Автор: Николай Михайлов
В 1915 году созданный либеральной интеллигенцией «Журналистъ» пришлось закрыть. «Издание наше не встретило со стороны товарищей-журналистов ни материальной поддержки, ни трудовой помощи», — констатировалось в редакционной статье. К растущим экономическим трудностям в связи с начавшейся Первой мировой войной добавилось мощное давление цензуры. А революция 1917-го и гражданская война эти трудности еще более усугубили. Тиражи газет и журналов упали катастрофически. И дело было не только в общей разрухе, в нехватке бумаги и типографского оборудования. Подписка на периодические издания, которая до революции держалась на читателях из интеллигенции, рухнула.
Уже на следующий день после Октябрьского переворота новая власть закрыла самые крупные буржуазные газеты («Речь», «Русское слово», «Новое время» и др.). Вскоре их участь разделили газеты и журналы недавних большевистских союзников — меньшевиков, эсеров, анархистов. Значительно поредело и оказалось расколотым журналистское сообщество: кто-то погиб на гражданской, кто-то начал сотрудничать с новой властью, кто-то ушел в белогвардейские издания, кто-то оказался в эмиграции, многие поменяли род занятий, став политработниками, чекистами, совслужащими.
Новая власть, однако, еще со времен ленинской «Искры» прекрасно понимала важность печатного слова и вскоре взялась за создание новой прессы для новых читателей. Выступая на 1-м Всероссийском съезде советских журналистов (ноябрь 1918 г.), член Политбюро ЦК РКП(б), председатель Моссовета Лев Каменев наставлял аудиторию: «Мы должны выяснить, каким должен быть тип необходимой для нас газеты, чтобы каждый рабочий, каждый полуграмотный человек увидел и понял, что такое газета <…> Газета должна быть мощным орудием пропаганды».
Но чтобы охватить печатным словом миллионы рабочих и крестьян, новой «красной прессе» требовались и новые, преданные революции «красные» журналисты. Чему и призван был способствовать возрожденный в 1920 году профессиональный журнал. Над названием долго не мудрили. Был «Журналистъ», стал «Красный журналист». Редакции выделили одну комнату в доме №6 на Малой Лубянке (что символично). Ответственными редакторами были назначены А. Минченко и С. Смирнов, о дальнейшей судьбе которых нам, к сожалению, ничего не известно. Издание журнала было поручено «АгитРОСТу».
Со старым «Журналистомъ» его красный однофамилец не имел ничего общего. Радикально изменилась редакционная политика журнала. Тема защиты журналистов, которая когда-то была главной, исчезла напрочь (зачем их защищать от родной советской власти?). Отныне они должны были нести своим читателям идеи большевиков, вдохновлять их на «беспощадную борьбу с буржуазией». Однако пришедшие «от сохи и от станка» молодые сотрудники советской периодики не владели азами профессии, а старые журналисты не спешили, да и не очень умели заниматься пропагандой.
«Мало кто из читателей-журналистов, — сетовал «Красный журналист, — вменяет себе в обязанность выполнять профессиональный долг: поделиться в журнале своим наблюдением и опытом». Редакция как могла исправляла положение. Не случайно первые номера журнала выходили с подзаголовком «Инструкторская страничка». «Наш «Красный журналист» (расширенная «Инструкторская страничка») — попытка прийти на помощь неопытным товарищам», — говорилось в редакционной статье. В первых же номерах публикуется серия статей члена редколлегии «Правды» Вячеслава Карпинского «Как нужно писать», здесь же — советы «Как найти, что писать в газету», с которыми выступает редактор уездной газеты «Путь бедняка» (Ельня, Смоленской губернии), впоследствии знаменитый советский поэт Михаил Исаковский.
Острая необходимость в простейшей агитации при катастрофической нехватке бумаги привела к созданию устных газет, что явилось небывалым явлением в истории отечественной, да, наверное, и мировой журналистики. Что такое устная газета, как ее поставить, какими должны в ней быть материалы, как привлечь к сотрудничеству в ней рабкоров — обо всем этом подробно писал «Красный журналист». Уже во втором номере журнала появилась статья Марии Ульяновой «Новое оружие» и заметки одного из редакторов устной газеты Валентина Астрова «Как мы устроили устную газету». Астров рассказал, как в центральном парке Смоленска в вечерние часы два раза в неделю проводится чтение устной газеты, содержание которой составляют специально подобранные материалы на «злобу дня». Насколько важное значение придавалось этому виду пропаганды, свидетельствует уже то, что почти в каждом номере журнала сообщалось о новых и новых устных газетах.
Надо сказать, что название «Красный журналист» новое советское издание носило недолго. После того, как красная армия «на Тихом океане свой закончила поход», журналу вернули его исконное имя — с 1922 года он снова стал «Журналистом». Но окончание гражданской войны не снизило революционный накал заметок пишущих в журнал рабкоров и селькоров.
Я не знаю, интересуются ли нынешние студенты — будущие журналисты — первыми советскими периодическими изданиями? Студенту журфака МГУ 50-х годов Олегу Дмитриеву, ставшему потом известным поэтом, они были интересны и важны. Об этом он писал в своих студенческих стихах:
«Ты молод еще, однокурсник мой,
Ты мало еще написал,
Узнай же о тех, чей корявый слог
Врага разил наповал,
О тех, кто под пулями шел вперед
Нелегким нашим путем… —
Открой «Журналист».
Двадцать третий год —
Прочти раздел «Под огнем».
Название «Журналист» журнал носил до 1933 г. О том, как сложилась его жизнь впоследствии, расскажем в следующих номерах.
Это была вторая часть рассказа о создании нашего журнала. Первую вы можете прочитать тут.
Иллюстрация на обложке: Снимок М. Маркова-Гринберга «Первый фотокружок» («Журналист», 2008, №11)