Сторителлинг уже давно существует не только в писательском и сценарном мастерстве: его успешно используют и в маркетинге, рекламе и, конечно же, в журналистике. Ниже – подборка советов о наиболее эффективном использовании историй в различных журналистских материалах.
IN MEDIAS RES
Латинское выражение, переводящееся как «в середине дела», обозначает прием, при котором сюжет начинается с ключевого момента, а не с начала истории. Часто используется в эпических произведениях и романах и позволяет сразу погрузить читателя в сюжет, вызывая интерес к развитию происходящего. В журналистике отлично подходит для репортажей. Вместо того чтобы «начинать с начала», погрузите читателя сразу в гущу событий.
Пример: подкаст-расследование «Ученицы» о харассменте в летней школе, где вся суть произошедшего известна с первых минут. Слушатель уже знает, что случится с героями, однако желание узнать подробности и предысторию усиливает интерес к прослушиванию.
ПОЛОЖИТЬ ТЕКСТ В ХОЛОДИЛЬНИК
Нет, не нужно класть текст в холодильник. В третьем сезоне сериала «Друзья» главный герой Джо читал «Сияние» Стивена Кинга, но книга показалась ему настолько страшной, что он положил ее в морозильник. Так и появилось название приема.
В журналистике, несомненно, важна оперативность, поэтому подобное неприменимо к новостям и срочным репортажам. Но, например, аналитический текст стоит отложить на время в сторону и дать ему «отлежаться». Например, на сутки. После этого при перечитывании вам удастся оценить ваше произведение более трезво и сразу увидеть ошибки. Но имейте в виду, если вы держите текст неделями – это признак прокрастинации или творческого кризиса.
ПРИМЕНИТЬ СТОРИТЕЛЛИНГ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ДАННЫХ
Цифры тоже умеют рассказывать истории. Дата-сторителлинг – это использование данных для визуализации рассказа. Этот прием объединяет анализ данных с элементами сторителлинга, чтобы помочь читателям или зрителям лучше понять сложные темы или события через наглядные примеры.
К примеру, объемные аналитические материалы, особенно в спортивной журналистике, или насыщенные деталями происшествия лучше объяснять через визуализацию данных. Она помогает сделать абстрактные понятия и статистику более доступными и актуальными для аудитории.
Истории в цифрах любит издание SPORTS.RU. Вот пример такого материала.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЮЖЕТНУЮ АРКУ
Сюжетная арка – это компонент истории, который описывает развитие событий и переживаний героев от начала до конца. Включает моменты, поворотные точки и разрешение истории, создавая единое и цельное повествование. Использование этого приема в журналистских материалах, к примеру, поможет сделать репортаж более цельным, а новость – структурированной. Сюжетная арка – это короткие абзацы для лучшей читаемости и усвоения ключевых моментов. Важно не забывать обеспечивать достоверность и точность информации и придерживаться основных принципов написания материалов.
Сюжетные арки использовала журналистка Александра Сулим в книге «Безлюдное место». Каждая глава начиналась с истории конкретного человека (жертвы, убийцы или сотрудника Следственного комитета), тем самым удерживая внимание читателя постепенным добавлением фактов.
КИНУТЬ КРАСНУЮ СЕЛЕДКУ
Прием с неординарным названием подразумевает использование ложного следа. Впервые был использован в периодике. В 1807 году журналист Уильям Коббет подверг критике газеты за преждевременное сообщение о поражении Наполеона, сравнив ложные сообщения с практикой использования сильного запаха красной селедки для отвлечения собак от другого запаха. Так понятие стало обозначать намеренную попытку отвлечь общественность от других важных внутренних проблем.
Прием не подойдет для репортажей и новостей, но вполне впишется в объемное журналистское расследование, особенно пригодится в подкастах и других аудиовизуальных форматах.
Кстати, именно этот прием можно частенько встретить в передаче «Следствие вели» с Леонидом Каневским. Да, это тот самый сюжетный поворот, когда по какой-то причине настоящий преступник оказывается вне подозрения, а зритель узнает правду только в конце.
Иллюстрация на обложке: shutterstock.com