Ничего не знаете о математической физике или о финансовых инструментах, но редактор ждет от вас материалы на эти темы? ЖУРНАЛИСТ поговорил с коллегами по цеху и попросил их ответить на вопрос: «Что делать, когда нужно говорить о вещах, в которых не разбираешься?»
НАЧНИТЕ С МАЛОГО: ИЗУЧИТЕ БАЗУ ПО ВАШЕЙ ТЕМЕ
Журналист сам по себе ничего не знает. Или знает, но не так хорошо, как, например, профессор с экономического факультета МГУ. И это нормально. Но если вы сами не понимаете, о чем говорите, ваша аудитория тем более не поймет.
«Когда я только начинала работать в газете, редактор любил повторять: “Журналист — это тот, кто ничего не знает, но всем интересуется”. И я дотошно все выспрашивала, расширяя свой кругозор. У энергетиков училась различать дроссели и пускатели, у следователей понимать разницу между кражей и грабежом, с финансистами разбиралась в тонкостях бюджетного планирования…», — делится своим опытом главный редактор газеты «Гатчинская правда» ЕЛЕНА СУРАЛЁВА.
Найдите эксперта, прочитайте соответствующую литературу; ознакомьтесь со статистикой и пр. Если еще 20 лет назад с этим могли возникнуть проблемы, то сейчас в арсенале журналиста есть мощнейшее информационное оружие человечества — интернет. Какие ресурсы могут вам помочь?
1) Социальные сети (в них можно связаться с экспертами);
2) Специализированные форумы (в комментариях люди охотно делятся своими знаниями и опытом);
3) Онлайн-библиотеки (например, в государственных библиотеках можно получить доступ к Литресу, а вместе с ним — возможность читать часть книг совершенно бесплатно);
4) Научные онлайн-библиотеки (Киберленинка, eLibrary);
5) Сайты исследовательских компаний, которые выкладывают статистику по интересующей вас теме;
6) Официальные сайты государственных учреждений;
7) Если вы хорошо владеете английским, то обратитесь к зарубежным источникам, а также к специальным поисковым системам (Google Scholar, Internet archive, elicit.com, statista.com и т.д.);
8) В случае, если вы пишете о человеке, то готовьтесь к тому, что вам придется изучать предыдущие материалы о нем, смотреть хронику, общаться с его близкими, а если речь идет о покойном человеке, то дело может дойти до изучения мемуаров.
Трудности возникают тогда, когда в интернете вся необходимая информация отсутствует или ее недостаточно, чтобы разобраться в вопросе. И вот тут на помощь приходят архивы и оффлайн-библиотеки. И люди. Иногда только они и могут помочь.
Так было у КРИСТИНЫ СУХАНОВОЙ, продюсера компании «Телеинвест», режиссера и автора сценария д/ф «Математический Людвиг»:
«Людвиг Фаддеев — это математический физик, которого понимают где-то человек 200 в мире. Моей главной задачей было рассказать о нем так, чтобы люди хоть немножко понимали, о чём он говорил. И почему он действительно великий математик. Я первый месяц находилась в каком-то недоумении: “Куда идти? Где искать?”. Затем я обратилась в институт Стеклова, где работал Людвиг Дмитриевич, и мне сообщили, что рассказать об открытиях смогут только его ученики (в девяностые они разъехались по зарубежным вузам), один из которых скоро прилетает на несколько дней в Россию. Эти несколько дней я его перехватывала ради того, чтобы он объяснил мне уравнения Фаддеева, квантовые солитоны, дУхи Фаддеева — Попова и другие его уравнения и решения».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
Не спешите приступать к написанию материала. Лучше соберитесь с мыслями и поищите дополнительную информацию, чтобы уже с ней обратиться к специалисту за разъяснениями.
Не знаете, с чего начать?
АЛЕКСАНДРА ЛИТВИНОВА, преподаватель ВШЖиМК СПбГУ, советует следующее: «Я бы рекомендовала посмотреть, что уже было написано по изучаемой теме, чтобы понять, что сейчас является актуальным. Еще я бы попыталась найти человека, разбирающегося в вопросе, чтобы он объяснил, каким образом можно оперативно войти в тему, разобраться в ней и быть компетентным».
ВАЛЕРИЯ БИТЮЦКАЯ, преподаватель ВШЖиМК СПбГУ, придерживается похожего мнения: «Не надо пытаться изобрести велосипед. Знаете, когда художник учится живописи, он сначала много копирует, а потом постепенно переходит к созданию собственных картин, формирует свой стиль. Писатели и журналисты, на мой взгляд, учатся точно так же. Копирование — хорошая практика. Заметьте, не плагиат, а именно попытка построить текст по тем же принципам, повторить какой-то прием, стиль. Почитайте авторов в новой для вас теме, проанализируйте их тексты, попробуйте сделать как они. Постепенно вы освоите множество приемов, найдете свои, а ваши тексты будут лучше и лучше. Еще один совет, если вы пришли в отраслевую журналистику или просто работаете с узкой темой: обращайтесь к научным библиотекам и публикациям ученых. На «Киберленинке», например, можно найти статьи, наверное, на любую тему. Это отличная база, которая добавит вашему материалу экспертности, а вам — знаний в новой области».
СПРОСИТЕ СЕБЯ: «КАК МНОГО МОЙ ЧИТАТЕЛЬ ЗНАЕТ?»
Понимание своей аудитории важно само по себе, но в условиях написания сложного материала тем более. Есть разница, когда вы пишете для продвинутых читателей, а когда для новичков: часть слов люди могут не понять; какие-то аббревиатуры они никогда раньше не видели; какие-то явления могут быть им незнакомы. Не только вы должны понимать, о чем говорите, но и ваш читатель. Поэтому, если вы знаете, что ваша аудитория не состоит из экспертов по теме, то упростите текст:
1) Сократите использование специальных терминов, а тем, что используются, дайте пояснение;
2) Объясните сначала важные моменты, а уже потом детали;
3) Приведите аналогию, которую поймет читатель;
4) Избегайте аббревиатур.
ДАЙТЕ СВОЙ ТЕКСТ НА ПРОВЕРКУ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Даже если вы уверены, что все правильно поняли, попросите эксперта перепроверить вашу работу. В ваших же интересах, чтобы и аудитория поняла все правильно, и другие специалисты не раскритиковали вас за ошибки или искажение информации. Этот совет также работает в тех случаях, когда вы пишете для «подкованной» аудитории, которой уже нужны детали, а не общая концепция.
Если вы пишете не для экспертов, то убедитесь, что аудитория вас поймет: дайте прочитать ваш текст человеку, который не является специалистом в вашей теме. Узнайте у него, не осталось ли вопросов после прочтения текста? Нет ли такого, что какую-то часть невозможно понять? Исправьте эти вещи: сделайте свой текст доступным для читателя.
Ну и напоследок: не бойтесь писать о неизвестном. Практически все журналисты, с которыми нам довелось поговорить, в первую очередь отмечали, что стоит успокоиться, перестать бояться и начать что-то делать. Постепенно все придет. И главное: не бойтесь задавать вопросы эксперту, даже если кажется, что они глупые. Лучше лишний раз переспросить и понять, чем промолчать и ввести в заблуждение и себя, и аудиторию.
Фотографии из личного архива героев
Иллюстрация на обложке: shutterstock.com