.
Положительные отзывы получаем после публикации материалов из серий «Чем живешь, глубинка?», «По карте района», исторических материалов. А еще читатели признаются, что, к своему удивлению, узнают много нового о земляках, даже о тех, с которыми давно живут по соседству.
Конечно же, мы с удовольствием рассказываем о перспективных и талантливых молодых людях, о школьниках, которые достигают успехов в олимпиадах, различного уровня конкурсах. Инициативных, целеустремленных.
КАК БЫ БАНАЛЬНО И ПАФОСНО ЭТО НИ ЗВУЧАЛО, МЫ ГОРДИМСЯ НАШИМИ ЛЮДЬМИ И СЧИТАЕМ ИХ САМЫМ ЦЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ РЕСПУБЛИКИ И РАЙОНА.
ТРУДНОСТИ ЗАКАЛЯЮТ
За последние семь лет коллектив редакции стал меньше в два раза. С одной стороны, сократили расходы, отказались от собственного автомобиля, с другой – далеко не каждый способен выдержать напряженный рабочий ритм. Хорошо, когда все в строю, но отпуска, больничные или, как в моем случае, декретный отпуск, никто не отменял. И тогда, что скрывать, приходится тяжко. Погружаемся в работу с головой, доверяем друг другу. Однажды новому сотруднику, бухгалтеру, настолько доверились, что чуть не остались без штанов. Окунувшись в нашу финансовую деятельность, мне удалось вернуть долг в несколько сотен тысяч, а со временем нашли и надежного главбуха.
ГОВОРЯТ, ТРУДНОСТИ ЗАКАЛЯЮТ. ЭТО ПРАВДА. МЫ ЕЩЕ БОЛЕЕ СПЛОТИЛИСЬ, ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ СИЛЬНОЙ КОМАНДОЙ.
Едва отошли от финансовых проблем, как нагрянул ковид. Жесткие ограничительные мероприятия, связанные с коронавирусной инфекцией, сначала нас ввели в некоторое замешательство. Жизнь вокруг будто остановилась, опустевшие улицы напоминали город Припять. Где брать инфоповоды? И вот тогда нас выручила группа газеты, созданная во «ВКонтакте» в 2012 году. К этому времени мы набрали приличную для нашего района аудиторию – более 10 тысяч подписчиков. Первых подписчиков привлекали опросами, размещением бесплатных объявлений частного характера, фотографиями с мероприятий и так далее. Открывали группу и в «Одноклассниках», но показался не очень удобным формат, да и времени не хватало.
В соцсети мы спрашивали у людей, как они переживают ковид, сидя дома, и они охотно делились с нами. Было довольно интересно: одни увлеклись новым хобби, другие – освоили музыкальный инструмент.
Но нас ждал еще неприятный сюрприз. Более двух десятков лет «Зарю» реализуем в местной сети магазинов. Люди из-за боязни заразиться старались не выходить даже за продуктами. Продажа районки, а это третья часть тиража, резко сократилась.
Закрылась библиотека, где подписчики получали районку по альтернативной подписке.
БОЛЕЕ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ПО СУББОТАМ НАМ САМИМ ПРИШЛОСЬ РАЗНОСИТЬ ЕЕ ПО ПОЧТОВЫМ ЯЩИКАМ.
ШКОЛА ЖИЗНИ
В прошлом году газете «Заря» исполнилось 90 лет. Редакция для многих людей стала настоящей школой жизни, впрочем, как и для нас. Помимо главного редактора и бухгалтера, трудятся верстальщик и три пишущих сотрудника. Остается вакантным место специалиста наполнения сайта и группы в соцсети.
Самый молодой сотрудник – редактор по выпуску газеты. Не профессионал, но старается верстать грамотно. Особенности верстки вместе черпаем из вебинаров, анализируем дизайн других изданий.
В коллективе – филолог, геолог, социальный работник и единственный дипломированный журналист. Эта девушка пришла в редакцию 13 лет назад, не имея опыта работы. Потребовалось время, чтобы она по-настоящему полюбила журналистику. По целевому направлению поступила в университет, получила диплом. Начинала младшим корреспондентом, теперь она редактор отдела писем. В прошлом году ее материал стал победителем специальной номинации престижного журналистского конкурса «Золотой гонг».
В целом стаж пишущей братии приличный. Как никогда нас поддерживают материалами наши ветераны.
По пальцам можно пересчитать внештатных авторов, зато какие материалы они присылают! Они делятся глубокими мыслями, жизненным опытом, поднимают проблемы благоустройства, беспризорных собак, семейных и духовных ценностей.
В день рождения (когда круглая дата – особенно) принято получать поздравления и слышать только хорошее. В качестве подарка к юбилею мы решили преподнести себе экспертизу профессионалов «Золотого фонда прессы». Подавая заявку на участие в конкурсе, мы не рассчитывали на присвоение знака отличия, ждали оценку газеты, то есть нашего совместного труда. И получили знак отличия I степени!
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ДОСТАВКА
СМИ Республики Коми всегда получали поддержку в виде субсидии из регионального бюджета. Финансирование составляло лишь 30-40% бюджета редакции. В качестве дополнительного дохода мы использовали гранты, выигранные в региональных конкурсах для СМИ. С приходом новой власти финансирование изменилось в лучшую сторону. Появилась возможность укреплять материально-техническую базу.
РЕКЛАМА ИЗ ГАЗЕТЫ ПОСТЕПЕННО УХОДИТ. ОСТАЛИСЬ ЕДИНИЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ МИКРОКРЕДИТНОЙ КОМПАНИИ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ И ПАРА-ТРОЙКА ЧАСТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ.
Зато есть спрос на рекламу во «ВКонтакте». Конечно же, ее стоимость гораздо меньше размещенной в газете. И только мы стали использовать этот канал, как ввели достаточно сложный для нас закон о маркировке рекламы в интернете. Работать нам спокойно не дают…
Зато с «завидным» постоянством увеличиваются расходы. Каждый год дорожают услуги печати, а в прошлом – даже дважды, в общей сложности на 15%. «Зарю» печатаем в республиканской типографии. И пока соглашаемся на установленные расценки, потому что получаем газетную бумагу в виде спонсорской помощи. Наш благодетель – Сыктывкарский лесопромышленный комплекс.
Не скромничает почта. Каталожная цена меньше стоимости доставки – выглядит парадоксально! Самой высокой, по сравнению с другими торговыми точками, была и розничная стоимость газеты. А еще в густонаселенном микрорайоне закрыли киоск «Союзпечать», оставили только в почтовом отделении связи. В результате, представьте только, с тиража почта продавала всего по пять экземпляров! Естественно, от такого сотрудничества пришлось отказаться.
Но мы всегда делаем акцент на менее затратные способы получения газеты – на альтернативную подписку. К примеру, в организациях, по месту работы, куда доставляет наш курьер.
ДЕШЕВЛЕ ВСЕГО ВЫПИСАТЬ РАЙОНКУ НЕПОСРЕДСТВЕННО В РЕДАКЦИИ. ИЛИ ПОЛУЧАТЬ ЕЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, ТАКИЕ ПОДПИСЧИКИ У НАС ТОЖЕ ЕСТЬ. А ПАЦИЕНТАМ СТАЦИОНАРОВ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ ПРИНОСИМ БЕСПЛАТНО.
В ОНЛАЙНЕ И ОФЛАЙНЕ
В последние годы пришло осознание, что сайт и группа в соцести – перспективные площадки для «Зари». Однако и здесь, чувствуем, одной информацией не обойтись. Попробовали запустить прямой эфир. Сначала с футбольной площадки, где за ежегодный кубок газеты «Заря» боролись команды, затем запустили диалог с главой на наболевшую тему – об обращении с отходами на территории Троицко-Печорского района.
На сайте открываем новые рубрики – «Таинственный Троицко-Печорский район», «Люди района», «Молодое поколение». Мыслей много, реализовать их не всегда получается: не хватает времени, специалистов и, возможно, знаний.
С надеждой привлечь молодые кадры редакция участвует в ярмарках вакансий, которые проводит центр занятости населения.
В ЭТОМ ГОДУ РЕШИЛИСЬ СОЗДАТЬ КЛУБ ЮНКОРОВ. РАЗРАБОТАЛИ ПЛАН РАБОТЫ, ОТБИРАЕМ КАНДИДАТУРЫ. ЖЕЛАЮЩИХ НЕМНОГО, НО ЛИЧНОСТИ НЕОРДИНАРНЫЕ.
Постоянно сотрудничаем с районным советом ветеранов. Активно помогаем в выпуске многотомника «Поклонимся великим тем годам».
Находимся в тесном контакте с Троицко-Печорском историко-краеведческим музеем имени А. Н. Попова. В прошлом году провели интересное совместное мероприятие «Два юбилея – одна история», которое посвятили юбилейным датам газеты «Заря» и музея. Увлеченно и дружно наши гости отыскивали музейные экспонаты, угадывали представителей животного мира, о которых писал сотрудник газеты. «Заристы» провели мастер-класс, итогом которого стал спецвыпуск новой газеты «Восход». А затем вспомнили детство, создавая поделки из газет в технике оригами.
СПРАВКА
Газета «Заря» (прежние названия – «Печораса вoрлэдзысь» / «Печорский лесоруб», «Новая Печора») издается с 10 апреля 1932 года. Выходит один раз в неделю при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми. Объем: 12 полос формата А3. Учредители: администрация главы Республики Коми, администрация муниципального района «Троицко-Печорский», АУ РК «Редакция газеты «Заря». Сайт: gazetazarya.ru.
Источник фото: из архива газеты «Заря»