Автор: Том Корфман (перевод – Арина Красавина)
В чем смысл первого предложения? Сделать так, чтобы ты дочитал до второго.
Внимательно читать чужие материалы — это способ учиться. Особенно, если речь идет о писателях, чьим трудом мы восхищаемся. Материалы Пулитцеровских лауреатов неоправданно затмеваются репортерскими. Понятно, почему так происходит, но все равно обидно.
Хороший лид должен дать фору читателю. Иногда лид умещается в короткое предложение, но таких примеров немного среди работ победителей Пулитцера. В других случаях, это короткая история, которая может найти отклик у читателей.
Вот четыре подсказки от победителей Пулитцера-2023, как писать лиды. Мы процитируем истории, чтобы вы могли сразу увидеть манеру письма.
ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ
«Засада в Юфоле: забытая расовая бойня в Алабаме» (Кайл Уитмайр, AL.com, 16 января 2022 г.)
«Пойдем со мной, я покажу тебе дыру в истории Алабамы.
Центр города Юфола красив, как открытка. Он настолько соответствует голливудской картине того, как должен выглядеть маленький южный городок, что продюсеры фильма “Стильная штучка” решили снять здесь пару кадров, хотя сцены с Риз Уизерспун снимались за рекой, в Джорджии».
Повествование идет плавно несколько абзацев, пока резко не прерывается на комментарий: «сегодня мы отправимся обратно на старый Юг, но не на этот».
Колонка Уитмайра была частью серии статей о том, как государство умышленно не замечает своего прошлого. В мае Уитмайр выиграл Пулитцеровскую премию.
Прямое обращение («пойдем со мной») обычно используется в лиде, когда тема материала относится напрямую к читателю. Этим лидом Уитмайр не только персонализирует проблему, но и примеряет на себя роль проводника, вечного литературного персонажа.
ОБЩАЯ КАРТИНА
«Федеральные чиновники торгуют акциями компаний, курируемые их ведомствами» (The Wall Street Journal, 11 октября 2022 г.)
Эта история была частью сборника, выигравшего Пулитцеровскую премию в области расследовательского репортажа. Вот как журналисты начали первую часть:
«Тысячи чиновников признались, что владеют или торгуют акциями, которые могут вырасти или упасть в зависимости от решений, принимаемых их ведомствами. Это показало расследование Wall Street Journal.
Более 2600 сотрудников различных ведомств, от Министерства торговли до Министерства финансов, как при республиканской, так и при демократической администрации, раскрыли информацию о вложениях в акции компаний, когда те лоббировали в их ведомствах выгодную политику. Это более, чем каждый пятый высокопоставленный федеральный служащий в 50 федеральных агентствах, рассмотренных журналистами Wall Street Journal».
Далее журналисты приводят девять случаев владения чиновниками акциями, но ни один из этих примеров не выведен в лид. Вместо этого, о масштабе проблемы сообщает лишь пара предложений. Посмотрите, насколько «тысячи» в первом предложении проще, чем конкретное число в следующем абзаце, которое, в то же время, уточняет: каждый пятый высокопоставленный сотрудник.
ВРАЩЕНИЕ ВПЕРЕД
«Расистские высказывания в слитых аудиозаписях членов совета Лос-Анджелеса вызвали возмущение» (Los Angeles Times, 9 октября 2022 г.)
Газета Los Angeles Times стала источником экстренных новостей о беспорядках в городе. Давайте посмотрим на лид первой истории о тех событиях – «Расистские комментарии в Совете Лос-Анджелеса».
«За закрытыми дверями председатель городского совета Лос-Анджелеса Нури Мартинес делала откровенно расистские замечания, высмеивала некоторых своих коллег по совету и в резких и грубых выражениях говорила о том, как следует проводить политику в городе.
Почти год эти разговоры сохранялись в тайне, пока в воскресенье слитая запись не стала отправной точкой скандала. К вечеру воскресенья трое коллег Мартинес призвали ее уйти в отставку».
В этих трех предложениях журналист описывает ситуацию, показывает реакцию общества и затем подводит к тому, что может произойти далее.
Чтобы заполучить внимание читателя, нужно объяснить, почему эти новости должны быть ему небезразличны. Если у читателей появляется причина переживать, они начинают протестовать, что приводит к конкретным результатам. Так, Мартинес ушла в отставку спустя три дня после скандала со слитой записью.
ОТКРЫТИЕ
«Мы должны забирать наших детей: секретная история правительства США по разлучению семей» (Кейтлин Дикерсон, The Atlantic, 7 августа 2022 г.)
Кейтлин Дикерсон была отмечена в номинации «Объяснительный репортаж» за рассказ о политике разлучения детей-мигрантов с родителями. Вот начало ее репортажа.
«Синтия Кинтана работает психотерапевтом для детей, проходящих через американскую иммиграционную систему. Каждый раз, когда Синтия встречает нового пациента в своем кабинете в Гранд-Рапидс (штат Мичиган), она выполняет привычную процедуру: звонит родителям или ближайшим родственникам, чтобы сообщить им, что ребенок находится в безопасности и о нем хорошо заботятся.
Обычно этот процесс происходит в течение нескольких часов после прибытия детей. Большинство из них — подростки, которые запомнили или записали номера телефонов своих родственников в записных книжках, которые они везли с собой через границу. К моменту звонка их семьи, как правило, уже обеспокоены и с тревогой ожидают новостей после того, как они в порыве отчаяния отправили своих детей в одиночку в другую страну в поисках безопасности и надежды на будущее.
Но летом 2017 года Кинтана столкнулась с любопытным случаем. К ее столу подсел трехлетний гватемальский мальчик с ослепительной улыбкой и черными волосами, стриженными “под горшок”. Он был слишком мал, чтобы самостоятельно добраться до места назначения. У него не было с собой телефонных номеров, а когда она спросила, куда он направлялся или с кем был, мальчик ничего не ответил, уставившись в пустоту. Кинтана пролистала его личное дело в поисках дополнительной информации, но ничего не нашла. Тогда она обратилась за помощью к сотруднику иммиграционной и таможенной службы, который через несколько дней сообщил нечто необычное: отец мальчика находится в федеральной тюрьме».
Чтобы рассказать историю, необходимо овладеть хронологией, а затем разбить ее на части. Вы ведь обычно не рассказываете с самого начала, вы начинаете с середины событий. В статье о разлучении детей-мигрантов с их семьями Дикинсон начинает с описания героини текста и ее работы. Затем происходит сюжетный поворот, появляется необычная деталь. Неочевидная ошибка становится поводом для расследования.
Лид сразу задает вопрос: «Как этот ребенок попал сюда?» Чтобы ответить на него, потребуется 30 000 слов.
ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ ЛИДЫ
Когда у вас есть идея для истории, важно придумать заголовок и первые предложения, прежде чем полноценно приступить к работе. Это поможет вам сфокусировать внимание на особенно важном, сформулировать тезисы. Вероятно, акценты будут меняться в течение работы, однако у вас уже будет опора.
Одна из формул написания лидов состоит в том, чтобы сначала определить традиционные элементы репортажа: кто, что, когда, где, почему и как? Затем сделать выбор, какое из данных слагаемых следует поставить первым. Этот процесс выбора очевиден во втором и третьем примерах, которые привлекают читателя новостями. Но это не единственный способ.
Иллюстрация на обложке: shutterstock.com
Материал взят с сайта Ragan.com