О школьной журналистике. Хотели как лучше?

Несколько лет назад, 4 июня 2021 года, на сайте МЦКО появился исполненный оптимизма анонс: в новом учебном году в столице стартует проект «Медиакласс в московской школе». В каждом нововведении всегда присутствует риск, что дело пойдет согласно хорошо известной у нас формуле «хотели как лучше – получилось как всегда». Спустить сверху директиву, ясное дело, одно. Понимать, что такое профессия журналиста – другое. Познакомить с ней хотя бы в первом приближении 15-ти и 16-тилетних – третье.

Главная сложность, обозначающаяся уже в зародыше, – насколько верно представление в школах о том, кто такой «журналист», как и с какими целями организовано преподавание на факультетах журналистики, как журналистика соотносится с медиа. Это не одно и то же. Но учитель-физик, к примеру, работающий в должности директора, иметь представление об этом соотношении на уровне преподавателя вуза не обязан. Именно поэтому хотелось бы привлечь внимание к этой проблеме именно тех, кто организует медиавертикаль со стороны школ. Вопрос о том, как понимают «журналистику» и «медиакоммуникации» люди из департамента образования, лучше вынести за скобки – за его очевидной бесплодностью.

Овладевание профессией, что не секрет, начинается с понимания ее задач и функций в обществе, ее социальной миссии – с понимания, почему требования, предъявляемые к специалисту, работающему в этой области, именно такие, а не иные. ОТЧЕТЛИВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА ОТ ЛИТЕРАТОРА, ФИЛОЛОГА, ШОУМЕНА, МЕДИАМЕНЕДЖЕРА ИЛИ ПИАРЩИКА ДОЛЖНО БЫТЬ АЛЬФОЙ И ОМЕГОЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ НА КАЧЕСТВЕННУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Только в отношении к прагматическим задачам журналистика определяется как профессия, связанная с языком, созданием текста и коммуникацией. Не менее важно выделение ее в качестве «твердого ядра» медиакоммуникаций, имеющих довольно неопределенное понятие и существенно затрудняющих формирование тех самых профессиональных стандартов: между отрисовкой визуального контента в графическом редакторе и созданием смысла, меняющего к лучшему социальную реальность, прямой связи нет. Так чему в первую очередь должен обучаться будущий «медиаспециалист»?

 

Ответить на вопрос, как успешно выстроить обучение журналистике в школе, будет проще, если не упускать из вида базовые требования к журналисту в его более-менее классическом понимании. Перечислю эти качества в порядке, не связанном с их значимостью. К ним относятся:

•   социальный темперамент;

•   интеллектуальность, аналитический склад ума;

•   способность работать с большими объемами информации; широкая эрудиция; коммуникабельность;

•   личное мужество, принципиальность;

•   креативность;

•   высокий уровень владения письменной и устной речью: ответственность за создание и трансляцию смысла всегда лежит на журналисте даже в случае с телевидением: техническое качество видеоряда – сфера ответственности видеографа;

•   целостное понимание прагматики журналистского высказывания.

Если сформулировать в самом общем виде, информирование, коммуникации и просвещение с целью управления социальной реальностью – вот что такое социальная миссия журналиста. Так что, не считая такие производные от журналистики, как реклама и пиар, в целом как деятельность она стоит на трех китах – таковы абсолютная ценность истины, своевременная проверенная информация, ясно сформулированный смысл.

Только внедрив в голову учащегося эту не бог весть какую сложную мысль, можно приступать к 1. овладеванию практической лингвистикой (языком как инструментом коммуникации) и 2. практическому знакомству с конкретными жанрами газетной, радио и телепублицистики, а также другими форматами подготовки текстов. Последнее (конкретные литературные формы передачи смысла) – лишь емкости для «транспортировки» информации и смыслов, которые журналист, отчетливо понимая для чего они предназначены, обучается создавать, как гончар – лепить горшки. Ясное понимание профессиональной прагматики позволяет журналисту «лепить горшки» наилучшим образом – создавать «емкости» под информацию конкретного вида: для радио, телевидения, печати – репортажи, интервью, информационные заметки, аналитические статьи, обзоры, рецензии, очерки, фельетоны, закадровый текст, пресс-релизы, тексты публичных выступлений, посты в соцсети. Этим журналист отличается от поэта и беллетриста, идущих на зов своего воображения, а не информирующих о фактах. Остальное – вопрос техники.

 

Теперь расскажу, с каким пониманием обучения журналистике в школе может столкнуться профессиональный журналист.

После пары экзерсисов на телекамеру для школьных соцсетей наивные дети с уверенностью чуть ли не в своей избранности приходят по расписанию на занятие. Учитель спрашивает, какие федеральные СМИ они знают. Случается конфуз. Дальше вообще происходит нечто невообразимое. Учитель просит купить целую печатную газету «Известия» и проанализировать рубрикатор, наполнение и дизайн. Это оказывается уже совсем ни в какие ворота. Будущие «журналисты» не считают нужным знакомиться с главными информационными изданиями страны и кивают на интернет, мол, «мы все оттуда берем». Откуда, задаешь вопрос. И опять тишина и мертвые с косами стоят. На вводных занятиях, посвященных таким, я надеюсь, уже понятно, важным вопросам, как «Язык СМИ», «Социальная миссия журналиста», «Структура медиарынка» (вводные уроки, согласно программе для школ за подписью Е.В. Вартановой, декана главного журфака страны) школьникам, сознательно выбравшим медиакласс, оказывается «неинтересно», о чем вам с некоторым наездом сообщает «классная». Портфолио нам давайте, портфолио!

Здесь можно всерьез и надолго отклониться от темы, слагая инвективу, почему те, кто никогда не работал в профессии, кто ни слова не опубликовал за копейку, так склонны транслировать хамские оценочные суждения в духе: «Ой, ну, журналист… Ну, балаболка с микрофоном!» Кто же, хочется спросить, виноват, что ваше внимание не привлекает никакой иной тип журналиста, кроме «балаболки с микрофоном»? Ища легкой жизни, ориентирующиеся на подобные представления старшеклассники поступают в медиакласс, а там, оказывается, надо пахать – надо писать. Надо учиться мыслить остро и писать креативно, не по шаблону, а еще интересоваться чем-то, кроме самих себя.

Возникает логичный вопрос. Зачем вообще тогда открывать медиаклассы в каждой третьей московской школе? ЗАЧЕМ, ШКОЛЬНИКАМ, ЕЩЕ ЗАСЫПАЮЩИМ В ОБНИМКУ С РОЗОВЫМИ ПОНИ, ПЛОХО ОРИЕНТИРУЮЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ СЕБЕ И БЛИЗКО СОВРЕМЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ТАКИЕ, ПРЕМУДРОСТИ, КАК «УПРАВЛЕНИЕ В КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЯХ», «БИЗНЕС В МЕДИАСФЕРЕ», «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» И ТАК ДАЛЕЕ ПО ТЕКСТУ ИЗ АНОНСА НА САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ?

 

Проблема медиаклассов в школе начинается уже с того, что профессия журналиста и вообще работа с публичным словом требуют определенных личных качеств. Это профессия, требующая любопытства, социальной активности, определенной зрелости. НУЖНО БЫТЬ ЗРЕЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ЛИЧНОСТЬЮ, ЧТОБЫ ПОСТУПАТЬ НА ЖУРФАК С ИДЕЕЙ ВЛИТЬСЯ В ТАКУЮ КРАЙНЕ НЕПОПУЛЯРНУЮ И НЕБЛАГОДАРНУЮ СФЕРУ РАБОТЫ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. Один из признаков инфантилов – низкая социальная активность. Но журналистика как раз и подразумевает интерес к другим людям, а не к своему «личику на экране». Это профессия, подразумевающая мотивацию менять общество к лучшему. Успешная биомасса блогеров, вещающих ни о чем в известной запрещенной сети, ничего не доказывает и эту истину не отменят. Она лишь показывает уровень массовых потребителей цифрового контента.

Зачем нужны медиаклассы в любом их исполнении школьному руководству понятно. Руководитель решает минимум одну задачу: обеспечивает наполнение соцсетей школы силами «юных журналистов». Само по себе это не несет в себе ничего плохого. Совмещать полезное с необходимым – не только можно, но и нужно. Другой вопрос, что решение этой задачи не должно идти в разрез с интересами учащихся. Профанация обучения журналистике – точно не в их интересах. Печально, что обсуждение моего опыта с коллегами, так или иначе соприкасавшимися со «школьным медиаобразованием», дало основание сделать вывод: мой опыт неуникален. Родителям и школьным педагогам стоило бы принять к сведению. На журфаке МГУ бюджетный набор – порядка 100 человек. Плюс 100 «платников». А ведь это федеральный уровень. На факультет поступают школьники Москвы и всей России. Вдумайтесь в эту цифру, прикинув, что треть московских школ должна подготовить «выпускников медиавертикали». Не говоря о том, что в профессию вливаются не только выпускники столичных журфаков.

Понятно, что в итоге все упирается в квалификацию школьного руководства именно в качестве управленцев. Ну, не обязан, еще раз повторю, каждый школьный учитель быть в курсе анатомии всех новых или старых профессий. Другое дело, что обеспечивать грамотный учебный процесс хотя бы в относительном варианте, если уж школа взялась за медиаобразование, он обязан. Последнее подразумевает работу в тандеме с профессионалами, а не самодеятельность по принципу «что хочу, то и ворочу» ради решения своих локальных проблем. Или исключительно ради отчета.

На практике чиновники, школа и профессиональная журналистика остаются параллельными прямыми. И, самое главное, сам подход к организации школьных медиаклассов, по-видимому, должен быть откорректирован в принципе. Стоит ли открывать обязательный класс или достаточно занятий в рамках дополнительного образования – по пиару, медиабизнесу, дизайну, со всеми «медийными» прибамбасами? Должно быть продуманное решение. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ВСЕ ЭТО «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ» ТАК И ОСТАНЕТСЯ АКТИВНОСТЬЮ ПО ТИПУ ШКОЛЬНОЙ СТЕНГАЗЕТЫ, А ТОЧНЕЕ МЕДИЙНЫМ СИМУЛЯКРОМ (ЧИТАЙ – МЫЛЬНЫМ ПУЗЫРЕМ), ВЫПУЩЕННЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧИНОВНИКАМИ.


Фотография: Анна Касоева

Иллюстрация на обложке: shutterstock.com