За последние четыре года количество спецпроектов у издательского дома «Аргументы и факты» увеличилось более чем в 10 раз. О том, как реализовать успешный проект, где найти надежных партнеров и чем полезна такая работа для любого СМИ — как для крупнейшего в стране общественно-политического еженедельника с 45-летней историей, так и для маленькой районной газеты — ЖУРНАЛИСТ поговорил с первым заместителем генерального директора ИД «АиФ» Мариной Мишункиной.
МАРИНА МИШУНКИНА, первый заместитель генерального директора ИД «АиФ»
— Почему для издательского дома «Аргументы и факты» так важно развивать это направление?
— Во-первых, мы видим интерес к нему со стороны читателей. ФОРМАТ СПЕЦПРОЕКТА ПОЗВОЛЯЕТ ПОСМОТРЕТЬ НА ОДНУ ТЕМУ С РАЗНЫХ СТОРОН, ПОКАЗАТЬ РАЗНЫЕ АСПЕКТЫ И СДЕЛАТЬ ЭТО РАЗНЫМИ ЖАНРОВЫМИ СРЕДСТВАМИ. ОН ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ ПРОСТО «ПРОБЕЖАТЬСЯ» ПО ОТДЕЛЬНЫМ ФАКТАМ, А ВНИКНУТЬ В СУТЬ, ЧТО-ТО УЯСНИТЬ, В ЧЕМ-ТО РАЗОБРАТЬСЯ. А с учетом нынешнего информационного шума, царящего вокруг нас, это оказывается важным.
Во-вторых, интерес спецпроекты вызывают и у партнеров нашего издательского дома. Многие компании, даже заточенные на бизнес-показатели, в последнее время осознают себя частью общества в целом. И хотят участвовать в общественной жизни — спецпроекты с их разнообразием форм это позволяют делать.
В-третьих, нам самим очень интересно заниматься таким видом работы. Каждый спецпроект — это новый продукт, который создается целым коллективом, включая редакторов, авторов, дизайнеров, координаторов, фотографов, операторов. То есть каждый раз мы с нуля делаем что-то абсолютно новое: рождаем идею, придумываем способы и средства, чтобы ее реализовать, а потом претворяем в жизнь.
Не случайно идеи спецпроектов исходят и от журналистов редакции, и от сотрудников коммерческой службы, и от наших ивент-специалистов. Все уже погружены в это, все видят, какие интересные получаются у нас проекты, и приходят с предложениями. А потом мы коллективно оцениваем эти предложения: хватит ли собственных сил, каких партнеров можно привлечь и так далее.
— Как у вас выстроена дальнейшая работа?
— Идею нужно покрутить, оформить в проект: продумать, какими средствами ее реализовать, с какими партнерами, разработать концепцию проекта. У нас есть отдел, который занимается только спецпроектами — начиная от разработки концепций, продолжая координацией хода работ при реализации и заканчивая подготовкой итоговой отчетности.
Отдельная часть работы — это подготовка контента. К ней мы привлекаем наших журналистов. Вместе с редакцией решаем, кто из них займется конкретным проектом, учитывая его тему, форматы, жанры. Как правило, это несколько авторов, дизайнеры, фотограф (иногда — съемочная группа) и редактор.
Таким образом, формируется проектная группа: творческие сотрудники и организаторы производства. Редактор со старшим координатором обсуждают предстоящие работы и определяют их последовательность. А далее — за дело. За работу творческого коллектива отвечает редактор, за организацию встреч с участниками проекта, мероприятий, съемок, соблюдение графиков и прочее — старший координатор.
При этом оба работают в единой связке при контроле со стороны руководителя отдела спецпроектов, который следит за тем, чтобы все условия договора, заключенного с партнером, были выполнены.
ИМЕННО ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПОМОГАЕТ ВЫСТРОИТЬ РАБОТУ ЧЕТКО И ПОНЯТНО ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ КОМАНДЫ. ТАКАЯ МОДЕЛЬ ХОРОШО РАБОТАЕТ ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА ПОДКЛЮЧАЮТСЯ ЛЮДИ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ. А У ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «АИФ» ВЕСЬМА СОЛИДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС. Вы знаете, что у нас по всей стране есть региональные редакции, которые также участвуют в реализации крупных федеральных проектов (помимо того, что уже успешно выпускают и собственные спецпроекты).
— Расскажите о ключевых проектах, которые вы реализовали в последнее время. Какую пользу они принесли издательскому дому?
— Давайте посмотрим прошлый год. Из выпущенного я отмечу, во-первых, проект «Уникальные водоемы России», потому что это пример того, как один проект органично вырастает из другого.
В 2021 году у нас был проект «Тюмень. Озеро Соленое». Это озеро, расположенное в Бердюжском районе, известно во всей Тюменской области. Его вода и грязи по своим целительным свойствам сопоставимы с Мертвым морем. Летом в пиковый период туда приезжает до 400 автомобилей в день. Но туристы парковали свои автомобили прямо на траве, а после отдыха заваливали берег пакетами с мусором. Затем местная администрация оборудовала стоянку для машин, установила бетонные урны, стал дежурить охранник. Однако не хватило средств на контейнеры и туалеты.
Наша региональная редакция рассказала об этой проблеме нам, а мы в свою очередь — нашему партнеру, компании «Роснефть», у которой в Тюменской области есть дочерние предприятия. В этом проекте мы работали не только в виртуальном пространстве и в еженедельнике «АиФ», но и на самом озере. А вместе с нами — сотрудники предприятий «РН-Уватнефтегаза», «Тюменнефтегаза» и Тюменского нефтяного научного центра (входят в структуру «Роснефти»). В итоге все обустроили. Появились не только мусорные контейнеры, биотуалеты, но и информационные щиты, рассказывающие о целительных свойствах воды и грязей.
Этот проект заставил нас задуматься: наверное, такое замечательное озеро, популярное в своей местности, но с необустроенными берегами, в стране не одно. И вот в 2022 году родился новый, уже весьма масштабный, проект — «Уникальные водоемы России».
Прошло 30 акций по очистке берегов рек и озер в разных регионах страны. Информационные материалу в поддержку выходили в еженедельнике «Аргументы и факты», на сайте aif.ru и соцсетях издательского дома. О водоемах и наших акциях рассказали и другие СМИ. И как следствие, получено еще 50 заявок на реализацию аналогичных проектов. То есть наше начинание живет и трансформируется в новые проекты.
Еще один прошлогодний проект, который хочется упомянуть, — это «100 семей, 800 детей», пропагандирующий большие семьи в молодежной среде. Мы нашли в разных уголках страны многодетные семьи и рассказали о них, то есть опять подключили свой ценнейший региональный ресурс. Оказалось, что все мамы счастливы, активны, и их дети тоже счастливы. При этом они разносторонне развитые: хорошо учатся, занимаются в кружках и секциях, помогают родителям в быту. А мужья с большой теплотой рассказывают о своих женах. Отлично поработали фотографы — снимки семей живые, оптимистичные. Технические и дизайнерские решения при этом тоже нестандартные. В итоге проект заражает оптимизмом. Мы надеемся, что для нашей молодой аудитории он станет стимулом к созданию больших семей.
— По каким критериям вы оцениваете успешность того или иного проекта?
— Начиная работать в направлении спецпроектов, мы для себя определили главный критерий — высокий охват. И с тех пор приоритеты не изменились. ВСЕ ПРОЕКТЫ — КАК РЕДАКЦИОННЫЕ, ТАК И КОММЕРЧЕСКИЕ — УВЕЛИЧИВАЮТ НАШИ АУДИТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ПОТОМУ ЧТО СВОИМИ НЕСТАНДАРТНЫМИ ФОРМАТАМИ ОНИ ПРИВЛЕКАЮТ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КТО НАШИ ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ МАЛО ЧИТАЕТ.
В проекте «Уникальные водоемы России» мы получили 500 тысяч просмотров его сюжетов только в соцсетях. Аудитория проекта «100 семей, 800 детей» в соцсетях составила 5 миллионов человек, 500 тысяч уникальных пользователей пришло на сайт.
— Какие форматы и площадки при реализации проектов вы используете чаще всего?
— Как правило, наши спецпроекты мультиформатные и мультимедийные. К примеру, проект «Вредные советы самозанятым» (его мы делали в партнерстве с нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы») для популяризации микропредпринимательства вышел в виде газетной книжки-малышки со смешными «детскими» рисунками художника Михаила Дурново. А потом дополнился диджитал-версией и постами в соцсетях.
Проект «Мир неравнодушных людей», который мы начали делать в прошлом году, а завершили в этом, — это диджитал с интеграцией видеоформата, плюс конференция в пресс-центре «АиФ» с онлайн-включениями. На сайте содержится 100 историй о проектах НКО и людях, которые их осуществляют. Каждая история изложена в виде текста и представлена видеосюжетом.
А вот виртуальный музей Корнея Чуковского, созданный нашей санкт-петербургской редакцией, — это исключительно диджитал.
— Насколько блокировка некоторых соцсетей осложнила вам жизнь?
— Безусловно, промо в соцсетях сопровождает каждый проект. И конечно, блокировки поначалу нас насторожили, потому что мы потеряли значительную часть аудитории этого сегмента. Но жизнь идет дальше — люди перешли на доступные площадки, и пошел рост аудитории на наших страницах там. Сейчас мы уже практически не вспоминаем о заблокированных сетях.
— Как вы находите и по каким принципам подбираете партнеров для проведения того или иного проекта?
— Это зависит от каждого конкретного проекта. Когда мы решили масштабировать экологический проект по очистке водоемов, мы просто пообщались со своими постоянными партнерами, узнав, кому из них интересна эта тема. Нас поддержали Всероссийское общество охраны природы, «Росатом» и «Норникель».
«Вредные советы самозанятым» — мы понимали, что такая тема должна быть интересна именно команде нацпроекта по малому предпринимательству. И собственно, разрабатывали проект целенаправленно.
«100 семей, 800 детей» — проект сложный и своим масштабом, и технической реализацией. Поэтому был один способ его реализовать — получить грант. Мы и заявили его на конкурс в Институт развития интернета (ИРИ).
Точно так и с новым проектом — «Доброволец». В прошлом году после начала СВО мы видели, как много людей по зову сердца помогаю фронту и жителям Донбасса. И у нас родилась идея показать их. Мы решили представить разных добровольцев — и тех, кто идет сражаться, и тех, кто возит в зону СВО гуманитарные грузы, и врачей, спасающих жизни, и учителей, помогающих донбасским детям, и строителей, восстанавливающих разрушенные дома, и артистов, поддерживающих дух бойцов и мирных жителей. Каждый из них рассказывает о своей работе сам — с реальными подробностями и естественными эмоциями. Уже вышла первая часть проекта, где мы представили пока шесть героев-добровольцев, а всего их будет 20. Кроме того, для тех, кто хочет помочь, но не знает, куда идти, мы даем там инструкции: как стать добровольцем.
Этот проект мы также разрабатывали, чтобы подать на конкурс в ИРИ, и рады, что выиграли грант.
— Что посоветуете тем региональным изданиям, которые уже занимаются спецпроектами, а также тем, кто только собирается или у кого эта работа не получается эффективной?
— Я бы посоветовала рассматривать в качестве партнеров такие организации, как ИРИ, Президентский фонд культурных инициатив, Фонд президентских грантов, а также частные фонды, которые также предоставляют гранты на социальные проекты. К сожалению, редко кто в районных газетах отваживается участвовать в таких конкурсах. Но на самом деле по опыту нашего сотрудничества мы видим, что поддерживать региональные заявки там всегда рады.
Конечно, на грантовых проектах очень строгая отчетность. Это трудно, но главное-то — результат.
— Какой спецпроект «АиФ» — ваш самый любимый?
— Самый любимый — всегда, наверное, тот проект, которым занимаешься в настоящий момент. А сейчас мы занимаемся «Добровольцем». И просто влюбляемся в каждого нового героя. Все это удивительно самоотверженные и неравнодушные люди. Надеемся, что они станут примером и для других. Чем больше мы работаем над проектом, тем больше осознаем его значение в нынешней ситуации. И он, задуманный в диджитале, стал теперь дополняться газетными материалами — по инициативе редакции.
Источник фото: ИД «Аргументы и факты»
Иллюстрация на обложке: Freepik