Революцию остановит, в горящий самиздат войдет

Автор: Екатерина Матвеева

ЖУРНАЛИСТ собрал истории пяти женщин-журналисток, чей вклад в профессию неоценим, а имена неоправданно забыты. Одни рисковали жизнью ради хорошего материала, пробираясь через баррикады, другие боролись с несправедливым отношением к себе и близким. Подробнее читайте в нашем материале.

 

ГАЛИНА БЕНИСЛАВСКАЯ (1897-1926) 

Бениславская далеко не всегда мечтала быть журналистом, как это часто бывает. По окончании университета девушка успела побывать в эпицентре Гражданской войны, где от расстрела ее чудом спасли сначала в плену «белой», а затем «красной» армии. После этого Бениславская год работает в Чрезвычайной комиссии под руководством Николая Крыленко.

В этот период происходит одно из главных событий в жизни Бениславской – знакомство с поэтом Сергеем Есениным, без которого мы сейчас, вероятно, и не знали бы, кто такая Галина Бениславская. В этот период она активно занималась литературными делами Есенина. «Он доверял ей вести переговоры с редакциями, заключать договора на издания. Письма Есенина к Г. А. Бениславской полны поручений и разного рода просьб: подобрать стихи для тех или иных изданий, сообщить литературные новости. Немало внимания она уделяла организации материальной стороны жизни поэта, его быта», — вспоминала Янина Козловская, подруга Галины.

С 1923 начинается журналистская карьера Бениславской, когда она попала в ежедневную газету для крестьян «Беднота». В период Гражданской войны газета занималась военной пропагандой, показывала преимущества крупного коллективного хозяйства, освещала культурные изменения, популярно объясняла и продвигала политику коммунистической партии среди сельских трудящихся. Письма читателей публиковались в разделе «Барометр бедноты». Особенно внимательно сами крестьяне читали «Сельскохозяйственную лабораторию» — раздел газеты, где читателям рассказывали о новых методах агротехники. В газете «Беднота» Галина Бениславская проработала до конца своей жизни.

В 1925 году трагически умирает Сергей Есенин. Это событие сильно сказывается на состоянии Бениславской. В 1926 спустя год после смерти поэта она совершает самоубийство на его могиле, оставляя предсмертную записку с просьбой не винить Есенина, ведь «в этой могиле для нее все самое дорогое». 

 

ЛАРИСА РЕЙСНЕР (1895-1926) 

Первое литературное произведение будущей журналистки выходит через год после ее поступления в институт. Героико-романтическая пьеса получила название «Атлантида». Набивая руку на написании произведений, девушка начинает помогать отцу в выпуске литературного сатирического журнала «Рудин». Михаил Рейснер полностью доверяет редакторским и авторским способностям дочери: в ее ведении выбор фельетонов и стихотворений об интеллигенции политической, творческой, а также критических материалов о политике «оборончества». Именно благодаря Ларисе Рейснер мир узнал о Мандельштаме, Рождественском, Грузенберге, Купреянове и Топикове. Начинающая журналистка, зная их еще по университетскому «Кружку поэтов», пригласила молодых поэтов и художников для сотрудничества в «Рудин». 

После закрытия журнала в 1916 году Рейснер успела проработать в литературном, научном и политическом журнале «Летопись», а также в социал-демократической газете «Новая жизнь» под руководством Максима Горького.

В 1921 году Лариса Рейснер в составе советской дипмиссии подписывает мирный договор с Афганистаном. Спустя четыре года она выпустит мемуары об этой поездке под названием «Афганистан». Не успев вернуться в Москву, Рейснер отправляется в Германию. Она работает репортером от «Красной звезды» и «Известий» и параллельно курирует государственный переворот в Германии, который готовили большевики. Переворот не удался, а события той поездки Лариса описала в сборниках «Гамбург на баррикадах», «Берлин в 1923 году» и «В стране Гинденбурга».

В последний год жизни Рейснер успела выпустить книгу о трудовых подвигах и жизни шахтеров — «Уголь, железо и живые люди», а также исторические этюды-портреты, посвященные декабристам — «Портреты декабристов». Лариса Рейснер умерла на 31 году жизни от тифа. 

ФРИДА ВИГДОРОВА (1915-1965) 

Творческая деятельность Вигдоровой отчасти была предопределена полученным литературным педагогическим образованием. С 18 лет Фрида работала учителем в школе. Там она увидела методы преподавания в советских учебных учреждениях, о чем потом напишет много текстов.

Журналистская карьера Вигдоровой началась во время Великой Отечественной войны в Ташкенте. Именно там произошли две важные встречи – с писательницей Лидией Чуковской, дочерью знаменитого писателя, которая в свою очередь познакомила Вигдорову с поэтессой Анной Ахматовой. Тогда журналистка работала корреспондентом «Правды». Именно Вигдорова содействовала в публикации стихотворения Ахматовой «Мужество», без публикации которого не было бы ташкентского сборника стихов поэтессы. 

Вигдорова сотрудничала с изданиями «Правда», «Литературная газета» и «Комсомольская правда». В соавторстве с советской переводчицей Норой Галь она освещала неудобные темы, например, воспитания детей в советских школах. В 1948 году, в разгар борьбы с космополитизмом, Вигдорова была уволена из редакции «Комсомольской правды». Начались проблемы с публикациями. В это трудное время журналистка выпускает повесть «Мой класс», основанную на собственном преподавательском опыте.

С 1950-х девиз Вигдоровой «Не люблю, когда травят людей» зазвучал особенно громко. Она поддержала Пастернака, которого травили за публикации в западных изданиях. В 1964-м журналистка выступила в поддержку Бродского. Но Вигдоровой не суждено было узнать, чем закончится дело Бродского. В 1965 году, за месяц до окончания судебного процесса, она умирает от рака.

 

ИРИНА ПРУСС (1943

В 1962 году Ирина Прусс поступила на факультет журналистики МГУ. Спустя четыре года начинается ее карьера. Прусс приглашают на работу в одно из самых крупных изданий Советского Союза — «Московский комсомолец». Семь лет спустя журналистка начинает сотрудничать с научно-популярным журналом «Знание – сила», где она проработает до 2019 года. 

Кажется, Прусс успела написать обо всем за свои 46 лет работы в редакции — от материалов про театр до социального механизма экономики. Также журналистка сотрудничала с журналами «Неприкосновенный запас», который посвящен становлению либеральной мысли в России, и «Политические исследования», в котором обсуждаются вопросы мирового политического развития и модернизации российской политики.

Уже в преклонном возрасте Прусс начала работать в МГУ и Уэслианском университете. Сейчас легендарная журналистка занимается репетиторством по русскому языку и готовит абитуриентов к экзаменам.

 

АННА НАРИНСКАЯ (1966-) 

В 1992 году, спустя два года после окончания филологического факультета МГУ, Наринскую принимают на должность продюсера новостей и документальных фильмов в московское отделение BBC. Проработав там шесть лет, Наринская параллельно сотрудничает с еженедельником «Эксперт». 

С 2003 года Анна Наринская стала спецкором «Коммерсанта», где проработала 14 лет. Она освещает культурную политику страны и даже организовывает выставку «Первополосные кадры» с лучшими снимками из фотоархива издания за 15 работы. 

2016 год стал для Наринской богатым на творческие достижения. Выходит первый сборник ее статей — «Не зяблик. Рассказ о себе в заметках и комментариях». Наринская размышляет о влиянии искусства на повседневность, о наследии культуры 90-х и диссидентах. В этом же году Наринской удается организовать выставку «200 ударов в минуту», посвященную печатной машинке, как символу писателей и журналистов XX века. 

С 2017 журналистка два года ведет программу «Наринская и Ревзин» на Дожде* с соведущим Григорием Ревзиным, историком, искусствоведом и журналистом. В этом же году начинается ее сотрудничество с «Новой газетой». За 27 лет журналистской деятельности Анна Наринская успела поработать в «Снобе», журналах «Сеанс», Vogue, Forbes и еще в 11 изданиях.

 

*Внесен в реестр иностранных агентов, заблокирован на территории РФ


Иллюстрация на обложке: shutterstock