В ногу со временем: как использовать моушен-дизайн в медиа

Профессия моушен-дизайнера в России считается достаточно молодой, хотя и существует она как минимум с появлением первых титров в кино. ЖУРНАЛИСТ выяснил, как выглядит сегодня моушен-дизайн и как он применяется в медиасфере.

ЧТО ТАКОЕ MOTION-ДИЗАЙН?

Дословно «motion» переводится с английского как «движение». Одно это слово передает суть моушен-дизайна, который основан на превращении статичной картинки в анимированную. Но есть разница между обычной анимацией и моушен-дизайном.

«Анимация — это более широкое понятие. Моушен-дизайн — это подраздел анимации. Отличие между ними в сфере применения: у моушен-дизайна она более узкая, более точечная», — объясняет ДАРИЯ ГЕОРГИАДИ, моушен-дизайнер и преподаватель в онлайн-академии дизайна «M-Art».

По сути, любая анимация, которая дополняет общую композицию визуальными элементами, — это моушен-дизайн. Сейчас это настолько привычное явление, что не сразу осознаешь, что анимация при нажатии на иконку в смартфоне, всплывающая плашка в новостях или иллюстрированные примеры на YouTube — это все работа дизайнера.

КАК СТАТЬ МОУШЕН-ДИЗАЙНЕРОМ?

В России до недавнего времени изучить моушен-дизайн можно было либо самостоятельно, либо на специальных курсах: вузы в основном предлагали программы обучения на основе графического или веб-дизайна. Сейчас ситуация потихоньку меняется, и можно увидеть, как учебные заведения предлагают отдельную программу обучения по этому направлению. Однако это все еще редкость для вузов, поэтому проще выучиться самостоятельно или записаться на онлайн-курс: онлайн-школы предлагают свои траектории обучения. Подкидывают дров в этот тренд и сервисы по поиску работы, предлагающие зарплаты начинающим специалистам больше 50 тыс. рублей. Хотя цифры спокойно могут доходить до 100 тыс. рублей и более.

Несмотря на хорошую рекламу, у моушен-дизайна есть свои подводные камни, о которых стоит помнить перед началом обучения. В первую очередь, это необходимость понимания основ графического дизайна и геометрии, а также наличие специальных программ и компьютера, способного все это потянуть.

«Я пришла на курсы моушен-дизайна без каких-либо знаний, в то время как моя группа состояла из профессиональных графических дизайнеров. Поэтому некоторые вещи, которые были для всех очевидны, для меня же представляли трудности. Мне требовалось больше времени и труда, чтобы выполнить то или иное задание», — делится своими впечатлениями ДАРИЯ ГЕОРГИАДИ.

 

МОУШЕН-ДИЗАЙН В МЕДИА

Несмотря на весь «хайп», в действительности не все знают, что профессия моушен-дизайнера существует уже несколько десятилетий. Одним из ярких примеров является телевидение, в котором используется broadcast-дизайн — разновидность моушен-дизайна, характерный для телеканалов.

«Broadcast-дизайн — это одна из неотъемлемых составляющих оформления телевидения. Однако в нем меньше творчества, больше дисциплины, правил и ограничений. Но и порядка больше», — рассказывает ДАРИЯ ГЕОРГИАДИ.

У выпусков новостей broadcast-дизайн проявляется еще непосредственно перед началом вещания — в интро.

Остальные элементы, такие как плашки с именами корреспондентов, инфографика, титры — это тоже все broadcast-дизайн, который сотрудники телеканалов используют для информирования зрителей. Зачастую они используют готовые шаблоны, под которые подгоняют все необходимые данные. И хотя свободы творчества в этом мало, у ведущих broadcast-дизайнеров есть возможность вносить свои элементы в телеканал, оставляя таким образом свой след.

Куда более свободным моушен-дизайн себя ощущает в рекламе: необходимость в продаже товара рождает поистине креативные рекламные ролики. Одна только презентация WWDC от Apple в 2023 году в период трансляции собрала 2,3 млн. просмотров, причем пиковая активность составляла 1 млн. зрителей.

Несмотря на свободу творчества и возможности в рекламе, взамен моушен-дизайнер получает больше ответственности и задач, которые необходимо выполнить.

«В рекламе у моушен-дизайнера намного больше ответственности, потому что от него зависит, насколько эффективна будет сама реклама и доход клиента. В зависимости от того, зацепит ли реклама потенциального покупателя или нет, будут те или иные показатели продаж. Также в рекламе у моушен-дизайнера намного больше именно аналитической работы. Он должен изучить своего клиента: его потребности, целевую аудиторию, вычислить триггерные точки, чтобы зацепить покупателей, создать “вау-эффект” и таким образом повысить продажи компании», — рассказывает ДАРИЯ ГЕОРГИАДИ.

 

БУДУЩЕЕ МОУШЕН-ДИЗАЙНА

Несмотря на развитие профессии с появлением нейросетей вопрос о ее перспективности не обошел стороной. Уже сейчас существуют нейросети, способные генерировать изображения, эффекты и даже сами видео, которые можно использовать в моушен-дизайне. А в Adobe After Effects, в одной из основных рабочих программ моушен-дизайнера, появились специальные плагины, делающие нечто подобное и значительно упрощающие жизнь специалиста. Однако все это требует контроль со стороны человека, который бы следил за всем процессом и направлял работу в нужное русло.

«Если моушен-дизайнер будет держать руку на пульсе, то он всегда будет востребован, несмотря на развитие искусственного интеллекта. Я в целом не верю, что ту или иную профессию можно полностью заменить ИИ, обрекая людей на безработицу. Если человек будет постоянно работать над собой, то он будет использовать новые технологии, чтобы дальше строить свою карьеру и использовать ИИ как своего помощника, а не видеть в нем конкурента. Но важно другое: у ИИ нет эмпатии, а моушен-дизайнеру в большинстве случаев нужно передать эмоцию», — делится своим мнением моушен-дизайнер ДАРИЯ ГЕОРГИАДИ.

То же касается и broadcast-дизайна: по мнению Дарии, нейросеть способна сократить объем работы broadcast-дизайнера, так как в этой сфере многие процессы поддаются автоматизации. Но даже так полностью заменить человека искусственный интеллект на телевидении не сможет.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com

Видео с оленем: иллюстратор Анна Посохина, моушен-дизайнер Дария Георгиади